4.2 Интегральная классификация аис-бу
Интегральная классификация в отличие от развернутой классификации группирует программное обеспечение АИС-БУ одновременно по некоторому набору признаков. Наиболее широко применяются две интегральных классификации программных средств АИС-БУ.
Первая интегральная классификация. В основе этой классификации лежит размер хозяйствующего субъекта. В соответствии с этим признаком АИС-БУ подразделяются на системы, предназначенные для малых, средних и крупных предприятий.
Такая классификация имеет два основных недостатка:
Во-первых, вместо классификации систем автоматизации учета по некоторым потребительским свойствам и принципам построения рассматривается классификация предприятий как потребителей программных продуктов. Фактически классификация программ подменяется классификацией их пользователей.
Во-вторых, само понятие размера предприятия слишком размыто, чтобы быть единственным критерием для отнесения систем к тому или иному классу.
Как правило, в основу градации предприятий кладутся сразу несколько признаков: среднесписочная численность работников, обороты за период, численность работников бухгалтерии, распределение работников по участкам учета, объем первичной документации за отчетный период, количество хозяйственных операций и др.
Действительно, часто приведенные характеристики не противоречат друг другу: чем больше численность работников, тем большие обороты имеет предприятие, тем больше документооборот, больше совершается хозяйственных операций и тем больше численность бухгалтерии. Но не исключен и случай, при котором при небольшой численности сотрудников (3-5 чел.) возможен большой оборот при относительно малом объеме операций.
Правильно было бы основой такой классификации считать численность работников бухгалтерии, поскольку при больших объемах информации имеет место распределение функций между работниками, что влияет на выбор программных продуктов, используемых при создании АИС-БУ.
Вторая интегральная классификация. Эта классификация программного обеспечения АИС-БУ, получившая достаточно широкое распространение в середине 90-х годов, учитывает одновременно несколько критериев: функциональные возможности системы и сферу ее применения; принципы построения системы; особенности адаптации к условиям пользователя; особенности сопровождения и технической поддержки (рис. 19).
С этих позиций системы автоматизации бухгалтерского учета подразделяются на следующие классы:
1) Мини-бухгалтерия. Системы этого класса предназначены, главным образом, для малых предприятий с бухгалтерией от одного до трех человек и без явной специализации сотрудников на конкретных участках учета. Иногда они используются и в бухгалтериях достаточно крупных организаций, как инструмент главного бухгалтера при ведении сводного учета, а также для учета операций по кассе, банку и учета взаиморасчетов. Некоторые программы данного типа активно используются аудиторами. Программы класса «мини-бухгалтерия» позволяют вести синтетический и несложный стоимостной аналитический учет; вводить и обрабатывать проводки; рассчитать и распечатать показатели главной книги, оборотного баланса, журналы-ордера и ведомости; формировать первичные документы и отчетность.
2) Интегрированная система бухгалтерского учета. Системы этого класса в рамках единой программы реализуют замкнутый цикл решения задач учета от обработки первичных документов до получения отчетности.
Рис. 19.Интегральная классификация АИС-БУ
|
Программы данного класса ориентированы, главным образом, на малые и средние предприятия с бухгалтерией численностью от двух до пяти человек. В то же время нередки случаи применения их и в более крупных организациях.
Интегрированные системы помимо функций сводного учета поддерживают специфику ведения большинства основных участков учета: учет материальных ценностей, учет основных средств, учет кассовых и банковских операций, расчетов с поставщиками и покупателями и др. Поддержка процедур решения задач по учету труда и заработной платы здесь обычно достаточно ограничена, и эти функции, как правило, выделяются в отдельную программу.
Интегрированные системы обеспечивают многоуровневый натурально-стоимостной аналитический учет. Они основаны на концепции расширенной проводки.
Интегрированные системы поставляются как в локальном, так и в сетевом вариантах. В последнем случае на каждом из компьютеров система устанавливается полностью, так как выполнена она как единый программный модуль.
3) Инструментальная система (бухгалтерский конструктор). Системы этого класса, в целом, обладают функциональными возможностями интегрированных систем, но в отличие от них имеют развитые средства настройки на специфику ведения учета в бухгалтерии конкретного предприятия. Эти системы имеют достаточно простой, часто понятный даже бухгалтеру процедурный язык, позволяющий ему самому или с помощью дилера фирмы-разработчика описать процедуры обработки типовых хозяйственных операций и обеспечить отражение их в книге учета хозяйственных операций. Кроме того, система позволяет создавать новые первичные документы и вносить коррективы в действующие, создавать новые формы отчетов и изменять существующие, настраивать план счетов и другие справочники в соответствии с требованиями ведения учета на предприятии. Эти особенности делают программы указанного класса достаточно гибкими, что важно не только с точки зрения адаптации их на конкретных предприятиях, но и с точки зрения приспособления к постоянным изменениям в законодательстве. Основная область применения — малые и средние предприятия.
4) Бухгалтерский комплекс. Системы этого класса состоят из отдельных функционально законченных и взаимосвязанных программных модулей, которые реализуют функции отдельных участков учета и наиболее полно учитывают особенности их ведения. Здесь реализуется технология работы от первичного документа к проводке, полностью поддерживается специфика ввода исходной и получения выходной информации по каждому разделу учета.
Программы данного класса ориентированы, главным образом на средние и крупные предприятия при численности бухгалтерского аппарата более пяти человек и явном разделении функций между сотрудниками. В то же время нет никаких особых ограничений на применение бухгалтерских комплексов в малых предприятиях. Организационно АИС-БУ, созданная на основе бухгалтерского комплекса, представляет собой комплекс автоматизированных рабочих мест (АРМ), на каждом из которых установлен программный модуль соответственно выполняемым функциям учета. Бухгалтерские комплексы, в зависимости от технической базы, могут поставляться в виде отдельных локальных АРМ и как сетевые системы.
5) Бухгалтерский комплекс корпоративной информационной системы управления экономическим объектом. Бухгалтерская компонента является здесь лишь составляющей общей системы управления, которая функционирует согласованно с другими подсистемами управления. По своим функциям и построению бухгалтерская составляющая аналогична классу «бухгалтерский комплекс», но добавляются проблемы взаимодействия с другими функциональными подсистемами. Ориентированы они на средние, крупные предприятия и предприятия со сложной организационной структурой, включающей удаленные филиалы.
6) Индивидуальные системы бухгалтерского учета. Эти системы создаются применительно к условиям конкретного заказчика, потому называются они еще заказными системами. С точки зрения особенностей построения это может быть интегрированная система, бухгалтерский комплекс или бухгалтерский комплекс корпоративной информационной системы. Главное то, что такие системы создаются под конкретный заказ, не являются тиражируемыми и требуют прямого участия разработчика, как на стадии внедрения, так и при эксплуатации.
7) Отдельные участки учета. Этот класс систем интегральной классификации в точности соответствует классу «Системы автоматизации отдельных разделов бухгалтерского учета», выделенному в развернутой классификации по признаку охвата учетный функций.
Контрольные вопросы и задания
Охарактеризуйте состав автоматизированного рабочего места экономиста.
Назовите виды классификаций информационных систем бухгалтерского учета. Раскройте содержание перечисленных классификаций.
Перечислите основные понятия системы «1С:Предприятие».
Какие режимы работы существуют с системой «1С:Предприятие»? Раскройте содержание работ, выполняемых в каждом режиме.
Тема № 6
- Брянский государственный университет имени академика и.Г.Петровского
- Содержание учебно-методического комплекса
- Информационные системы в экономике
- Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
- Организационно-методические указания Учебно-тематические планы
- Учебно-тематический план курса «Информационные системы в экономике» для дневного отделения
- Учебно-тематический план курса «Информационные системы в экономике» для дневного отделения (сокращенного срока обучения)
- Учебно-тематический план курса «Информационные системы в экономике» для заочного отделения
- Содержание дисциплины Тема 1. Основы автоматизации экономических процессов
- Тема 2. Структурная и функциональная организация автоматизированных информационных систем и технологий
- Тема 3. Жизненный цикл информационной системы
- Тема 4. Основы построения и использования интеллектуальных информационных систем
- Тема 5. Информационные системы бухгалтерского учета
- Тема 6. Автоматизация межбанковских расчетов
- Тема 7. Телекомуникационные технологии в информационных системах
- Темы для самостоятельного изучения Информационные системы поизводственной деятеьности
- Защита информации в эис
- Оценка эффективности эис
- Содержание лабораторных работ
- Литература
- Вопросы для контроля и самоанализа
- Темы докладов и рефератов
- Рабочая программа
- Информационные системы в экономике для специальности «Финансы и кредит»
- Для специальности «финансы и кредит»
- 1. Принципы построения и классификация вычислительных сетей. 100
- Необходимость автоматизации экономических процессов
- Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере
- Понятие информационной системы
- Принципы построения автоматизированных информационных систем
- Классификация информационных систем
- 1. Классификация по характеру обрабатываемой информации.
- 2. Классификация по целевым функциям .
- 3. Классификация по видам процессов управления.
- 4. Классификация по отраслевому и территориальному признаку .
- Тема № 2 структурная и функциональная организация автоматизированных информационных систем и технологий
- Понятие функциональных и обеспечивающих технологий
- Характеристика обеспечивающих подсистем
- Тема № 3
- Модели жизненного цикла ис
- Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла информационной системы.
- Виды проектной документации
- Тема № 4 основы построения и использования интеллектуальных информационных систем
- Методологические основы теории искусственного интеллекта
- Основные понятия и определения теории интеллектуальных информационных систем
- Классификация интеллектуальных информационных систем
- Методы представления знаний
- Знания и их свойства
- Информационные системы бухгалтерского учета
- 1. Автоматизированное рабочее место бухгалтера
- 2. Концептуальная модель обработки данных в аис-бу
- 3. Компьютерная форма бухгалтерского учета
- 4. Подходы к классификации аис-бу
- 4.1 Развернутая классификация аис-бу
- 4.2 Интегральная классификация аис-бу
- Автоматизация межбанковских расчетов
- Системы межбанковских расчетов
- Автоматизация международных расчетов
- 3 Электронные платежные системы в Интернет
- Телекомуникационные технологии в информационных системах
- Принципы построения и классификация вычислительных сетей
- 2. Способы коммутации и передачи данных
- 3. Программное обеспечение вычислительных сетей
- 4. Локальные вычислительные сети
- 4.1. Классификация лвс
- 4.2. Организация обмена информацией в лвc
- 4.3. Методы доступа в лвс
- 5. Обеспечение безопасности информации в вычислительных сетях
- Лабораторные работы
- Занятие № 1.
- Ввод новых пользователей
- Элементы пользовательского интерфейса
- Настройка общих параметров системы
- Из устава
- Из свидетельства о постановке на учет в гни
- Литература
- Занятие № 2.
- Справочники
- Работа со справочниками:
- Формирование Уставного капитала. Журнал операций
- 12 Июля 2001 года произведена гос. Регистрация нового предприятия – «Эпос» общества с ограниченной ответственностью.
- Просмотр операций и проводок
- Литература
- Занятие № 3
- Операции по кассе:
- Для учета наличия и движения наличных денежных средств используется активный счет 50 Касса. На счете выделено пять субсчетов:
- Операции по расчетному счету
- Получение наличных денежных средств с расчетного счета
- 20.07.01 С расчетного счета ооо «эпос» в кб «Мирный» по чеку ж07 № 4567875 от 20.07.01 получены денежные средства для следующих целей:
- Поступление денежных средств на р/с
- 15 Июля 2001 г. На р/с предприятия учредителями – юридическими лицами в качестве взносов в ук перечислены суммы.
- Взаимосвязь кассовых и банковских операций
- Анализ движения денежных средств
- Литература
- Занятие № 4 Учет расчетов с покупателями
- Знакомство с планом счетов
- 28.07.2001 Согласно договору № 2 – пк от 15.07.2001 предприятием «Эпос» получена предоплата от кб «Топ - Инвест» в счет предстоящей поставки офисной мебели.
- Выписка счета фактуры
- Литература
- Занятие № 5 - 6 Учет расчетов с поставщиками
- 23.07.01 Выписано платежное поручение № 1 от 23.07.01 и отправлено в акб Мирный.
- 26.07.01 Получен счет завода Фрезер № 231/37 от 23.07.01 за поставку инструмента на общую сумму 3 600 руб., включая ндс 600 руб.
- Литература
- Занятие № 7 - 8 Учет основных средств
- Организация справочника «Основные средства»
- Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
- Поступление основных средств от учредителей
- Типовая операция «Поступление ос в счет вклада в уставный капитал»
- 23.07.01 По факту поступления ос оформлен акт приемки-передачи ос №2 от 23 июля 2001 года. Акт поступил в бухгалтерию.
- Поступление основных средств от поставщиков
- 30.07.01 Станок cдc – 1 по акту приемки – передачи ос передан в эксплуатацию в столярный цех.
- Ввод основных средств в эксплуатацию
- 30.07.2001 В компьютерной бухгалтерии необходимо отразить хозяйственные операции по вводу в эксплуатацию следующих объектов основных средств.
- Безвозмездное поступление основных средств
- 04.08.2001 По акту дарения от завода «Колибри» передан ооо «эпос» объект основных средств «Пресс Сжим-5». Рыночная стоимость на момент передачи основного средства оценена в 9000.00 руб. Необходимо:
- 1. Зарегистрировать вновь поступивший объект в справочнике -«Основные средства»,
- 2. Отразить в компьютерном учете факт безвозмездного поступления основного средства.
- 3. Отразить факт ввода в эксплуатацию основного средства для использования в производственных целях в столярном цехе.
- Литература
- Занятие №9 - 11 Монтаж и наладка оборудования
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Литература
- Поступление материалов с недостачей
- 02.08.2001 На склад материалов № 1 от поставщика нпо «Боровик» поступили материалы в сопровождении товарно-транспортной накладной и счета №31 от 23.07.2001. В счете указано:
- Ввод операции по учету претензии поставщику
- Приобретение мпз подотчетным лицом у производителя
- 5. Оприходование материальных ценностей
- 22.07.2001 На предприятии гул «Маяк» Крохиным д.Ю. За наличные приобретены следующее материальные ценности. В документах поставщика указано:
- 23.07.2001 В бухгалтерию предприятия Крохиным д.Ю. Представлен авансовый отчет №1,в сопровождении приходного складского ордера и оправдательных документов. Отчет утвержден в сумме 3018 руб. 00коп.
- Приобретение мпз подотчетным лицом в розничной торговле
- 5. Оприходование материальных ценностей в бухгалтерии
- Литература
- Занятие № 14 Формирование отчетов
- Литература
- Тестовые задания
- «Информационные системы в экономике»
- Ключи к тестовым заданиям
- Пример индивидуального задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов
- Данные для выполнения задания
- Журнал операций с 31.12.00 по 31.01.01
- Словарь терминов
- Учебно-методический комплекс