logo
ИС-ФиК УМК

Тема № 3

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

План:

  1. Понятие жизненного цикла ИС.

  2. Модели жизненного цикла ИС.

  3. Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла информационной системы.

  4. Виды проектной документации

Литература:

1.Автоматизированные информационные системы в экономике: учебник / под ред. проф. Г.А.Титоренко - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 349 с.

2. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ под ред. проф. Г.А. Титоренко – М: ЮНИТИ, 2003

3. Информационные системы и технологии в экономике и управлении.: учебное пособие/ под ред. проф. Трофимова В.В. - 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшее образование 2007. – 480 с.

Понятие жизненного цикла ИС

Жизненный цикл (ЖЦ) — период создания и использования АИС (АИТ), охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной автоматизированной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления у пользователей.

Жизненный цикл АИС и АИТ позволяет выделить четыре основные стадии:

  1. предпроектную;

  2. проектную;

  3. внедрение;

  4. функционирование.

Жизненный цикл (ЖЦ) образуетсяв соответствии с принципом нисходящего проектирования и, как правило, носит итерационный характер: реализованные этапы, начиная с самых ранних, циклически повторяются в соответствии с изменениями требований и внешних условий, введением ограничений и т.п. На каждом этапе ЖЦ формируется определенный набор документов и технических решений, при этом для каждого этапа исходными являются документы и решения, полученные на предыдущем этапе. Этап завершается проверкой предложенных решений и документов на их соответствие сформулированным требованиям и начальным условиям.

Существует целый ряд стандартов, регламентирующих ЖЦ ПО, а в некоторых случаях и процессы разработки. Среди наиболее известных стандартов можно выделить следующие:

В соответствии с базовым международным стандартом ISO/IEC 12207 все процессы ЖЦ ПОделятся на три группы:

  1. Основные процессы:

  • Вспомогательные процессы:

    • документирование;

    • управление конфигурацией;

    • обеспечение качества;

    • разрешение проблем;

    • аудит;

    • аттестация;

    • совместная оценка;

    • верификация.

  • Организационные процессы:

    • создание инфраструктуры;

    • управление;

    • обучение;

    • усовершенствование

    В таблице 1 приведены ориентировочные описания основных процессов ЖЦ. Вспомогательные процессы предназначены для поддержки выполнения основных процессов, обеспечения качества проекта, организации верификации, проверки и тестирования ПО. Организационные процессы определяют действия и задачи, выполняемые как заказчиком, так и разработчиком проекта для управления своими процессами.

    Для поддержки практического применения стандарта ISO/IEC 12207 разработан ряд технологических документов: Руководство для ISO/IEC 12207 (ISO/IEC TR 15271:1998 Information technology - Guide for ISO/IEC 12207) и Руководство по применению ISO/IEC 12207 к управлению проектами (ISO/IEC TR 16326:1999 Software engineering - Guide for the application of ISO/IEC 12207 to project management).

    Таблица 1. Содержание основных процессов ЖЦ ПО ИС

    (ISO/IEC 12207)

    Процесс (исполнитель процесса)

    Действия

    Вход

    Результат

    Приобретение (заказчик)

    • Инициирование

    • Подготовка заявочных предложений

    • Подготовка договора

    • Контроль деятельности поставщика

    • Приемка ИС

    • Решение о начале работ по внедрению ИС

    • Результаты обследования деятельности заказчика

    • Результаты анализа рынка ИС/ тендера

    • План поставки/ разработки

    • Комплексный тест ИС

    • Технико-экономическое обоснование внедрения ИС

    • Техническое задание на ИС

    • Договор на поставку/ разработку

    • Акты приемки этапов работы

    • Акт приемно-сдаточных испытаний

    Поставка (разработчик ИС)

    • Инициирование

    • Ответ на заявочные предложения

    • Подготовка договора

    • Планирование исполнения

    • Поставка ИС

    • Техническое задание на ИС

    • Решение руководства об участии в разработке

    • Результаты тендера

    • Техническое задание на ИС

    • План управления проектом

    • Разработанная ИС и документация

    • Решение об участии в разработке

    • Коммерческие предложения/ конкурсная заявка

    • Договор на поставку/ разработку

    • План управления проектом

    • Реализация/ корректировка

    • Акт приемно-сдаточных испытаний

    Разработка (разработчик ИС)

    • Подготовка

    • Анализ требований к ИС

    • Проектирование архитектуры ИС

    • Разработка требований к ПО

    • Проектирование архитектуры ПО

    • Детальное проектирование ПО

    • Кодирование и тестирование ПО

    • Интеграция ПО и квалификационное тестирование ПО

    • Интеграция ИС и квалификационное тестирование ИС

    • Техническое задание на ИС

    • Техническое задание на ИС, модель ЖЦ

    • Техническое задание на ИС

    • Подсистемы ИС

    • Спецификации требования к компонентам ПО

    • Архитектура ПО

    • Материалы детального проектирования ПО

    • План интеграции ПО, тесты

    • Архитектура ИС, ПО, документация на ИС, тесты

    • Используемая модель ЖЦ, стандарты разработки

    • План работ

    • Состав подсистем, компоненты оборудования

    • Спецификации требования к компонентам ПО

    • Состав компонентов ПО, интерфейсы с БД, план интеграции ПО

    • Проект БД, спецификации интерфейсов между компонентами ПО, требования к тестам

    • Тексты модулей ПО, акты автономного тестирования

    • Оценка соответствия комплекса ПО требованиям ТЗ

    • Оценка соответствия ПО, БД, технического комплекса и комплекта документации требованиям ТЗ

    Позднее был разработан и в 2002 г. опубликован стандарт на процессы жизненного цикла.