1. Автоматизированное рабочее место бухгалтера
Центральным звеном автоматизированной информационной системы бухгалтерского учета (АИС-БУ) являются автоматизированные рабочие места (АРМ) работников бухгалтерии и учетных работников низовых подразделений предприятия — мест возникновения первичной информации.
Автоматизированное рабочее место бухгалтера (АРМ бухгалтера) — это рабочее место бухгалтера, оснащенное персональным компьютером, программным обеспечением и совокупностью информационных ресурсов индивидуального или коллективного пользования, которые позволяют ему вести обработку данных с целью получения информации, обеспечивающей поддержку принимаемых им решений при выполнении профессиональный функций.
Бухгалтерия, оснащенная совокупностью АРМ становится автоматизированной бухгалтерией. В ней значительная часть рутинной работы по переработке информации выполняется компьютером. Вместе с тем бухгалтер может активно вмешиваться в процесс решения задач обработки данных, самостоятельно формируя информацию, позволяющую принимать обоснованные решения. Такая технология сокращает поток бумажных носителей, снижает трудоемкость выполняемых работ, повышает профессиональный уровень работников и комфортность условий их работы.
Компьютеры позволяют решить и проблему автоматизации документирования хозяйственных операций на основе создания АРМ первичного (оперативного) учета – АРМ СПУ.
АРМ бухгалтера помимо персональной ЭВМ включает четыре основные компоненты:
- комплекс программ для обработки учетной информации;
- обучающую систему (гипертекстовую систему документации для пользователя; интегрированную систему подсказок; систему закладок, указателей и справок; систему примеров, систему контроля и обнаружения ошибок);
- сервисные средства настройки АРМ (алгоритмов расчетов, бухгалтерских и технологических параметров, устройств — принтера, модема, сканера, эргономики экранных форм и т.д.) и эксплуатации АРМ (классификаторы, генератор отчетных форм, администратор баз данных, инструментарий приема/передачи данных по каналам связи, копирования и сохранности данных, мониторинг — контроль за работой конкретных пользователей, часы, калькулятор);
- методическую и правовую поддержку АРМ. Кроме этого, АРМ комплектуется документацией и методическими материалами по применению программ, а также регламентами выполнения работ по обработке информации. Конкретная насыщенность каждой из компонент определяется теми задачами, которые решаются на данном месте.
АРМ в бухгалтерии могут функционировать автономно или в составе компьютерной сети. При автономном режиме работы АРМ создаются для решения отдельных функциональных задач и не могут оперативно использовать всю информационную базу экономического объекта, а обмен информацией между различными АРМ выполняется с помощью машинных носителей. Работа на базе компьютерных сетей позволяет организовать обмен данными между АРМ по каналам связи, объединить информационное пространство объекта управления и организовать доступ к нему любого работника в пределах его полномочий. Каждое АРМ рассматривается как самостоятельная подсистема, а вместе они составляют единое целое.
Организационная структура бухгалтерии предопределяет номенклатуру (количество) АРМ, а декомпозиция целей и функций, а также распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии определяют функциональное содержание (функциональную направленность) конкретных АРМ — состав задач, которые будут решаться на конкретном рабочем месте. Специфика функций, выполняемых каждым из этих сотрудников, требует разных информационных и программных ресурсов. Распределение работ зависит и от технической базы, а также от уровня компьютерной подготовки специалистов бухгалтерии.
Как правило, АРМ в бухгалтерии организуются в соответствии с традиционным распределением работ по разделам учета: основных средств, материальных ценностей, заработной платы, выпуска и реализации готовой продукции, затрат, сводного учета и т.д. В зависимости от объема работ и общего числа компьютеров на одном рабочем месте могут решаться задачи нескольких разделов учета. Возможен и другой вариант, когда один раздел учета будет распределен между несколькими рабочими местами. Например, расчеты по заработной плате могут быть распределены по нескольким рабочим местам, на каждом из которых выполняется обработка данных одного подразделения (цеха, филиала).
- Брянский государственный университет имени академика и.Г.Петровского
- Содержание учебно-методического комплекса
- Информационные системы в экономике
- Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
- Организационно-методические указания Учебно-тематические планы
- Учебно-тематический план курса «Информационные системы в экономике» для дневного отделения
- Учебно-тематический план курса «Информационные системы в экономике» для дневного отделения (сокращенного срока обучения)
- Учебно-тематический план курса «Информационные системы в экономике» для заочного отделения
- Содержание дисциплины Тема 1. Основы автоматизации экономических процессов
- Тема 2. Структурная и функциональная организация автоматизированных информационных систем и технологий
- Тема 3. Жизненный цикл информационной системы
- Тема 4. Основы построения и использования интеллектуальных информационных систем
- Тема 5. Информационные системы бухгалтерского учета
- Тема 6. Автоматизация межбанковских расчетов
- Тема 7. Телекомуникационные технологии в информационных системах
- Темы для самостоятельного изучения Информационные системы поизводственной деятеьности
- Защита информации в эис
- Оценка эффективности эис
- Содержание лабораторных работ
- Литература
- Вопросы для контроля и самоанализа
- Темы докладов и рефератов
- Рабочая программа
- Информационные системы в экономике для специальности «Финансы и кредит»
- Для специальности «финансы и кредит»
- 1. Принципы построения и классификация вычислительных сетей. 100
- Необходимость автоматизации экономических процессов
- Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере
- Понятие информационной системы
- Принципы построения автоматизированных информационных систем
- Классификация информационных систем
- 1. Классификация по характеру обрабатываемой информации.
- 2. Классификация по целевым функциям .
- 3. Классификация по видам процессов управления.
- 4. Классификация по отраслевому и территориальному признаку .
- Тема № 2 структурная и функциональная организация автоматизированных информационных систем и технологий
- Понятие функциональных и обеспечивающих технологий
- Характеристика обеспечивающих подсистем
- Тема № 3
- Модели жизненного цикла ис
- Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла информационной системы.
- Виды проектной документации
- Тема № 4 основы построения и использования интеллектуальных информационных систем
- Методологические основы теории искусственного интеллекта
- Основные понятия и определения теории интеллектуальных информационных систем
- Классификация интеллектуальных информационных систем
- Методы представления знаний
- Знания и их свойства
- Информационные системы бухгалтерского учета
- 1. Автоматизированное рабочее место бухгалтера
- 2. Концептуальная модель обработки данных в аис-бу
- 3. Компьютерная форма бухгалтерского учета
- 4. Подходы к классификации аис-бу
- 4.1 Развернутая классификация аис-бу
- 4.2 Интегральная классификация аис-бу
- Автоматизация межбанковских расчетов
- Системы межбанковских расчетов
- Автоматизация международных расчетов
- 3 Электронные платежные системы в Интернет
- Телекомуникационные технологии в информационных системах
- Принципы построения и классификация вычислительных сетей
- 2. Способы коммутации и передачи данных
- 3. Программное обеспечение вычислительных сетей
- 4. Локальные вычислительные сети
- 4.1. Классификация лвс
- 4.2. Организация обмена информацией в лвc
- 4.3. Методы доступа в лвс
- 5. Обеспечение безопасности информации в вычислительных сетях
- Лабораторные работы
- Занятие № 1.
- Ввод новых пользователей
- Элементы пользовательского интерфейса
- Настройка общих параметров системы
- Из устава
- Из свидетельства о постановке на учет в гни
- Литература
- Занятие № 2.
- Справочники
- Работа со справочниками:
- Формирование Уставного капитала. Журнал операций
- 12 Июля 2001 года произведена гос. Регистрация нового предприятия – «Эпос» общества с ограниченной ответственностью.
- Просмотр операций и проводок
- Литература
- Занятие № 3
- Операции по кассе:
- Для учета наличия и движения наличных денежных средств используется активный счет 50 Касса. На счете выделено пять субсчетов:
- Операции по расчетному счету
- Получение наличных денежных средств с расчетного счета
- 20.07.01 С расчетного счета ооо «эпос» в кб «Мирный» по чеку ж07 № 4567875 от 20.07.01 получены денежные средства для следующих целей:
- Поступление денежных средств на р/с
- 15 Июля 2001 г. На р/с предприятия учредителями – юридическими лицами в качестве взносов в ук перечислены суммы.
- Взаимосвязь кассовых и банковских операций
- Анализ движения денежных средств
- Литература
- Занятие № 4 Учет расчетов с покупателями
- Знакомство с планом счетов
- 28.07.2001 Согласно договору № 2 – пк от 15.07.2001 предприятием «Эпос» получена предоплата от кб «Топ - Инвест» в счет предстоящей поставки офисной мебели.
- Выписка счета фактуры
- Литература
- Занятие № 5 - 6 Учет расчетов с поставщиками
- 23.07.01 Выписано платежное поручение № 1 от 23.07.01 и отправлено в акб Мирный.
- 26.07.01 Получен счет завода Фрезер № 231/37 от 23.07.01 за поставку инструмента на общую сумму 3 600 руб., включая ндс 600 руб.
- Литература
- Занятие № 7 - 8 Учет основных средств
- Организация справочника «Основные средства»
- Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
- Поступление основных средств от учредителей
- Типовая операция «Поступление ос в счет вклада в уставный капитал»
- 23.07.01 По факту поступления ос оформлен акт приемки-передачи ос №2 от 23 июля 2001 года. Акт поступил в бухгалтерию.
- Поступление основных средств от поставщиков
- 30.07.01 Станок cдc – 1 по акту приемки – передачи ос передан в эксплуатацию в столярный цех.
- Ввод основных средств в эксплуатацию
- 30.07.2001 В компьютерной бухгалтерии необходимо отразить хозяйственные операции по вводу в эксплуатацию следующих объектов основных средств.
- Безвозмездное поступление основных средств
- 04.08.2001 По акту дарения от завода «Колибри» передан ооо «эпос» объект основных средств «Пресс Сжим-5». Рыночная стоимость на момент передачи основного средства оценена в 9000.00 руб. Необходимо:
- 1. Зарегистрировать вновь поступивший объект в справочнике -«Основные средства»,
- 2. Отразить в компьютерном учете факт безвозмездного поступления основного средства.
- 3. Отразить факт ввода в эксплуатацию основного средства для использования в производственных целях в столярном цехе.
- Литература
- Занятие №9 - 11 Монтаж и наладка оборудования
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Литература
- Поступление материалов с недостачей
- 02.08.2001 На склад материалов № 1 от поставщика нпо «Боровик» поступили материалы в сопровождении товарно-транспортной накладной и счета №31 от 23.07.2001. В счете указано:
- Ввод операции по учету претензии поставщику
- Приобретение мпз подотчетным лицом у производителя
- 5. Оприходование материальных ценностей
- 22.07.2001 На предприятии гул «Маяк» Крохиным д.Ю. За наличные приобретены следующее материальные ценности. В документах поставщика указано:
- 23.07.2001 В бухгалтерию предприятия Крохиным д.Ю. Представлен авансовый отчет №1,в сопровождении приходного складского ордера и оправдательных документов. Отчет утвержден в сумме 3018 руб. 00коп.
- Приобретение мпз подотчетным лицом в розничной торговле
- 5. Оприходование материальных ценностей в бухгалтерии
- Литература
- Занятие № 14 Формирование отчетов
- Литература
- Тестовые задания
- «Информационные системы в экономике»
- Ключи к тестовым заданиям
- Пример индивидуального задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов
- Данные для выполнения задания
- Журнал операций с 31.12.00 по 31.01.01
- Словарь терминов
- Учебно-методический комплекс