Классификация интеллектуальных информационных систем
Несмотря на значительное число попыток провести классификацию интеллектуальных информационных систем (см., например, [21, 22, 26, 27, 41]), ни одна из них, на наш взгляд, не является совершенной. На рис. 4.1.4 представлена такая классификация, полученная путем сопоставления и обобщения известных классификаций этих систем.
На рисунке обозначены: СОН — системы общего назначения; СС — специализированные системы.
Наиболее широкое распространение на практике в настоящее время получили системы искусственного интеллекта, основанные на знаниях. Понятие "знания" для этих систем имеет принципиальное значение. Под "знанием" в системах искусственного интеллекта понимается информация о предметной области, представленная определенным, образом и используемая в процессе логического вывода. По своему содержанию данная информация является некоторым набором суждений и умозаключений, описывающих состояние и механизмы (логику) функционирования в выбранной, как правило, весьма ограниченной предметной области. Указанные суждения и умозаключения высказываются экспертом (специалистом) в этой области либо формулируются в результате анализа литературы по данному предметному направлению.
Способы получения и представления знаний в интересах проектирования систем искусственного интеллекта в настоящее время составляют предмет сравнительно нового научного направления — инженерии знаний.
Форма представления знаний имеет отличие от формы представления данных. Обычно (см., например, [53]) под данными в АИС понимаются факты и идеи, представленные в формализованном виде, позволяющие (лишь) передавать, хранить или обрабатывать эти факты и идеи при помощи некоторого процесса.
Рис. 7. Классификация систем искусственного интеллекта |
В отличие от данных, знания предполагают сосредоточение не только фактов и идей в указанном выше смысле (так называемых первичных данных), но и дополнительных данных, которые описывают (интерпретируют) первичные данные с точки зрения следующих составляющих: того, что собой представляют эти данные, какие между ними имеются связи, какие действия с ними и каким образом могут выполняться и т. п.
В системах, основанных на знаниях, предполагается, что исходные знания способны, в соответствии с запросами пользователей к системе порождать новые знания. При этом сама процедура порождения новых знаний называется логическим выводом (или просто выводом). Термин "логический" в данном случае не случаен с двух точек зрения. Системы, основанные на знаниях, моделируют мыслительную деятельность людей лишь на логическом (а не на физиологическом) уровне и, кроме того, основным математическим аппаратом, лежащим в основе систем этого типа, является аппарат математической логики.
К системам искусственного интеллекта, полностью основанным на знаниях, относятся два класса систем: экспертные системы и интеллектуальные пакеты прикладных программ (ИППП). Основные идеи этого направления частично (или даже в значительной части) реализуются и в других системах искусственного интеллекта, в частности, робототехнических, системах распознавания и др. (см. рис. 7).
Под ИППП понимаются инструментальные пакеты прикладных программ, в которых механизм сборки отдельных подпрограмм (решения частных задач) в общую программу
решения требуемой задачи осуществляется автоматически, на основе механизма логического вывода.
В самоорганизующихся системах реализуется попытка осуществить моделирование интеллектуальной деятельности человека (или более простых живых существ) не на логическом, а на физиологическом уровне работы головного мозга. В данном случае мозг человека моделируется сетью идеальных нейронов. В соответствии с доказанной фон Нейманом [37] теоремой при воздействии на такую сеть некоторых раздражителей она начинает вырабатывать адекватную реакцию, т. е. способна к самообучению путем самоорганизации. Несмотря на значительную теоретическую перспективность этого (исторически первого) направления в области искусственного интеллекта, практически значимых результатов этот путь пока не дал. Последнее объясняется технической нереализуемостью на современном уровне достаточного числа взаимосвязанных нейронов в искусственно создаваемой сети.
В то же время данное направление позволило получить весомые результаты в области исследования возможностей создания компьютеров сверхвысокого быстродействия. Тем самым повышаются возможности систем искусственного интеллекта, создаваемых на других принципах. Кроме того, реальные результаты получены в создании нейросистем распознавания образов.
Основная идея, лежащая в основе создания нейросетей, базируется на теореме Мак-Каллока и Питтса [37], которая утверждает, что любую вычислимую функцию можно реализовать с помощью сети идеальных нейронов. Эксперименты показывают, что реализация этих функций таким путем может осуществляться значительно быстрее, чем на традиционном компьютере. Компьютеры новой архитектуры, воплощающие данную идею, получили название нейрокомпъюторы.
Третье направление разработки систем искусственного интеллекта связано с реализацией эвристического подхода к построению таких систем. Главной особенностью, характерной для данного направления, является полный отказ от следования принципу аналогии при моделировании механизма интеллектуальной деятельности (ни на логическом, ни на физиологическом уровнях). Методологической основой систем эвристического поиска служит то утверждение, что любая интеллектуальная деятельность начинается с некоторых данных и завершается получением определенных результатов также в виде данных. Если техническое устройство позволяет по аналогичным исходным данным получить эквивалентные результаты, то оно может быть отнесено к классу интеллектуальных (см. первое определение искусственного интеллекта). При этом механизм переработки исходных данных в результаты не оговаривается и, вообще говоря, может быть совершенно иным по сравнению с реальным. Системы этого типа выполняют функции, которые традиционно производятся человеком, однако реализуют их другими способами.
Широкое распространение данное направление получило при решении различных игровых задач (шахматы, шашки и т. д.). Однако подходы, присущие этому направлению, нашли применение и в других системах искусственного интеллекта, в частности, системах общения (особенно в части речевого общения), системах распознавания, робототехничес-ких системах и других. В то же время следует заметить: специфика эвристического подхода такова, что рецепты создания . программ для решения интеллектуальных задач в одной области практики, как правило, неприменимы в другой области, а возникающая необходимость изменения характера учета факторов при решении прикладных задач вызывает существенную перестройку программы в целом.
При разработке интеллектуальных робототехнических систем основная задача состоит в решении теоретических и практических вопросов организации целесообразного поведения подвижных роботов, снабженных сенсорными и эффекторными (исполнительными) механизмами [54]. Принципиальное отличие робототехнических систем от систем искусственного интеллекта других типов заключается в том, чтоэти системы не только воспринимают информацию из окружающего мира и вырабатывают на ее основе определенные оценочные выводы, но и, сообразуясь с этими выводами, вносят изменения в окружающий (анализируемый ими) мир.
К настоящему времени в практике находят применение робототехнические системы с относительно простыми сенсорными и эффекторными механизмами, которые способны выполнять действия только в простых средах с заранее зафиксированными свойствами.
Основа проблемы распознавания образов, или в более широком контексте — машинное зрение, заключается в придании системе способности разрешения задач преобразования огромного количества сенсорных данных (например, присутствующих в телевизионном изображении) к относительно краткому и осмысленному описанию наблюдаемой проблемной ситуации. Содержанием такого описания, как правило, является тот минимальный (самый характерный) набор данных, которые отличают изучаемую ситуацию от стандартной. Основная сложность такого описания связана с ответом на следующие вопросы: какие объекты имеют место в наблюдаемом кадре; какие из них являются ключевыми для выявленной ситуации; что надо принять за стандартную ситуацию для выявленных ключевых объектов; в чем отличие рассматриваемой ситуации от стандартной; откуда первоначально получать наборы стандартных ситуаций. Трудности, с которыми сталкивается практика при решении каждой из перечисленных задач, указывают на то, что, как и в случае робототехнических систем, данное направление находит реализацию только в самых простых случаях.
В дальнейшем будем рассматривать системы, основанные на знаниях, как получившие наибольшее практическое развитие и распространение в различных отраслях профессиональной деятельности, в том числе и в экономике, что обусловливает необходимость более подробного рассмотрения методов представления знаний в памяти ЭВМ.
- Брянский государственный университет имени академика и.Г.Петровского
- Содержание учебно-методического комплекса
- Информационные системы в экономике
- Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
- Организационно-методические указания Учебно-тематические планы
- Учебно-тематический план курса «Информационные системы в экономике» для дневного отделения
- Учебно-тематический план курса «Информационные системы в экономике» для дневного отделения (сокращенного срока обучения)
- Учебно-тематический план курса «Информационные системы в экономике» для заочного отделения
- Содержание дисциплины Тема 1. Основы автоматизации экономических процессов
- Тема 2. Структурная и функциональная организация автоматизированных информационных систем и технологий
- Тема 3. Жизненный цикл информационной системы
- Тема 4. Основы построения и использования интеллектуальных информационных систем
- Тема 5. Информационные системы бухгалтерского учета
- Тема 6. Автоматизация межбанковских расчетов
- Тема 7. Телекомуникационные технологии в информационных системах
- Темы для самостоятельного изучения Информационные системы поизводственной деятеьности
- Защита информации в эис
- Оценка эффективности эис
- Содержание лабораторных работ
- Литература
- Вопросы для контроля и самоанализа
- Темы докладов и рефератов
- Рабочая программа
- Информационные системы в экономике для специальности «Финансы и кредит»
- Для специальности «финансы и кредит»
- 1. Принципы построения и классификация вычислительных сетей. 100
- Необходимость автоматизации экономических процессов
- Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере
- Понятие информационной системы
- Принципы построения автоматизированных информационных систем
- Классификация информационных систем
- 1. Классификация по характеру обрабатываемой информации.
- 2. Классификация по целевым функциям .
- 3. Классификация по видам процессов управления.
- 4. Классификация по отраслевому и территориальному признаку .
- Тема № 2 структурная и функциональная организация автоматизированных информационных систем и технологий
- Понятие функциональных и обеспечивающих технологий
- Характеристика обеспечивающих подсистем
- Тема № 3
- Модели жизненного цикла ис
- Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла информационной системы.
- Виды проектной документации
- Тема № 4 основы построения и использования интеллектуальных информационных систем
- Методологические основы теории искусственного интеллекта
- Основные понятия и определения теории интеллектуальных информационных систем
- Классификация интеллектуальных информационных систем
- Методы представления знаний
- Знания и их свойства
- Информационные системы бухгалтерского учета
- 1. Автоматизированное рабочее место бухгалтера
- 2. Концептуальная модель обработки данных в аис-бу
- 3. Компьютерная форма бухгалтерского учета
- 4. Подходы к классификации аис-бу
- 4.1 Развернутая классификация аис-бу
- 4.2 Интегральная классификация аис-бу
- Автоматизация межбанковских расчетов
- Системы межбанковских расчетов
- Автоматизация международных расчетов
- 3 Электронные платежные системы в Интернет
- Телекомуникационные технологии в информационных системах
- Принципы построения и классификация вычислительных сетей
- 2. Способы коммутации и передачи данных
- 3. Программное обеспечение вычислительных сетей
- 4. Локальные вычислительные сети
- 4.1. Классификация лвс
- 4.2. Организация обмена информацией в лвc
- 4.3. Методы доступа в лвс
- 5. Обеспечение безопасности информации в вычислительных сетях
- Лабораторные работы
- Занятие № 1.
- Ввод новых пользователей
- Элементы пользовательского интерфейса
- Настройка общих параметров системы
- Из устава
- Из свидетельства о постановке на учет в гни
- Литература
- Занятие № 2.
- Справочники
- Работа со справочниками:
- Формирование Уставного капитала. Журнал операций
- 12 Июля 2001 года произведена гос. Регистрация нового предприятия – «Эпос» общества с ограниченной ответственностью.
- Просмотр операций и проводок
- Литература
- Занятие № 3
- Операции по кассе:
- Для учета наличия и движения наличных денежных средств используется активный счет 50 Касса. На счете выделено пять субсчетов:
- Операции по расчетному счету
- Получение наличных денежных средств с расчетного счета
- 20.07.01 С расчетного счета ооо «эпос» в кб «Мирный» по чеку ж07 № 4567875 от 20.07.01 получены денежные средства для следующих целей:
- Поступление денежных средств на р/с
- 15 Июля 2001 г. На р/с предприятия учредителями – юридическими лицами в качестве взносов в ук перечислены суммы.
- Взаимосвязь кассовых и банковских операций
- Анализ движения денежных средств
- Литература
- Занятие № 4 Учет расчетов с покупателями
- Знакомство с планом счетов
- 28.07.2001 Согласно договору № 2 – пк от 15.07.2001 предприятием «Эпос» получена предоплата от кб «Топ - Инвест» в счет предстоящей поставки офисной мебели.
- Выписка счета фактуры
- Литература
- Занятие № 5 - 6 Учет расчетов с поставщиками
- 23.07.01 Выписано платежное поручение № 1 от 23.07.01 и отправлено в акб Мирный.
- 26.07.01 Получен счет завода Фрезер № 231/37 от 23.07.01 за поставку инструмента на общую сумму 3 600 руб., включая ндс 600 руб.
- Литература
- Занятие № 7 - 8 Учет основных средств
- Организация справочника «Основные средства»
- Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
- Поступление основных средств от учредителей
- Типовая операция «Поступление ос в счет вклада в уставный капитал»
- 23.07.01 По факту поступления ос оформлен акт приемки-передачи ос №2 от 23 июля 2001 года. Акт поступил в бухгалтерию.
- Поступление основных средств от поставщиков
- 30.07.01 Станок cдc – 1 по акту приемки – передачи ос передан в эксплуатацию в столярный цех.
- Ввод основных средств в эксплуатацию
- 30.07.2001 В компьютерной бухгалтерии необходимо отразить хозяйственные операции по вводу в эксплуатацию следующих объектов основных средств.
- Безвозмездное поступление основных средств
- 04.08.2001 По акту дарения от завода «Колибри» передан ооо «эпос» объект основных средств «Пресс Сжим-5». Рыночная стоимость на момент передачи основного средства оценена в 9000.00 руб. Необходимо:
- 1. Зарегистрировать вновь поступивший объект в справочнике -«Основные средства»,
- 2. Отразить в компьютерном учете факт безвозмездного поступления основного средства.
- 3. Отразить факт ввода в эксплуатацию основного средства для использования в производственных целях в столярном цехе.
- Литература
- Занятие №9 - 11 Монтаж и наладка оборудования
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Литература
- Поступление материалов с недостачей
- 02.08.2001 На склад материалов № 1 от поставщика нпо «Боровик» поступили материалы в сопровождении товарно-транспортной накладной и счета №31 от 23.07.2001. В счете указано:
- Ввод операции по учету претензии поставщику
- Приобретение мпз подотчетным лицом у производителя
- 5. Оприходование материальных ценностей
- 22.07.2001 На предприятии гул «Маяк» Крохиным д.Ю. За наличные приобретены следующее материальные ценности. В документах поставщика указано:
- 23.07.2001 В бухгалтерию предприятия Крохиным д.Ю. Представлен авансовый отчет №1,в сопровождении приходного складского ордера и оправдательных документов. Отчет утвержден в сумме 3018 руб. 00коп.
- Приобретение мпз подотчетным лицом в розничной торговле
- 5. Оприходование материальных ценностей в бухгалтерии
- Литература
- Занятие № 14 Формирование отчетов
- Литература
- Тестовые задания
- «Информационные системы в экономике»
- Ключи к тестовым заданиям
- Пример индивидуального задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов
- Данные для выполнения задания
- Журнал операций с 31.12.00 по 31.01.01
- Словарь терминов
- Учебно-методический комплекс