Активная форма поведения
Такие ученики имеют свои хитрости, которые можно назвать «механизмами привлечения внимания» (МПВ).
Второклассник Сеня имеет тысячу и один такой МПВ: стучит карандашом по парте, вертится и разговаривает, подставляет ножки ребятам у дверей туалета, на уроках корчит рожи и закатывает глаза за спиной учительницы, часто использует слова, которые его учительница узнала только в старших классах, постоянно подзывает учителя и просит помочь себе, как только все получили самостоятельное задание. Его сестра Даша старше, но у нее тоже масса МПВ. Она часто входит в класс, когда урок продолжается уже минут десять, вдруг начинает причесываться во время объяснения нового материала, передает записочки через весь класс и задает учителю вопросы, не относящиеся к теме урока.
Активные МПВ действуют беспроигрышно. Такие поступки отвлекают весь класс, учиться и работать становится уже невозможно. И если немедленно не отреагировать, можно потерять контроль над классом.
- С.В. Кривцова. Учитель и проблемы дисциплины
- От автора
- Вместо предисловия
- Введение
- Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником
- Внутренняя свобода и «плохое» поведение
- Глава 1. Школьный план действий - пять шагов
- Три основных закона поведения
- Школьный план действий
- Глава 2. Объективное описание «плохого» поведения, или Шаг №1
- Рецепты точности
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 3. Понимание мотива «плохого» поведения, или Шаг № 2 §1. Привлечение внимания как цель «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Природа поведения, направленного на привлечение внимания
- Сильные стороны поведения
- Принципы профилактики
- Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания
- Личное задание читающему эту книгу
- § 2. Власть как цели «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя на властолюбивое поведение
- Реакция ученика на воспитательное воздействие
- Природа властолюбивого поведения
- Сильные стороны властолюбивого поведения
- Принципы профилактику властолюбивого поведения
- Личное задание читающему эту книгу
- § 3. Месть как цель «плохого» поведения Общая характеристика мстительного поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя на мстительное поведение ученика
- Реакции учеников на педагогическое воздействие
- Природа мстительности
- Сильные стороны мстительного поведения
- Принципы профилактики мстительного поведения
- Личное задание читающему эту книгу
- § 4. Избегание неудачи как цель «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя, сталкивающегося с подобным поведением
- Реакции ученика на вмешательство учителя
- Природа поведения, направленного на избегание неудачи
- Сильные стороны поведения
- Принципы профилактики
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 4. Выбор техники экстренного педагогического вмешательства, или Шаг № 3 § 1. Основные правила
- Личное задание читающему эту книгу
- § 2. Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания
- Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…»
- Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…»
- Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»
- Личное задание читающему эту книгу
- Стратегия 1. Минимизация внимания
- Три отличия санкций от наказаний
- 1. Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения.
- 2. Санкции должны быть соразмерны проступку.
- 3. Санкции должны быть созидательными.
- Выбор конкретной санкции
- Информирование других людей о поведении ученика
- Возмещение убытков
- Как ученики реагируют на санкции
- Личное задание читающему эту книгу
- § 4. Как строить отношения с учениками, которых мы не любим, или Еще немного о мстительном поведении
- § 5. Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 5. Разработка стратегии поддержки учеников, или Шаг № 4
- § 1. Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность
- Личное задание читающему эту книгу
- Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
- Внимание
- Уважение (признание)
- Одобрение
- Теплые чувства
- Личное задание читающему эту книгу
- § 3. Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 6. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию Школьного плана действий, или Шаг № 5
- Подготовка конспекта программы для родителей
- Информирование родителей о ходе выполнения Школьного плана действий
- Родительско-учительская конференция
- Родительско-учительско-ученическая конференция
- Личное задание читающему эту книгу
- Заключение