logo
Krivtsova_S_V_Uchitel_i_problemy_distsipliny

Родительско-учительско-ученическая конференция

Приглашая к сотрудничеству не только родителей, но и самих учеников, вы как бы возлагаете и на них часть ответственности за успех общего дела. ШПД помогает ученикам выбрать более приемлемые способы поведения. Иногда открытия учеников относительно себя самих и своих товарищей могут оказаться более точными и проницательными, чем заключения взрослых. Вместе с тем, когда ученики видят, что их «плохое» Поведение дружно пытаются изменить и родители, и учителя, ни понимают, что в самом деле пора что-то менять.

Мнение, что дети не должны участвовать в таких обсуждениях, на наш взгляд, является ложными. Совместное обсуждение — отличный способ избежать вседозволенности и авторитарности со стороны взрослых.

Прежде чем привлекать к этой деятельности учеников, ну^ но отдельно встретиться с их родителями и только с ними обсудить первые два шага Школьного плана действий. И лишь потом можно пригласить учеников и поговорить всем вместе. При этом важно помнить следующее:

Фокусируйтесь на будущем. На этой конференции не следует долго обсуждать «плохое» поведение ученика. Ни в коем случае не позволяйте себе получать удовольствие от чтения нотаций ученику при родителях. Просто скажите, что такое поведение не способствует нормальной счастливой жизни в школе и поэтому должно быть изменено. Скажите следующее: «Давайте поговорим о том, что мы должны сделать, чтобы это поведение больше не повторилось».

Обсудите техники педагогического вмешательства. После того как поведение описано в объективных терминах, переходите к дискуссии о мерах по его изменению. При этом, если речь идет о властолюбивом или мстительном поведении, говорите только о третьей стадии — Стадии разрешения (см. главу 4, § 3. Когда речь пойдет о поведении, направленном на избегание неудачи, обсудите методы обучения, дополнительные методы подтягивания ученика и позитивного описания себя и своей работы (см. главу 4, § 5. Когда же речь об учениках, жаждущих внимания, ни слова не говорите о техниках вмешательства, сразу же переходите к стратегиям поддержки и способам обучения ученика просить внимания к себе, когда он в этом особенно нуждается. Помните, что любые намеки на специальные психологические техники в общении с ними только подкрепят их поведение, то самое, которое мы стремимся искоренить.

Обязательно подведите итоги разговора. Если удается принять решения, с которыми все согласны, это здорово. Но если «виновник» разговора молчит, как стена, и не хочет принимать участие в обсуждении, вы можете принять решение и без него: «Если ты не хочешь высказать свои предпочтения прямо сейчас, нам самим, без тебя, придется решать, какие действия предпринять».

Обязательно обсудите стратегии поддержки. Спросите ученика: «Что нужно изменить в нашем классе и у тебя дома, чтобы каждое из этих мест (или они оба) стали более симпатичными для тебя?» Зачастую мы пытаемся получить ответ на этот вопрос «по глазам». Иногда более точную информацию дает прямой вопрос в доверительной обстановке. Только после этого уточняется стратегия поддержки.

Последняя часть учительско-родительско-ученической конференции должна проходить, так же как и первая ее часть, в отсутствии детей.

С родителями необходимо обсудить Домашний план действий и наметить время и место следующей встречи.

Школьники младших классов и дошкольники не могут участвовать в конференции наравне со старшеклассниками. Тем не менее, если вам приходится иметь дело с детьми этого возраста, явно демонстрирующими властное и мстительное поведение, то их можно пригласить на конференцию, чтобы дать им возможность увидеть те силы, которые объединились в стремлении прекратить их безобразное поведение. А дальше пусть делают выводы сами.