§ 1. Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность
Представление о своих высоких способностях — вот то, что обеспечивает Мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Он может быть высоким, как и Отметки, но он не мотивирует к успехам в учебе. Уровень интеллекта может быть невысоким, но если при этом уровень «Я могу» высок, ученик будет учиться с удовольствием. Его ощущение успеха будет не только формальным (по оценкам), но и эмоциональным. Такие ученики хорошо чувствуют себя в школе, так как они ощущают себя успешными.
Мы можем направленно повышать уровень «Я могу» с помощью поддерживающих техник, описанных в этой главе. Эти техники были кратко охарактеризованы в предыдущей главе, здесь же остановимся на них поподробнее.
Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
Страх сделать ошибку очень снижает уровень «Я могу». Когда этот страх исчезает, У ученика происходит прорыв сознания и ученик начинает чувствовать гораздо большие возможности. Вот приемы для этой цели.
|
| ||
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
Рассказывайте об ошибках. Дети часто видят избирательно. Они могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть ошибок у других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, если покажет, что каждый делает ошибки, нет людей, которые не ошибаются.
Начните разговор об ошибках — ведь это важная и естественная часть процесса обучения. Игра «Классный пароль» может спровоцировать дискуссию на подобную тему. Когда зазвенит звонок с уроков, встаньте в дверях и объявите, что пароль, по которому вы будете выпускать из класса — рассказ об одной из ошибок, совершенных сегодня на уроке, дома, в транспорте. Поначалу ученики могут не принять эту игру. Об ошибках говорить самим, да еще и перед остальными — для многих это все равно что демонстрировать всем пятно на одежде или лице. Поэтому очень важно, чтобы и сам учитель принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну своим ученикам, мы помогаем им усвоить, что ошибки — нормальная часть жизни каждого человека. Ученики перестают чувствовать себя изолированными.
Когда и мы, и наши ученики говорим о собственных ошибках в другом, непривычном контексте, ученики видят их уже по-новому. Пароль может быть и таким: «Назовите одну свою ошибку в английском (алгебре, истории и т.д.) и что вы поняли благодаря ей».
В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важно научиться не избегать ошибок, а «не наступать дважды на одни и те же грабли». Когда ученик слышит, как другие планируют исправлять свои ошибки, он как бы учится способам исправлять свои собственные.
Показывайте ценность ошибки как попытки.Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом, таким образом мотивируя учеников продолжать работать. Например:
Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться.
Эта ошибка — не такая уж большая беда. Наконец, если бы ты не делал ошибок, я потеряла бы свою работу!
Показывайте ценность ошибки как попытки (отрицательный результат — тоже результат). Подчеркивайте любые улучшения.
Известно, что большие промышленные компании награждают призами своих сотрудников за творческие идеи, которые оказалось невозможно реализовать. Эти призы поддерживают нестандартное мышление, экспериментирование, которое часто приводит к успешным преобразованиям на производстве. Возможно, что и в классе эта практика была бы полезной.
Минимизируйте последствия от сделанных ошибок. Позиция «красного карандаша», к сожалению, типична для учителя. Годы педагогической практики, в течение которых учитель исправляет ошибки в ученических тетрадках, приводят к тому, что обнаружение и подчеркивание ошибок становится привычкой. Учитель указывает на малейшие ошибки просто автоматически. Если вы хотите повысить самоуважение учеников, которым присущ страх неудачи, откажитесь от этой неэффективной привычки. Вообще не используйте красный цвет и не возвращайте ученикам исчерканные тетради.
Это не означает, что мы запрещаем вам конструктивно критиковать или просить учеников исправлять ошибки. Попробуйте ограничить работу над ошибками исправлением одной или двух за один раз. И вы добьетесь от учеников гораздо большего, ибо когда они видят исчерканную красным работу, то просто теряют мотивацию хоть что-то делать и исправлять.
Стратегия 2. Формируйте у учеников веру в успех
Ученики должны поверить, что успех возможен. Помогите им обрести эту уверенность с помощью следующих приемов, во главу угла которых ставится позитивная обратная связь.
Подчеркивайте любые улучшения. Обычно учитель ждет, когда сложная задача будет решена учеником безошибочно, тогда он похвалит его. Однако с такой установкой ждать придется долго. А что, если вместо этого больше внимания уделять процессу решения, чем результату, и замечать каждый маленький шаг вперед?..
Есть аксиома «Все, что делается, делается к лучшему». Однако на мой взгляд — это спорный афоризм. Мне больше нравится другая фраза: «Все, что делается, — делается».
Когда мы отмечаем продвижение ученика, мы фокусируем внимание на том, что сделано сегодня, но не на том, что мы надеемся завтра на лучшее. Мы не сравниваем его результаты с чьими-то еще или с нормами и требованиями.
Объявляйте о любых вклада конкретного ученика в общее дело.
Дети со страхами неудач могут вообще отказываться что-то писать. Они не доверяют бумаге, потому что любые их ошибки могут быть выставлены на всеобщее обозрение. Но в устных ответах и классных дискуссиях такие ученики могут участвовать весьма активно. Подчеркивайте ценность этих вкладов для других учеников, для педагогов и для родителей. Тем самым ученики будут удовлетворять потребность вносить свой собственный вклад в коллективную работу. А это, как мы помним, одно из трех условий успешного ученичества.
Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Каждый ученик имеет какие-то силы, не важно, насколько скрытые. Мы уже говорили ранее о поисках хорошего в каждом ученике. Именно таким способом можно высвободить силы для формирования навыков учения. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради. Все ученики хотят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и подробно.
Многие учителя опасаются, что «вскружат головы» ученикам, если будут говорить комплименты или что-то хорошее о них. Чепуха! Если мы не можем говорить о том, что у нас хорошо получается, то как же развить чувство состоятельности? Эта способность распознавать и говорить о сильных сторонах — мощное орудие в руках учителя, чтобы помочь ученику захотеть учиться и поднять его самоуважение. Можно различными способами помочь ученику задуматься, обратить внимание на свои сильные стороны, например, играя в различные варианты «Классного пароля». Ученик, скажем, должен назвать свою сильную сторону, позитивную личностную характеристику или талант, тогда учитель отпустит его на перемену или в столовую. Чтобы игра не занимала много времени, попросите учеников подготовить записочки и отдать вам, как будто это билет «на выход» из класса.
Демонстрируйте веру в своих учеников. Вера учителя в своих учеников проявляется в его ожиданиях. Невысокие ожидания объясняются неверием. Высокие — отражают уверенность в силах ученика, если, конечно, они реалистичны. Если вы сможете искренне демонстрировать веру в способности своих учеников, вы придадите им больше силы, чем любые отметки. Комментарии типа: «Ты сможешь это подтянуть», «Ты из тех учеников, которые это могут сделать» или «Я знаю, что ты сможешь это сделать» — отражают вашу веру в учеников. Говорите: «С твоими способностями ты можешь делать лучше». Не говорите: «Для тебя и это - неплохой результат», даже если это правда.
Признавайте трудность ваших заданий. Многие ученики, особенно избегающие неудач, воспринимают любую новую задачу как трудную. Признайте, что это действительно так, старайтесь не объявлять всему классу, что ваше задание «легкое». В самом деле, если ученики не могут выполнить то, что вы назвали «легким», они, естественно, считают себя глупыми. Вместо этого поддержите мнение ученика о задаче, но скажите о своей уверенности в его способности решить ее: «Я знаю, это трудное задание. Имей это в виду. Но я уверен, что ты справишься с ним». Когда же ученик действует успешно, выполняя задание, названное вами «трудным», его самоуважение здорово вырастает.
Ограничивайте время на выполнение задания. Ученики с низким уровнем «Я могу» легче переносят ситуацию своего неуспеха, если время на выполнение задания было ограничено. Когда вы видите, что ученик теряет надежду, скажите: «Стоп, закончили работу». Этим вы спасете его от неудачи. Он не решил не потому, что неспособный, а потому, что «время кончилось». Опытные учителя давно применяют этот мудрый прием. #page#.
Стратегия 3. Концентрируйте внимание учеников на его прошлых успехах
Когда я была ребенком, мои родители и учителя часто рассказывали мне о том, что именно я делаю неправильно. Ваши, наверное, тоже. Они надеялись таким образом заставить меня в будущем делать это лучше. Сегодня психологи говорят нам, что истина в обратном. Единственный безопасный путь, который мотивирует детей к достижениям, — это подчеркивание всего того, что они делают верно.
Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения, чтобы содействовать продолжению успеха.
Анализ прошлого успеха. Психологи утверждают, что успех определяется пятью факторами:
верой в собственные способности,
количеством приложенных усилий,
помощью других,
сложностью задачи,
удачей.
Ученики могут контролировать только два из этих факторов: веру в свои способности и число попыток. Они не могут знать, сколько помощи им понадобится от других, как трудна будет задача или, например, повезет ли им.
Мы должны помочь ученикам понять, что два первых фактора — самые главные составляющие успеха. Спросите ученика: «Ты знаешь, почему тебе тогда удалось справиться с задачей?» Если он ответит что-то типа: «Потому, что я верил в свои силы», «Потому, что я знал, как ее решать», «Потому, что я много трудился, потратил достаточно сил», — подтвердите его точку зрения, соглашаясь с ним. Если ответ будет: «Мне помогли», продолжите разговор: «Да, это так, но ты старался и сам, к тому же у тебя были способности (указать, что именно)». Если ответ будет: «Задача была легкой», ответьте: «Да, но это твои способности и твое усердие сделали ее легкой для тебя. Если же ученик скажет: «Просто повезло», вы можете возразить: «Ты сам создал свою удачу, используя свои способности и усердие».
Иногда полезно рискнуть предложить ученикам ту же задачу еще раз, чтобы они могли доказать себе, что сами сотворили свой успех. Раз за разом анализируя прошлые успехи учеников, вы не только поможете им поверить в свои силы, но и поддержите их попытки добиться новых успехов в учебе.
Повторяйте и закрепляйте успехи. Если продвижение к новым учебным задачам затормозилось, не спешите, возвратитесь к успешно выполненному заданию и повторите сегодняшние достижения. Это очень важный прием. Вспомните знакомую картину: ученики с энтузиазмом демонстрируют уже выученное вновь и вновь или делают домашнее задание по старой теме. Некоторые ученики будут счастливы сделать десять раз одну и ту же старую задачу по математике, но выражают недовольство и горько сетуют на сегодняшнюю работу. Когда ученики повторяют вчерашнюю работу, они используют уже отшлифованные навыки, поэтому делают меньше ошибок и переживают больше успеха.
Взрослые тоже любят повторять прошлые успехи. Как многие из нас любят готовить праздничные блюда, которые всегда хорошо получаются, и опасаются экспериментировать, боясь распугать гостей неудавшимся блюдом.
Стратегия 4. Помогайте ученикам «материализовать» процесс своего развития
Одной из причин, по которой ученики не верят в свои способности, является то, что они не ощущают прогресса. Оценки за контрольные и четвертные не всегда дают ученику необходимую информацию о его развитии. Например, если ученик в первой и во второй четвертях имел тройку по какому-либо предмету, он может считать, что прогресса нет, тем не менее это может быть не так.
Особенно это важно для учеников начальных классов. Для них необходимо переделать вопрос «Что ты получил?» в вопрос «Чему ты научился?».
Наклейки «Я могу». Для младших школьников можно сделать из липкой бумаги наклейки. На них будут указаны навыки, которым ученик уже научился, например: «читать», «произносить по буквам слова», «складывать и вычитать двузначные числа», «делить», «умножать» и т.д. Когда коллекция наклеек увеличится, ученик наверняка испытает гордость за все то, чему он уже научился. Эти наклейки хороши для родительских собраний, ведь они — концентрированный результат усердия и способностей детей.
Альбомы достижений. Ученикам старших классов можно предложить делать альбомы достижений, разделенные на такие, например, темы: «Математические проблемы, которые я смог решить», «Книги, которые я прочел», «Мои лучшие сочинения» и т.д. Так они могут охватить весь объем сделанного, просто перечисляя новые навыки, в которых приобрели мастерство. Важ но, что разделы альбома очень индивидуальны. Они тесно связаны с учебной программой соответствующего класса. Ученики ни в коем случае не должны сравнивать свои альбомы достижений! Подчеркивайте, что это их личный рост, безотносительно к другим ученикам. Альбом помогает ученикам увидеть, что научились делать или узнали они сегодня и чего не умели и не знали вчера.
Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем.Вместе с другими приемами полезен такой: быстро и коротко рассказать о том, каким ты был вчера, какой ты сегодня, каким ты будешь завтра. Например, вы можете сказать ученику: «Помнишь, когда ты не мог перевести на английский ни одного слова? А сейчас посмотри, сколько у тебя наклеек "Я могу" с английскими словами».
Разговор такого плана должен быть очень конкретным, тогда он способствует повышению уверенности и самоуважения. Более того, неудача не кажется такой сокрушительной и неисправимой, когда мы часто говорим о прогрессе.
Говорите о «завтра» на основе уже имеющихся у ученика прошлых успехов, тогда он начинает предвидеть и ожидать будущие успехи: «Смотри, как много слов ты выучил за прошедший месяц (по списку или альбому). Как ты думаешь, сколько слов ты сможешь осилить в следующем месяце?» Такое предсказание, сделанное самим учеником, — отличная мотивация для того, чтобы попробовать более сложные задачи.
Стратегия 5. Признание достижений
Есть ученики, которые уже достигли определенных успехов, — благополучные, успешные ученики. И есть ученики, которые стараются и хотят улучшить свои результаты. Их нужно различать, потому что в поддержке нуждаются прежде всего вторые. Вот несколько эффективных приемов признания достижений.
Аплодисменты.Аплодисменты не означают, что вы должны хлопать в ладоши. Можно просто сказать: «Здорово! Ты смог это!» Причем сделать это надо с очевидным энтузиазмом.
Мы можем аплодировать достижениям как школьным, так и всем остальным, как учебным, так и другим. Аплодисменты должны быть особенными: без оценок и без сравнений с другими, без ожиданий на будущее.
Лучший способ устроить аплодисменты — просто описать ситуацию и место в ней ученика по принципу «здесь и сейчас». Например: «Ну, Маша, ты просто великолепно описала причины войны 1812 года» или «Поздравляю тебя, Толя, твой доклад так же изыскан, как и твои рисунки!»
Выражайте вслух свои «аплодисменты», где бы вы ни увидели хорошее поведение или сильные стороны своего ученика, особенно в ситуациях, объективно трудных для него.
Вы заметили, например, что Аня, которая всегда держалась особняком на физкультуре, вместе со всеми включилась в игру. Поддержите ее словами:«О, Аня, я вижу, что сегодня команда благодаря тебе играет по-новому».
Звезды и наклейки. Младшие школьники любят признание, выраженное в звездочках, наклейках, нашивках. Счастливое лицо второклассника, получившего «золотую звезду» на рубашку, — вот благодарность за ваше краткое внимание: «Я заметил твое достижение, и я горжусь тобой!»
Награды и «медали». Все виды наград и «сертификатов», удостоверяющих, что их владельцы хорошо вели себя в школе или дома, хороши. Чем больше достижений мы обнаружим и отметим, тем больше позитивного будет в атмосфере вашего класса или школы. Помните, однако, что признавать следует возрастание попыток и усердие, а не «лучшие результаты».
Может быть и другой вид награды. Так, один умный школьный администратор, поймав прогульщика, крадущегося с урока, вручал ему медаль, выкрашенную золотой краской, с надписью: «Золотая медаль за смелость и изобретательность при попытке удрать с урока».
Выставки достижений. Достижения учеников — сочинения, рисунки, доклады — можно вывешивать на доску, на стенд или в другом классе. Можно также пригласить родителей, чтобы они увидели работы, а вы к этой выставке могли бы сделать анонс в школьной газете.
Позитивная изоляция. Каждый ученик знает, что проводить время в специальном помещении, изолированным за провинность, весьма неприятно. Этот негативный образ школьных правил можно изменить, если организовать «позитивную изоляцию» для получения признания своих успехов от школьной администрации. Мы посылаем учеников к классному руководителю, библиотекарю или психологу для того, чтобы они подтвердили и оценили его достижения. Это очень полезно для неуверенных учеников. Когда такие ученики получают признание своих достижений от разных людей (объективных экспертов), они начинают по-другому думать о себе и своих способностях.
Классный руководитель может использовать другой вид позитивного удаления. Выберите момент в конце урока, поговорите один на один с учеником о его успехе. Вы можете также выбрать несколько минут на перемене, после занятий или за обедом, но это не должен быть долгий разговор. Даже старшеклассники очень нуждаются в учительском внимании, хотя многие боятся, что их прозовут «учительским любимчиком». Еще один вариант — «стул размышлений» со знаком «плюс» — место для самого успешного ученика на сегодняшнем уроке (вы, конечно, понимаете, что этот стул должен отличаться от всех остальных).
Самоодобрение. Часто ученики ожидают, что их успехи признают окружающие, вместо того чтобы самим посмотреть на себя как бы со стороны и принять собственное решение о своих достижениях. Этому их нужно специально учить! Вот один из путей получить самоодобрение. Попросите каждого ученика сказать, какое его личное достижение стоит того, чтобы быть одобренным, признанным. Сначала такая просьба может показаться трудной или даже невыполнимой для многих учеников, особенно боящихся неудачи. Со временем, однако, они не только освоят эту процедуру, но научатся радоваться тому, что цели ставятся, достигаются и они сами могут говорить о своих достижениях.
- С.В. Кривцова. Учитель и проблемы дисциплины
- От автора
- Вместо предисловия
- Введение
- Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником
- Внутренняя свобода и «плохое» поведение
- Глава 1. Школьный план действий - пять шагов
- Три основных закона поведения
- Школьный план действий
- Глава 2. Объективное описание «плохого» поведения, или Шаг №1
- Рецепты точности
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 3. Понимание мотива «плохого» поведения, или Шаг № 2 §1. Привлечение внимания как цель «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Природа поведения, направленного на привлечение внимания
- Сильные стороны поведения
- Принципы профилактики
- Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания
- Личное задание читающему эту книгу
- § 2. Власть как цели «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя на властолюбивое поведение
- Реакция ученика на воспитательное воздействие
- Природа властолюбивого поведения
- Сильные стороны властолюбивого поведения
- Принципы профилактику властолюбивого поведения
- Личное задание читающему эту книгу
- § 3. Месть как цель «плохого» поведения Общая характеристика мстительного поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя на мстительное поведение ученика
- Реакции учеников на педагогическое воздействие
- Природа мстительности
- Сильные стороны мстительного поведения
- Принципы профилактики мстительного поведения
- Личное задание читающему эту книгу
- § 4. Избегание неудачи как цель «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя, сталкивающегося с подобным поведением
- Реакции ученика на вмешательство учителя
- Природа поведения, направленного на избегание неудачи
- Сильные стороны поведения
- Принципы профилактики
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 4. Выбор техники экстренного педагогического вмешательства, или Шаг № 3 § 1. Основные правила
- Личное задание читающему эту книгу
- § 2. Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания
- Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…»
- Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…»
- Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»
- Личное задание читающему эту книгу
- Стратегия 1. Минимизация внимания
- Три отличия санкций от наказаний
- 1. Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения.
- 2. Санкции должны быть соразмерны проступку.
- 3. Санкции должны быть созидательными.
- Выбор конкретной санкции
- Информирование других людей о поведении ученика
- Возмещение убытков
- Как ученики реагируют на санкции
- Личное задание читающему эту книгу
- § 4. Как строить отношения с учениками, которых мы не любим, или Еще немного о мстительном поведении
- § 5. Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 5. Разработка стратегии поддержки учеников, или Шаг № 4
- § 1. Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность
- Личное задание читающему эту книгу
- Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
- Внимание
- Уважение (признание)
- Одобрение
- Теплые чувства
- Личное задание читающему эту книгу
- § 3. Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 6. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию Школьного плана действий, или Шаг № 5
- Подготовка конспекта программы для родителей
- Информирование родителей о ходе выполнения Школьного плана действий
- Родительско-учительская конференция
- Родительско-учительско-ученическая конференция
- Личное задание читающему эту книгу
- Заключение