Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
Рассказывайте об ошибках.
Показывайте ценность ошибки как попытки.
Минимизируйте последствия ошибок.
Стратегия 2. Формирует веру в успех
Подчеркивайте любые улучшения.
Объявляйте о любых вкладах ученика в общее дело.
Ограничивайте время ваших заданий.
Раскрывайте сильные стороны своих учеников.
Демонстрируйте веру в своих учеников.
Признавайте трудность ваших заданий.
Стратегия 3. Концентрируйте внимание на уже достигнутых успехах
Анализ прошлого успеха.
Повторяйте и закрепляйте успехи.
Стратегия 4. Помогайте ученикам материализовать процесс своего развития
Наклейки «Я могу».
Альбомы достижений.
Стратегия 5. Отмечайте достижения
Аплодисменты.
«Звезды и наклейки».
Награды и «медали».
Выставки достижений.
Позитивная изоляция.
Самоодобрение.
§ 2. Как помочь ученикам установить нормальные отношения с вами и почувствовать свою коммуникативную состоятельность
Мы можем помочь ученикам общаться с нами приемлемым способом, если наше отношение к ним будет включать принятие, внимание, признание (уважение), одобрение, теплые чувства. Моделируя свое отношение в соответствии с пятью указанными принципами, мы научим своих учеников устанавливать отношения с ровесниками и другими людьми по тем же принципам. Вопросы дисциплины станут лишь поводом для утверждения этих принципов.
Принятие
Детей надо любить безусловно, а не за то, что они делают или должны делать. Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости, недостатки и проступки, таким, каков он есть прямо сейчас. И это — фундамент для всех остальных составляющих. Если не будет принятия, не будет эффективно действовать ни один из других принципов. Не «Ты мне нравишься за то-то и то-то» и не «Я стану к тебе относиться лучше, когда ты…», а «Ты мне нравишься, потому что это — ты». И только так.
Принимать того, кто делает, а не то, что сделано. Ученик должен быть уверен: что бы он ни сделал, он — достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем. Эта уверенность помогает детям сохранить достаточно самоуважения, чтобы изменить поведение на более приемлемое. Тот же закон действует и при взаимодействии взрослых.
Принимать личностные особенности ученика. Когда ученики начинают «выделываться», украшая себя сережками, кольцами, или красят волосы в розовый цвет и стригутся наголо, это, возможно, оскорбляет ваш личный вкус. Но вы должны допустить, что ваш строгий костюм может, в свою очередь, оскорблять их эстетический вкус. Вообще нетерпимость в вопросах одежды и привычек очень пагубна в отношениях с учениками. Ценности меняются от поколения к поколению. Проблема типа «В наше время этого не было» — это скорее личная проблема учителя, и не следует перекладывать ее на плечи учеников.
- С.В. Кривцова. Учитель и проблемы дисциплины
- От автора
- Вместо предисловия
- Введение
- Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником
- Внутренняя свобода и «плохое» поведение
- Глава 1. Школьный план действий - пять шагов
- Три основных закона поведения
- Школьный план действий
- Глава 2. Объективное описание «плохого» поведения, или Шаг №1
- Рецепты точности
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 3. Понимание мотива «плохого» поведения, или Шаг № 2 §1. Привлечение внимания как цель «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Природа поведения, направленного на привлечение внимания
- Сильные стороны поведения
- Принципы профилактики
- Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания
- Личное задание читающему эту книгу
- § 2. Власть как цели «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя на властолюбивое поведение
- Реакция ученика на воспитательное воздействие
- Природа властолюбивого поведения
- Сильные стороны властолюбивого поведения
- Принципы профилактику властолюбивого поведения
- Личное задание читающему эту книгу
- § 3. Месть как цель «плохого» поведения Общая характеристика мстительного поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя на мстительное поведение ученика
- Реакции учеников на педагогическое воздействие
- Природа мстительности
- Сильные стороны мстительного поведения
- Принципы профилактики мстительного поведения
- Личное задание читающему эту книгу
- § 4. Избегание неудачи как цель «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя, сталкивающегося с подобным поведением
- Реакции ученика на вмешательство учителя
- Природа поведения, направленного на избегание неудачи
- Сильные стороны поведения
- Принципы профилактики
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 4. Выбор техники экстренного педагогического вмешательства, или Шаг № 3 § 1. Основные правила
- Личное задание читающему эту книгу
- § 2. Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания
- Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…»
- Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…»
- Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»
- Личное задание читающему эту книгу
- Стратегия 1. Минимизация внимания
- Три отличия санкций от наказаний
- 1. Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения.
- 2. Санкции должны быть соразмерны проступку.
- 3. Санкции должны быть созидательными.
- Выбор конкретной санкции
- Информирование других людей о поведении ученика
- Возмещение убытков
- Как ученики реагируют на санкции
- Личное задание читающему эту книгу
- § 4. Как строить отношения с учениками, которых мы не любим, или Еще немного о мстительном поведении
- § 5. Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 5. Разработка стратегии поддержки учеников, или Шаг № 4
- § 1. Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность
- Личное задание читающему эту книгу
- Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
- Внимание
- Уважение (признание)
- Одобрение
- Теплые чувства
- Личное задание читающему эту книгу
- § 3. Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 6. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию Школьного плана действий, или Шаг № 5
- Подготовка конспекта программы для родителей
- Информирование родителей о ходе выполнения Школьного плана действий
- Родительско-учительская конференция
- Родительско-учительско-ученическая конференция
- Личное задание читающему эту книгу
- Заключение