Активная форма поведения
Прямые физические акты насилия. В наше время столько жестокости, что не так уж редко учителя получают настоящие физические раны, вплоть до удара ножом. Все это — формы ученической мести, которая становится реальным кошмаром современной действительности.
Непрямые физические акты насилия. Ученики совершают непрямые насильственные действия, то есть действия, направленные не на самого учителя, а на то, что с ним связано. Они ломают, портят, крушат школьную мебель или оборудование. Они могут изрезать ножом ваш стол или стул, срезать ножницами комнатные цветы, утащить вашу одежду или украсть кошелек. Если ученику известно, что вы особенно печетесь о школьном имуществе, он может сломать рамы, вырвать страницу из библиотечной книги или исписать краской стены в лаборантской.
Психологические акты насилия — оскорбления и хамство. Ученики, применяющие этот способ мести, знают тысячу и одну фразу, смысл которых «Я тебя ненавижу». Такие психические атаки редко совершаются «в сердцах», «сгоряча», «в отчаянии». Часто они продуманны, являясь способом манипулирования учителем. И легко вызывают у него чувства острой обиды и… беспомощности.
Маленькие мстители тонко чувствуют, какие слова особенно больно заденут взрослого. Они проницательны, знают слабые места учителя и умеют пользоваться этим знанием.
Мама пятилетней девочки пришла на прием к психологу в слезах и совершенно растерянная, полагая, что ее дочь эмоционально ненормальная. Когда девочка злилась на нее, она говорила: «Я хочу, чтобы твою новую машину самосвал раздавил в лепешку!» Был ли этот ребенок психически ненормальным? — Нет. Умным? — Да. Вместо обычного «Я тебя ненавижу!» она нашла уникальный способ третировать мать — ее слабое место. И успешно это делала.
Вот несколько обобщенных вариантов третирования учителей детьми с высоким интеллектом из «хороших» семей:
Вы самая несправедливая учительница, которую я когда-нибудь встречал.
Моей сестре очень повезло. В их классе вы в этом году не преподаете.
Как хорошо, что этот предмет (литературу, физику и т.д.) мне не надо сдавать в институт (в лицейский класс), а то я все равно с вами ничего не смогу выучить!
Если бы в этом классе собрались не такие трусливые «маменькины сынки», они бы давно пустили ваши конспекты на самолетики.
Жертвами таких завуалированных, вежливых форм хамства могут стать не только классные учителя, но и воспитатели, библиотекари и т.д. Вот примеры фраз, третирующих библиотекаря:
Здесь у вас вообще нечего читать, я вижу.
Кто это, интересно, разложил здесь это скучное старье?
Вряд ли вам удастся найти здесь что-то для меня.
Оскорбление действиями. Ученики обычно хорошо знают «слабые места» учителя, то есть то, что для него важно, ценно и дорого. Поэтому любимый способ отомстить — подвергнуть атаке эти ценности. Например, если мы считаем, что чистоплотность — это обязательное требование к ученику, и более всего ее ценим, не надо удивляться, увидев ученика, который пришел в класс в нарочито грязной одежде или изрисовал шариковой ручкой всю парту либо весь учебник. Ничего удивительного, что ваши возмущенные проповеди о вреде неряшливости станут для него «горохом об стену», ведь он сделал это специально, чтобы задеть вас. Точно так же, если ученик знает, что вы высоко цените вежливость всегда и везде, скорее всего он примется расталкивать малышей у входа в столовую или ругаться матом в классе в вашем присутствии. Если вы много говорите о пунктуальности, мстители непременно выберут та кой способ оскорбить вас, как регулярные опоздания на ваши уроки хотя бы на три минуты, или будут сдавать домашние задания с опозданием на день. Короче, ученики легко находят действенные рычаги управления вашими отрицательными эмоциями, если хотят вывести вас из себя.
В особо тяжелых случаях выходки, придуманные для мести, для того, чтобы задеть учителей или родителей, больше вреда наносят самим детям. Преступления, ранние половые связи, алкоголь и наркотики — вот способы мести, шантажа и ультиматумов, с которыми все чаще приходится сталкиваться воспитателям и родителям.
- С.В. Кривцова. Учитель и проблемы дисциплины
- От автора
- Вместо предисловия
- Введение
- Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником
- Внутренняя свобода и «плохое» поведение
- Глава 1. Школьный план действий - пять шагов
- Три основных закона поведения
- Школьный план действий
- Глава 2. Объективное описание «плохого» поведения, или Шаг №1
- Рецепты точности
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 3. Понимание мотива «плохого» поведения, или Шаг № 2 §1. Привлечение внимания как цель «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Природа поведения, направленного на привлечение внимания
- Сильные стороны поведения
- Принципы профилактики
- Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания
- Личное задание читающему эту книгу
- § 2. Власть как цели «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя на властолюбивое поведение
- Реакция ученика на воспитательное воздействие
- Природа властолюбивого поведения
- Сильные стороны властолюбивого поведения
- Принципы профилактику властолюбивого поведения
- Личное задание читающему эту книгу
- § 3. Месть как цель «плохого» поведения Общая характеристика мстительного поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя на мстительное поведение ученика
- Реакции учеников на педагогическое воздействие
- Природа мстительности
- Сильные стороны мстительного поведения
- Принципы профилактики мстительного поведения
- Личное задание читающему эту книгу
- § 4. Избегание неудачи как цель «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя, сталкивающегося с подобным поведением
- Реакции ученика на вмешательство учителя
- Природа поведения, направленного на избегание неудачи
- Сильные стороны поведения
- Принципы профилактики
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 4. Выбор техники экстренного педагогического вмешательства, или Шаг № 3 § 1. Основные правила
- Личное задание читающему эту книгу
- § 2. Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания
- Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…»
- Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…»
- Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»
- Личное задание читающему эту книгу
- Стратегия 1. Минимизация внимания
- Три отличия санкций от наказаний
- 1. Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения.
- 2. Санкции должны быть соразмерны проступку.
- 3. Санкции должны быть созидательными.
- Выбор конкретной санкции
- Информирование других людей о поведении ученика
- Возмещение убытков
- Как ученики реагируют на санкции
- Личное задание читающему эту книгу
- § 4. Как строить отношения с учениками, которых мы не любим, или Еще немного о мстительном поведении
- § 5. Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 5. Разработка стратегии поддержки учеников, или Шаг № 4
- § 1. Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность
- Личное задание читающему эту книгу
- Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
- Внимание
- Уважение (признание)
- Одобрение
- Теплые чувства
- Личное задание читающему эту книгу
- § 3. Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 6. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию Школьного плана действий, или Шаг № 5
- Подготовка конспекта программы для родителей
- Информирование родителей о ходе выполнения Школьного плана действий
- Родительско-учительская конференция
- Родительско-учительско-ученическая конференция
- Личное задание читающему эту книгу
- Заключение