Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»
«Я-высказывание» сообщает ученикам только то, что мы чувствуем. Если, используя «Я-высказывание», вы будете искренни на словах и в интонациях, вы сможете подействовать на многих учеников.
Стратегия 2. Разрешающее поведение
Запретный плод всегда сладок. Это свойство человеческой натуры известно со времен Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия заключается не в том, чтобы запретить есть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко не запретным.
Вот конкретные приемы стратегии разрешающего поведения.
Стройте урок на основе вопиющего поведения. Вот пример такого урока математики.
Ученики четвертого класса помешались на плевках из трубочек. Они не поддавались никаким воспитательным методам. Плевались на уроках и переменах. Тогда учитель математики сказал, что раз они так любят плевки, он собирается учить их математике исключительно на плевках. Он сделал мишень и движущийся контур, начертил на полу зоны, обозначающие разную степень успешности, и велел тщательно записывать результаты своих достижений. Довольно скоро дети больше не хотели и слышать о плевках.
Этот прием хорошо работает с ругательствами, которые могут быть изучены в теме «Сленг», с надписями на английском языке (названия рок-групп и молодежных лозунгов) — в английском, с выкриками запомнившихся рекламных слоганов — в обучении орфографии, пунктуации и практической стилистике.
Доведите до абсурда демонстративную выходку. А вот другой прием, используемый в той же ситуации массовой эпидемии плевания.
Провинившиеся ученики получали задание плюнуть 500 раз. После первой сотни плевков они уже мечтали только об одном — никогда больше не видеть трубочек для плевания, ибо это было скучное и однообразное занятие, от которого сохло горло.
Этот прием годится для многих хамских выходок: учеников, которые не хотят сидеть на своем месте, заставьте стоять весь урок, ученики, которые постоянно болтают или издают неприличные звуки, должны записать полную часовую аудиокассету своих речей или звуковых упражнений и принести завтра в класс и т.п.
Ира без конца стучит ручкой по парте. Учитель: «Ну, хорошо. Класс, возьмите свои ручки и три минуты стучите ими по парте. Начали!» Весь класс присоединяется к выходке. Ира стучит со всеми и не получает какого-то особого внимания. И интерес к этому виду деятельности у Иры пропадает.
Используйте «разрешенную квоту». Этот прием рекомендует доктор Рудольф Дрейкурс в книге «Психология в классе». Прием состоит в том, что какое-то нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который оговорен заранее и с условием, что ежедневно объем этот будет уменьшаться.
В качестве примера того, как работает этот прием, Дрейкурс описывает следующий случай.
Джонни громко икает на каждом уроке гражданского права по меньшей мере десять раз. Однажды утром, перед началом занятий, учитель договорился с Джонни, какое количество «иканий» будет позволено ему на каждом уроке, а также, что каждый день он будет икать меньшее число раз, чем вчера. А уж учитель проследит за этим. Каждый раз, когда Джонни икал, учитель просто улыбался ему и делал пометку мелом в углу классной доски. Когда «лимит» на сегодня был исчерпан, учитель говорил Джонни: «На сегодня — все!» Так постепенно число громких иканий было сведено на нет.
Скептики, возможно, скажут: «А что будет, если ученик продолжит выходку после слов учителя "На сегодня — все"?» Если это случится, оставьте эту технику и используйте другую технику из этой главы. Или же проанализируйте еще раз это нарушение поведения с точки зрения его цели — возможно, дело в том, что истинная цель не привлечение вашего внимания, а, например, власть. Техника «разрешенной квоты» работает только в отношении поведения, направленного на привлечение внимания.
Учителя, которые использовали эту технику, утверждают, что ученики соблюдают правило «разрешенной квоты». Почему? Потому что особые' отношения между вами и учеником, ваши улыбки, отметки мелом — все это знаки внимания, которые так нужны ученику. Ведь эти ученики не нуждаются в утверждении своей власти над нами, они не хотят свергать ничьих авторитетов. Им нужно лишь немного внимания, чтобы не чувствовать себя «пустым местом».
Стратегия 3. Поступайте неожиданно!
Часто мы можем прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно. Когда мы что-то неожиданно «выкидываем», мы как бы говорим: «Я все вижу и знаю, что ты делаешь, но не собираюсь играть в твою игру». Игра требует по меньшей мере двух участников. Когда же учитель отказывает в игре, лучше делать это необычным способом. Скажем, короткие вспышки хохота лучше, чем что-либо другое, могут разрядить атмосферу в классе. Чем больше юмора в вашем классе в момент нарушения поведения, тем быстрее оно прекратится. Вот некоторые конкретные приемы данной стратегии.
Выключите свет. Это старый испытанный способ, который учителя используют давно. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько минут. Нет необходимости в очередной раз читать обвинительную речь или лекцию о том, что ученики плохо себя ведут, ведь они и сами прекрасно понимают, что нарушают правила поведения. В этой ситуации молчание дает больший эффект, чем громкие слова.
Используйте музыкальные инструменты. Учителя музыки часто исполняют аккорд или несколько аккордов на пианино в момент нарушения поведения. Вместо пианино может быть использован любой музыкальный инструмент, и не только на занятиях по музыке.
Начните говорить тихим голосом. Известны результаты социологического опроса учеников разных классов. На вопрос «Что вам больше всего не нравится в школе?» большинство учеников ответили: «Учителя, которые орут».
Учительские крики не уменьшают уже существующий беспорядок и сильно снижают самоуважение и внутреннюю свободу учеников. Когда мы начинаем говорить тише, ученики, наоборот, прислушиваются и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.
Измените манеру речи. Используйте необычную манеру говорить, измените произношение, ударения или начните вдруг говорить на другом языке, может быть, даже на бессмысленном. Шепчите или пойте слова, говорите монотонно, высоким или низким голосом, меняйте тон. Какие-то из этих вокализаций отвлекут учеников от того, чем они занимаются, нарушая правила, и заставят обратить на вас внимание.
Говорите со стеной или «с портретом Пушкина». Этот прием хорошо работает в 5—7 классах. Когда один или несколько ваших учеников плохо ведут себя, повернитесь к стене и начните монолог: «Уважаемая стена, (Александр Сергеевич!) ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас. Одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. Не хочешь ли посмотреть на ученика, который пускает бумажные самолетики с задней парты? Вот оно, племя младое, незнакомое!»
Решив попробовать этот прием, заранее предупредите об этом директора, в противном случае он может решить, что вы — кандидат в психиатрическую клинику.
Временно прекратите вести урок. Ученики знают, что учитель в школе, чтобы учить. Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок», — вот все, что вам нужно сказать. Ненавязчивое давление старшего вскоре подействует, мир и порядок будут быстро восстановлены.
Стратегия 4. Отвлеките ученика
Никто долго не может делать два дела одновременно. А именно это и происходит, когда ученик плохо ведет себя. Поэтому вы можете просто отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем-либо другом. Как это сделать практически?
Задавайте прямые вопросы. В критический момент полезно задать ему прямой вопрос: «Роман, какое задание я только что дала?», или: «Миша, что ты думаешь об этой физической про блеме?» Такие вопросы и отвлекают от «плохого» поведения, и направляют внимание ученика на тот урок, на котором он сейчас находится. Эту технику мы рекомендуем сочетать с приемами стратегии 1 «Минимизация внимания».
Попросите об одолжении. «Саша, собери, пожалуйста, сочинения!», «Маша, не могла бы ты отнести эту тетрадь в учительскую прямо сейчас?», «Гриша, сходи к Марье Ивановне в 8 «А» и спроси, не могла бы она дать нам цветной мел?»
Только не используйте этот прием часто, так как демонстративные дети могут решить, что их «плохое» поведение награждается особыми поручениями. Но как единовременная мера он работает очень хорошо.
Измените деятельность. Если сразу много учеников «бесятся», чтобы привлечь ваше внимание, резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения. Попросите их освободить парты для нового задания, вынуть другие книги, послушать новое задание и так далее. #page#.
Стратегия 5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения
Гораздо полезнее уделить внимание кому-то из учеников, ведущих себя хорошо, чем указывать ученику-нарушителю на его «плохое» поведение. Этим вы подчеркнете, что внимания учителя и его уважения заслуживает хорошее, а не «плохое» поведение.
Благодарите учеников. Благодарите и отмечайте тех учеников, которые делают то, что вы просили сделать: «Спасибо тебе, Саша, что ты нашел нужную страницу в учебнике и внимательно смотришь на доску!», «Спасибо, Оля, что твои руки на парте, а ноги — под партой». Такие утверждения, обращенные к соседу по парте или приятелю ученика-нарушителя, должны точно описывать то самое поведение, которое мы ждем от шалуна.
Этот прием работает, только если мы описываем желаемое поведение в объективных терминах. Общие и неконкретные утверждения типа: «Спасибо, Юля, что ты была такой доброй» или «Спасибо, Саша, что ты делаешь то, что я ожидал», — абсолютно неэффективны, так как неясны эти ваши ожидания. Будьте внимательны, избегайте благодарить одних и тех же учеников слишком часто, дабы не представить их «любимчиками» и не навлечь насмешки класса.
Стратегия 6. Пересаживайте учеников
Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются и в аудитории. Когда вы отсаживаете таких учеников от их зрителей, вы лишаете их главной награды, и это заставляет учеников успокаиваться. Есть два приема, подходящих для пересаживания.
Просите ученика сесть на другое место. Иногда этого вполне достаточно: «Игорь, пересядь, пожалуйста, на свободное место в третьем ряду», — и продолжайте вести урок, пока Игорь пересаживается. Так он не получит желаемого внимания. А возможно, что такой вид внимания с вашей стороны окажется вполне достаточным и будет воспринят как награда.
«Стул размышлений». Некоторые учителя в своем классе ставят специальный «стул размышлений» в отдалении от остального класса (он не должен находиться в поле зрения остальных учеников). Этот стул должен отличаться от остальных. Его можно купить в комиссионке и перекрасить, например, в ярко-красный цвет. Подойдет любой стул, непохожий на остальные.
Этот стул — место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по-другому, вернувшись на свое место. Пять минут на этом стуле — достаточное время. Остальной класс должен понимать, что нельзя беспокоить сидящего на «стуле размышлений».
Но может быть так, что, когда вы говорите ученику-нарушителю: «Женя, пожалуйста, сядь на стул размышлений», он не идет туда. Это не означает, что плох прием, просто цель ученика другая — власть, а не внимание.
Таблица 5. Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание
Стратегии | Техники |
Минимизация внимания | Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Посылайте «секретный сигнал». Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание». |
Разрешающее поведение | Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота». |
Неожиданное поведение | Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок. |
Отвлечение внимания ученика | Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. |
Поощрение хорошего поведения | Благодарите учеников. |
Пересаживание учеников | Просите ученика сесть на другое место. «Стул размышлений». |
- С.В. Кривцова. Учитель и проблемы дисциплины
- От автора
- Вместо предисловия
- Введение
- Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником
- Внутренняя свобода и «плохое» поведение
- Глава 1. Школьный план действий - пять шагов
- Три основных закона поведения
- Школьный план действий
- Глава 2. Объективное описание «плохого» поведения, или Шаг №1
- Рецепты точности
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 3. Понимание мотива «плохого» поведения, или Шаг № 2 §1. Привлечение внимания как цель «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Природа поведения, направленного на привлечение внимания
- Сильные стороны поведения
- Принципы профилактики
- Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания
- Личное задание читающему эту книгу
- § 2. Власть как цели «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя на властолюбивое поведение
- Реакция ученика на воспитательное воздействие
- Природа властолюбивого поведения
- Сильные стороны властолюбивого поведения
- Принципы профилактику властолюбивого поведения
- Личное задание читающему эту книгу
- § 3. Месть как цель «плохого» поведения Общая характеристика мстительного поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя на мстительное поведение ученика
- Реакции учеников на педагогическое воздействие
- Природа мстительности
- Сильные стороны мстительного поведения
- Принципы профилактики мстительного поведения
- Личное задание читающему эту книгу
- § 4. Избегание неудачи как цель «плохого» поведения
- Общая характеристика поведения
- Активная форма поведения
- Пассивная форма поведения
- Реакция учителя, сталкивающегося с подобным поведением
- Реакции ученика на вмешательство учителя
- Природа поведения, направленного на избегание неудачи
- Сильные стороны поведения
- Принципы профилактики
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 4. Выбор техники экстренного педагогического вмешательства, или Шаг № 3 § 1. Основные правила
- Личное задание читающему эту книгу
- § 2. Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания
- Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…»
- Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…»
- Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»
- Личное задание читающему эту книгу
- Стратегия 1. Минимизация внимания
- Три отличия санкций от наказаний
- 1. Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения.
- 2. Санкции должны быть соразмерны проступку.
- 3. Санкции должны быть созидательными.
- Выбор конкретной санкции
- Информирование других людей о поведении ученика
- Возмещение убытков
- Как ученики реагируют на санкции
- Личное задание читающему эту книгу
- § 4. Как строить отношения с учениками, которых мы не любим, или Еще немного о мстительном поведении
- § 5. Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 5. Разработка стратегии поддержки учеников, или Шаг № 4
- § 1. Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность
- Личное задание читающему эту книгу
- Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
- Внимание
- Уважение (признание)
- Одобрение
- Теплые чувства
- Личное задание читающему эту книгу
- § 3. Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность
- Личное задание читающему эту книгу
- Глава 6. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию Школьного плана действий, или Шаг № 5
- Подготовка конспекта программы для родителей
- Информирование родителей о ходе выполнения Школьного плана действий
- Родительско-учительская конференция
- Родительско-учительско-ученическая конференция
- Личное задание читающему эту книгу
- Заключение