Информационные процессы
Основные информационные процессы. А теперь зададимся вопросом: что делает человек с полученной информацией? Во-первых, он ее стремится сохранить: запомнить или записать. Во-вторых, он передает ее другим людям. В третьих, человек сам создает новые знания, новую информацию, выполняя обработку данной ему информации. Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов: хранению, передаче и обработке информации (рис. 1.3).
|
Рис. 1.3. Основные виды информационных процессов |
Хранение информации. Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят - "в уме"), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего - на бумаге.
Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобился адрес или телефон, которого мы не помним, то обращаемся к записной книжке или к телефонному справочнику.
Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово "оперативный" является синонимом слову "быстрый". Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания. Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью. Тогда информацию, сохраненную на внешних носителях (в записных книжках, справочниках, энциклопедиях, магнитных записях), можно назвать нашей внешней памятью.
Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение.
Передача информации. Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети.
В передаче информации всегда участвуют две стороны: есть источник и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Читая книгу или слушая учителя, вы являетесь приемниками информации, работая над сочинением по литературе или отвечая на уроке, - источником информации. Каждому человеку постоянно приходится переходить от роли источника к роли приемника информации.
Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи. При непосредственном разговоре - это звуковые волны; при переписке - это почтовая связь; при телефонном разговоре - это система телефонной связи. В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи (шумы). Многие знают, как трудно бывает общаться при плохой телефонной связи.
Обработка информации. Обработка информации - третий вид информационных процессов. Вот хорошо вам знакомый пример - решение математической задачи: даны значения длин двух катетов прямоугольного треугольника, нужно определить его третью сторону - гипотенузу. Чтобы решить задачу, ученик кроме исходных данных должен знать математическое правило, с помощью которого можно найти решение. В данном случае это теорема Пифагора: "квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов". Применяя эту теорему, получаем искомую величину. Здесь обработка заключается в том, что новые данные получаются путем вычислений, выполненных над исходными данными.
Вычисление - лишь один из вариантов обработки информации. Новую информацию можно вывести не только путем математических расчетов. Вспомните истории Шерлока Холмса, героя книг Конан Дойля. Имея в качестве исходной информации часто очень запутанные показания свидетелей и косвенные улики, Холмс с помощью логических рассуждений прояснял всю картину событий и разоблачал преступника. Логические рассуждения - это еще один способ обработки информации.
Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.
К этому же виду обработки относится кодирование информации. Кодирование - это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки.
Особенно широко понятие кодирования стало употребляться с развитием технических средств хранения, передачи и обработки информации (телеграф, радио, компьютеры). Например, в начале XX века телеграфные сообщения кодировались и передавались с помощью азбуки Морзе. Иногда кодирование производится в целях засекречивания содержания текста. В таком случае его называют шифрованием.
Еще одной разновидностью обработки информации является ее сортировка (иногда говорят - упорядочение). Например, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одноклассников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать среди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в алфавитном порядке по фамилиям. В информатике организация данных по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием.
Поиск информации.Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике - номер телефона, в железнодорожном расписании - время отправления поезда, в учебнике математики - нужную формулу, на схеме метро - маршрут движения, в библиотечном каталоге - сведения о нужной книге. Можно привести еще много примеров. Все это - процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках.
2
- Информационные процессы
- Базовый уровень
- Системный уровень
- Служебный уровень
- Классификация служебных программных средств
- Прикладной уровень
- Эволюция операционных систем и основные идеи
- [Править] Пакетный режим
- [Править] Разделение времени и многозадачность
- [Править] Разделение полномочий
- [Править] Реальный масштаб времени
- [Править] Файловые системы и структуры
- Основные свойства и возможности Windows
- Элементы интерфейса Windows
- Рабочий стол
- Элементы управления окном
- Значок (пиктограмма)
- Приложение и документ
- Технические приемы работы в Windows
- Основные операции с меню
- Открытие и закрытие меню
- Перемещение в меню
- Выбор в меню
- Некоторые особенности структуры меню
- Горячие клавиши
- Функциональные клавиши и сочетания клавиш
- Значки инструментальных панелей
- Подгруппы пунктов меню
- Взаимоисключающие пункты
- Переключающие пункты
- Блокирование пунктов
- Запрос дополнительной информации
- Каскадное меню
- Вызов диалогового окна
- Дополнительные способы работы с меню
- Типы и формы окон в Windows
- Общая структура окна Windows
- Основные операции над окнами
- Способы открытия программного окна:
- Способы открытия окна документа:
- Способы закрытия окна:
- Способы свертывания окна:
- Способы восстановления окна:
- Способы развертывания окна:
- Способы изменения размеров окна:
- Способы изменения положения окна:
- Способы перемещения между окнами:
- Работа с диалоговыми окнами
- Способы активизации элементов управления в диалоговом окне
- Способы работы с кнопкой:
- Способы установки переключателя (выбор варианта):
- Способы включения и выключения флажка:
- Способы выбора из списка:
- Способы выбора из развертывающегося списка:
- Способы выбора страницы:
- Основные сочетания клавиш интерфейса операционной системы Windows
- Основные принципы работы с системой
- Файловая система и структура
- 1.2. Понятие файловой системы
- Иерархия каталогов
- Иерархическая система папок Windows
- Атрибуты файла
- 1. Выделение файлов и папок.
- 5. Копирование файлов и папок.
- 6. Переименование файлов и папок.
- 7. Удаление файлов и папок
- 8. Перемещение файлов и папок.
- 9. Определение свойств объектов с помощью контекстного меню, которое открывается правой кнопкой мыши.
- 10. Изменение формы представления объектов окна.
- § 2. Понятие о системе программирования
- 2.1. Основные функции и компоненты
- 2.2. Трансляция программ и сопутствующие процессы
- Трансляторы бывают двух типов:
- Служебный уровень
- Классификация служебных программных средств
- Утилиты используются для
- Типы утилит
- Утилиты
- [Править] Утилиты сервисного обслуживания (усо)
- [Править] Основные типы усо [править] Дефрагментаторы
- [Править] Утилиты по контролю ошибок и повреждений структуры разделов и smart-ревизоры
- [Править] Утилиты — редакторы мета-информации
- [Править] Утилиты системного менеджмента
- Использование программы Scandisk
- Дефрагментация диска
- Почему удаляются файлы?
- В каких случаях удаленные файлы можно восстановить?
- Какие удаленные файлы можно восстановить?
- С каких файловых систем можно восстановить удаленные файлы?
- Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
- Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации
- Статья 5. Информация как объект правовых отношений
- Статья 6. Обладатель информации
- Статья 7. Общедоступная информация
- Статья 8. Право на доступ к информации
- Статья 9. Ограничение доступа к информации
- Статья 10. Распространение информации или предоставление информации
- Статья 11. Документирование информации
- Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий
- Статья 13. Информационные системы
- Статья 14. Государственные информационные системы
- Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей
- Статья 16. Защита информации
- Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
- Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
- 4. Добавление и изменение графических объектов (векторных)
- Эффективная настройка документа
- Управляйте макетом — не позволяйте макету управлять вами
- Устранение неполадок — как остановить автоматическое изменение размера шрифта?
- Обсуждение параметров страницы
- Устранение неполадок — требуется показать в одной презентации слайды с книжной и альбомной ориентацией
- Советы по созданию эффективной презентации
- Советы по представлению эффективной презентации
- Общие сведения о шаблонах PowerPoint 2007
- Отличия шаблонов от шаблонов оформления
- Рекомендации по созданию шаблонов
- Создание шаблона PowerPoint
- Сохранение презентации в формате файла шаблона PowerPoint (potx)
- Системы пакетной обработки
- Многотерминальные системы — прообраз сети
- Первые глобальные компьютерные сети
- Первые локальные компьютерные сети
- Компьютерные сети сегодня
- Историческая справка – Развитие микрокомпьютерных технологий
- Виды компьютерных сетей. Локальные и территориально-распределенные сети.
- Наиболее распространенные требования к построению локальной сети
- Принцип построения локальных сетей
- 3.2.2. Структура и основные принципы построения сети Интернет
- Интернет-услуги
- Интернет-услуги - услуги, оказываемые пользователям: - в обеспечении доступа в глобальную сеть; - в разработке и сопровождении Интернет-ресурсов; - в разработке и размещении рекламы.
- Основы html Основные тэги Первое знакомство с тэгами
- Атрибуты тэгов
- Метки и гиперссылки
- Форматирование текста
- Изображения
- Как создаются таблицы?
- Атрибуты таблиц и их элементов
- Пример 1.
- Основные понятия
- Элементы форм
- Атрибуты форм
- Пример 2.
- "Неправильные" таблицы
- Основные понятия
- Элементы форм
- Атрибуты форм
- Структура фреймсодержащих документов
- Плавающие фреймы
- Динамическое создание плавающего фрейма
- Бегущие строки
- Структура гипертекстового документа.
- 3.3.2. Знакомство с программой FrontPage
- Окно прикладной программы FrontPage
- Создание Web-страниц в прикладной программе FrontPage
- Создание сайта в прикладной программе FrontPage
- 3.3.4. Создание сайта и страниц в FrontPage Планирование сайта
- Создание сайта с помощью приложения FrontPage
- Защита файла Adobe pdf
- О паролях и зашите документа