3. Информация и информационные процессы в налоговой сфере.
Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Термин «информатизация» впервые появился при создании локальных многотерминальных информационно-вычислительных систем и сетей массового обслуживания. Достижение Россией высоких результатов в экономике и социальной области и завоевание места полноправного партнера в мировой экономической системе в значительной степени зависит от того, каковы будут масштабы использования современных информационных технологий во всех аспектах человеческой деятельности, а также от того, какую роль будут играть эти технологии в повышении эффективности общественного труда.
В последние годы отечественная наука внесла весомый вклад в разработку теоретических основ информатизации, положив тем самым начало рождению информациологии — науки, являющейся результатом анализа и синтеза научных направлений исследования явлений, процессов на единой информационной основе. Впервые доказано, что информация является не только предметом тщательного изучения, потребления наряду с энергией, массой, пространством и временем, вместе взятыми, но и становится самой актуальной и дефицитной в настоящее время во всех сферах человеческой жизни. Выпускники вузов XXI в. должны быть подготовлены теоретически и профессионально к новым условиям работы в постиндустриальном обществе.
Информатизация в области управления экономическими процессами предполагает, прежде всего, повышение производительности труда работников за счет снижения соотношения стоимость/производство, а также повышения квалификации и профессиональной грамотности занятых управленческой деятельностью специалистов.
Сфера применения новых информационных технологий на базе ПЭВМ и развитых средств коммуникаций очень обширна в экономике, включает различные аспекты, начиная от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации, включая спутниковую связь, позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям, их трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время в полном объеме всю необходимую информацию для реализации своих профессиональных, образовательных, культурных и даже бытовых интересов. Информационные процессы как активные силы взаимосвязи внутри и между экономическими объектами хозяйствования строятся на использовании разнообразных технологических решений и дают возможность отнести информацию к разряду наиболее важных, ценных и дорогостоящих ресурсов, экономящих трудовые, материальные и финансовые средства.
Все это, вместе взятое, позволяет учреждениям, фирмам, организациям, специалистам получать в нужное время и в полном объеме вся необходимую информацию для реализации своих профессиональных, образовательных, культурных и других интересов.
Информацию как продукт производства и применения отличает прежде всего предметное содержание. Она очень разнообразна и подразделяется:
- по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности:
-
научная,
-
техническая,
-
производственная,
-
управленческая,
-
экономическая,
-
социальная,
-
правовая и т.п.
- по функциям в процессе управления:
-
фактическая информация,
-
плановая информация,
-
нормативная информация,
-
справочно-табличная информация,
-по отношению к системе управления используются парные отношения:
-
1 пара: внутренняя – внешняя,
-
2 пара: входящая – исходящая,
-
3 пара: активная – пассивная,
-
4 пара: оперативная – текущая,
-по степени стабильности:
-
условно – постоянная, т.е. не изменяется в течении определенного периода времени (например полугода),
-
переменная информация.
Фактическая информация характеризует свершившиеся явления и процессы в экономическом объекте.
Плановая информация или регламентирующая характеризует явления и процессы, которые должны произойти в экономическом объекте.
Нормативная информация регламентирует явления и процессы по длительности, стоимости, производимым работам (нормы, расценки).
Справочно-табличная – это дополнительные подробные характеристики использования нормативной информации.
1 пара характеризует место использования информации,
2 пара – место генерации информации,
3 пара – степень участия информации в процессе управления,
4 пара – время генерации информации. Оперативная характеризует на определенный момент времени, а текущая за промежуток времени.
Каждый из видов информации имеет свои технологии обработки, смысловую ценность, формы представления и отображения на физическом носителе, требования к точности, достоверности, оперативности отображения фактов, явлений, процессов.
Информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и обеспечивает решение задач организационно – экономического управления народным хозяйством, называется управленческой информацией.
Она представляет собой разнообразные сведения экономического, технологического, социального, юридического, демографического и другого содержания. В информационном процессе, каким является управленческая деятельность, информация выступает как один из важнейших ресурсов, наряду с энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми.
В технологии обработки первичные сведения о производственных и хозяйственных операциях, людях, выпуске продукции, фактах приобретения и продажи товаров выполняют роль предметов труда, а получаемая результатная информация – продукта труда. Причем она используется для анализа и принятия управленческих решений.
Важнейшей составляющей управленческой информации является экономическая информация, представляющая собой совокупность различных сведений экономического характера, которые можно фиксировать, передавать, обрабатывать, хранить и использовать в процессе планирования, учета, контроля, анализа на всех уровнях отраслевого и регионального управления народным хозяйством.
Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени.
Экономическая информация отражает деятельность предприятий и организаций посредством натуральных, стоимостных и других показателей.
Важнейшими свойствами такой информации являются:
-
достоверность и полнота,
-
ценность и актуальность,
-
ясность и понятность.
Информация достоверна, если она не искажает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
Ценность информации зависит от того, какие задачи решаются с ее помощью.
Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно изменяющихся условиях. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной.
Информация становится ясной и понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, которым она предназначена.
Совокупность информационных систем является важнейшей составляющей инфраструктуры общества, где информация выступает одним из главных ресурсов жизнедеятельности.
Являясь связующим звеном между разными видами интеллектуальной и материальной деятельности людей, между управлением и производством, информация, в отличии от других видов ресурсов, в частности природных ресурсов, не убывает со временем, а наоборот, ее объем постоянно увеличивается, создавая условия для накопления опыта, способствуя выработке обоснованных управленческих решений.
Информационные процессы как активные силы взаимосвязи внутри и между экономическими объектами хозяйствования строятся на использовании разнообразных технологических решений и дают возможность отнести информацию к разряду наиболее важных, ценных и дорогостоящих ресурсов, экономящих трудовые, материальные и финансовые средства.
Объем перерабатываемой информации удваивается каждые пять лет, т.е. возрастает в геометрической прогрессии. Это относится как к экономической так и социальной сфере.
Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансах, банковской сфере. Например, в промышленности это связано с увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, увеличением количества используемых материалов, усложнением технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов.
При этом предъявляются все более жесткие требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансовая, инвестиционная деятельность.
Роль информации в общественной жизни существенно меняется. Информация приобретает преобразующий и определяющий характер. Создание индустрии информатики и превращение информационного продукта в товар приводит к глубинным социальным изменениям в обществе, трансформируя его из индустриального в информационное. Информация охватывает все стороны жизни общества – от материального производства до социальной сферы.
Качественно новое обслуживание информационных процессов человеческой деятельности связано с широким использованием современной электронной вычислительной техники и систем телекоммуникаций. В связи с этим общество на уровне государства должно решить ряд проблем информатизации.
Информационные потоки в экономическом объекте можно представить в следующем виде:
Лицо, принимающее решение Экономический объект
2 поток
3 поток
Рис. 1. Информационные потоки в экономическом объекте
1 поток – плановый или регламентирующий. Содержит информацию о том, что должно произойти с экономическим объектом в какой-то промежуток времени,
2 поток – поток информации обратной связи. Характеризует тактическую информацию, называется учетной информацией и характеризует современное состояние объекта.
3 поток – внутренняя информация о экономическом объекте (структура, технология, качество управления и другая).
Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах, являющихся наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку выполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:
а) по отношению к входу и выходу:
-
• входные (поступающие в инспекции);
-
• выходные (исходящие из инспекции).
б) по срокам представления:
-
• регламентные — документы, для которых определен срок исполнения и представления. К документам, выдаваемым по регламенту, можно отнести, например, отчеты «О поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджеты РФ», «О результатах контрольной работы налоговых инспекций», «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах;
-
• нерегламентированные — документы, исполняемые по запросам.
в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:
-
• правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ГНС и т.д.);
-
• документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);
-
• документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы);
-
• другие виды документов.
Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.
Важной составляющей информационного обеспечения является система классификации и кодирования. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур должны служить полному удовлетворению запросов пользователей, сокращению временных и трудовых затрат на заполнение документов и эффективному использованию вычислительной техники, так как позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. Должна использоваться единая система классификации и кодирования информации, которая строится на основе применения:
а) общероссийских классификаторов:
-
• стран мира (ОКСМ);
-
• экономических районов (ОКЭР);
-
• объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (СОАТО);
-
• органов государственного управления (СООГУ);
-
• отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);
-
• видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКЦП);
-
• валют (ОКВ);
-
• единиц измерений (СОЕЙ);
б) ведомственных классификаторов:
-
• форм собственности (КФС);
-
• организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);
-
• доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);
-
• типовых банковских счетов (КБС);
-
• банков (КБ);
в) системных классификаторов:
-
• налогов и платежей (КНП);
-
• объектов налогообложения (КОН);
-
• налоговых льгот (КНЛ);
-
• типов льгот по налогам (КТНЛ);
-
• штрафных санкций (КШС);
-
• идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН);
-
• системы обозначения Государственных налоговых инспекций (СОГНИ).
Информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных. По содержанию информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность налоговых органов. Массивы, также как и содержащиеся в них данные, по степени устойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Переменные содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20 % годового объема. Массивы, содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных массивах содержится информация:
-
• по результатам оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности;
-
• по анализу и прогнозированию базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей;
-
• по результатам контрольной работы налоговых органов;
-
• по правовой практике налоговых органов и т.д.
В постоянных массивах содержатся:
-
тексты законов, постановлений и указов Президента и Правительства РФ, постановлений местных органов власти, других правовых актов;
-
• тексты решений коллегии ГНС РФ, приказов, распоряжений и планов;
-
• тексты организационно-методических документов;
-
• классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»;
-
• данные Госреестра предприятий и учетные данные налогоплательщиков;
-
• нормативно-справочная информация финансового, материально-технического обеспечения, учета и движения кадров.
Вопросы для самоконтроля:
-
Классификация информации по видам обслуживающей человеческой деятельности, по функциям в процессе управления, по отношению к системе управления.
-
Понятие управленческой информации.
-
Свойства экономической информации.
-
Информационные потоки в объекте налоговых органов.
- 1. Организационно-методический раздел
- Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовки специалистов
- Объем часов по видам занятий и контроль по формам обучения
- 2. Тематический план учебной дисциплины
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Темы лекций и их краткое содержание Лекция 1. Налоговая информация и информационные процессы в налоговой сфере.
- Содержание дисциплины
- 1. Содержание дисциплины:
- 2. Структура аттестационных педагогических измерительных материалов:
- 3. Информация и информационные процессы в налоговой сфере.
- Лекция 2. Понятие, концепции, проблемы налоговых информационных систем; роль и место информационных систем в деятельности налоговых органов, основные принципы их построения и использования.
- 1. Понятие «Система» и ее свойства
- 2. Определение автоматизированной информационной системы.
- 3. Классификация информационных систем
- 4. Основные элементы информационной системы
- 5. Понятие и функции информационной технологии
- 6. Классификация информационных технологий
- 7. Тенденции развития информационных технологий
- 8. Роль и место информационных систем в деятельности налоговых органов
- 9. Роль и место ис в деятельности налоговых органов
- 10. Основные принципы создания ис
- Лекция 3. Структура налоговых информационных систем: функциональные и обеспечивающие подсистемы.
- Назначение и функции подсистем. Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы.
- Содержание правового, эргономического, организационного, математического, лингвистического, информационного обеспечения.
- 3. Понятие технического обеспечения системы. Состав комплекса технических средств аис и его характеристика. Критерии выбора средств технического обеспечения
- Лекция 4. Особенности документооборота в налоговых органах; организация баз данных; создание и функционирование информационного хранилища; автоматизированное рабочее место налогового инспектора.
- Назначение и классификация документов.
- Реквизиты документов.
- Организация документооборота.
- Системы автоматизации документооборота.
- Понятие и структура автоматизированного банка данных.
- 6. Классификация и функции субд
- 4. Понятия и требования к базе данных
- 7. Модели описания баз данных
- 3.2. Темы практических занятий и их краткое содержание Практическое занятие 1. Современные средства проектирования информационных систем налоговых органов.
- 1 Стадия – предпроектное обследование:
- 2 Стадия – проектирование:
- 3 Стадия – ввод системы в действие:
- 4 Стадия – промышленная эксплуатация:
- Содержание, организация и результаты выполнения этапов проектирования.
- Раздел 2. Требования к комплексу технических средств и системному программному обеспечению.
- Раздел 3. Требования к квалификации пользователей
- Практическое занятие 2. Интеллектуальные технологии и системы в деятельности налоговых органов
- 1. Предметные области для экспертных систем
- 2.Обобщенная структура экспертной системы. Основные понятия и определения
- 3. Классификация экспертных систем
- 4. Инструментальные средства построения экспертных систем
- Обзор современных программных продуктов, поддерживающих технологию экспертных систем в экономике
- Практическое занятие 3. Сертификация и оценка качества информационных систем.
- Оценка качества ис с точки зрения функциональной полноты, эффективности сопровождения, гибкости программ.
- 2 Сущность, содержание и средства информационной поддержки системы.
- Практическое занятие 4. Обеспечение безопасности защиты информационных систем.
- 1. Виды угроз безопасности ис и ит
- 2. Методы и средства зашиты информации
- 3. Криптографические методы зашиты информации
- 4. Зашита информации в корпоративных сетях ис управления
- 5. Этапы разработки систем зашиты
- Практическое занятие 5. Перспективы развития налоговых информационных систем.
- 1. Тенденции развития налоговых информационных систем.
- 2. Перспективы развития автоматизированных систем
- 3. Режимы взаимодействия пользователя с эвм
- 3.3. Темы лабораторных работ и их содержание Лабораторная работа 1. Структура официальных сайтов налоговых органов
- Лабораторная работа 2. Ис анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы
- Лабораторная работа 3. Ис налогового планирования фирмы
- 1. Назначение и основные функции программы Project Eхpert
- Лабораторная работа 4. Программное обеспечение налоговых ис
- Пример заполнения документа налоговой отчетности
- Лабораторная работа 5. Ис «Полный отчет налоговой инспекции»
- 4. Темы для самостоятельной работы студентов
- 5. Вопросы для аттестации
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература:
- Дополнительная литература: