logo
УМК_ИТ_налог 2о по этой фигне делать

Системы автоматизации документооборота.

Увеличение числа обрабатываемых документов требует внедрения новых технологий работы с ними и совершенствования системы документооборота.

Особенности российской технологии работы с документами:

Особенности западной технологии работы с документами:

Направления автоматизации документооборота

Автоматизация документооборота предусматривает автоматизацию процессов разработки, согласования, распространения, поиска и архивного хранения документов. В современных технологиях автоматизации документооборота используются:

Системы обработки изображений документов

Предназначены для ввода, обработки, хранения и поиска графических образов бумажных документов, их классификации по различным критериям, передачи изображений на рабочую станцию для просмотра, модификации или печати. Применяются в организациях с большим объемом документооборота.

Системы оптического распознавания символов. Позволяют решить проблему перевода бумажных документов в электронную форму в виде текстового файла, получать электронную копию документа с печатного листа, либо копию документа, пришедшего по факсу. С помощью сканирующего устройства изображение считывается с документа и преобразуется в текстовый файл. В результате бумажный документ автоматически преобразуется в электронную форму.

Системы управления документами

Обеспечивают автоматизацию хранения, поиска и управления электронными документами различных форматов, в том числе и изображениями документов. Такие системы облегчают заполнение полей форм документов, избавляя сотрудников от ручного труда, в них реализована функция контроля, предназначенная для передачи заданий исполнителям работ, уведомления о требующих выполнения работах, получения сведений об их исполнении. Развитые системы управления документами выполняют функции индексирования, поиска по ключевым словам, организации доступа к документу независимо от места его хранения, функции выдачи, возврата и рассылки документов.

Системы автоматизации деловых процедур

Предназначены для создания сложных прикладных систем коллективной обработки документов. Позволяют производить обработку по принятому алгоритму и заранее определенным маршрутам, описывать документопоток в виде диаграмм с указанием сроков представления отчетов и их форм. При жесткой маршрутизации движение документа по всем рабочим местам определяется заранее, при свободной — путь движения документов исполнитель может определить сам.

Программное обеспечение для рабочих групп

Разрабатывается для предприятий, сотрудникам которых требуется постоянный обмен документами. С его помощью осуществляется хранение, просмотр и совместное использование документов, их маршрутизация, календарное планирование, управление изображениями документов и другие виды работ. Хранение электронных документов осуществляется во внешней памяти ЭВМ. Для хранения и поиска данных может быть использован бумажный журнал регистрации входящих и исходящих документов. Некоторые фирмы предлагают электронную регистрацию и поиск документов. Манипулирование электронными документами предполагает непосредственную работу с ними, контроль исполнения, электронное распространение, распечатку и тиражирование.

Системы автоматизации документооборота

Наиболее известными в настоящее время системами автоматизации документооборота являются:

Функциональные возможности систем

Все названные системы:

Однако в разных системах названные функции и в возможности реализуются по-разному. Во многих случаях требуется установка за отдельную плату дополнительных модулей.

Для организации работы с документами предназначена программа «Эффект Офис». По мнению специалистов фирмы «Гарант-Интернешнл», разработавших эту систему, введение единого корпоративного стандарта на работу с документами позволит достичь нескольких целей:

При внедрении системы вначале строится модель структуры предприятия, включая всех сотрудников, участвующих в документообороте, составляется и вводится список всех возможных типов документов, их параметров и статусов. Далее вводятся сами документы и обозначаются все возможные их связи с конкретными сотрудниками предприятия, проход через которых документы могут менять статусы и сроки. В результате все сотрудники работают в едином информационном пространстве. Система позволяет работать с широким кругом приложений. Встроенный сервер «Эффект Почта» максимально упрощает процесс отправки/приема электронной почты.

Система «Евфрат-Документооборот»

Система «Евфрат-Документооборот» является продуктом компании Cognitive Technologies Ltd — ведущего разработчика программного обеспечения и поставщика прикладных решений в области комплексной автоматизации предприятия. Разработками компании являются: корпоративные ERP-и CRM-системы, системы экспертного анализа информации, поддержки принятия решений, электронного документооборота, финансового учета и анализа и другие важнейшие направления автоматизации.

Назначение системы:

-Улучшение исполнительской дисциплины

В системе налажен четкий механизм контроля за исполнением поручений, содержится полная история операций по исполнению поручений, информация о текущем состоянии каждого документа и поручения. Система не позволит ни сотруднику, ни руководителю забыть об исполнении того или иного распоряжения. Рассылки с уведомлениями заранее предупредят всех должностных лиц о приближении срока исполнения распоряжения, а с наступлением его система потребует отчета о проделанной работе.

Мастер журналов и отчетов позволяет составить полную картину работы с документами как отдельных сотрудников, так и компании в целом, а Генератор отчетов — создавать любые аналитические формы.

-Экономия времени на всех этапах деятельности сотрудников

Система располагает встроенными интеллектуальными технологиями сканирования и распознавания, позволяющими самостоятельно осуществлять ввод как графических, так и текстовых представлений бумажных документов. Уникальная технология распознавания «на лету» упрощает процесс регистрации документов. Система позволяет задавать произвольные маршруты прохождения и обработки документов, начиная от назначения исполнителей, срока исполнения документов и связанных с ними поручений, формирования отчетов об исполнении и заканчивая снятием с контроля всего документа.

-Организация единого информационного пространства

Система обеспечивает работу и с бумажными документами, и с электронными и не содержит ограничений по форматам и количеству файлов электронных документов. Работы могут вестись с удаленного компьютера посредством сети Интернет.

-Обеспечение информационной безопасности

В системе одновременно хранится и обрабатывается информация разных уровней конфиденциальности. Каждому пользователю определен объем информации и действий, к которому он допущен. Налажены и эффективно используются механизмы аутентификации пользователей и протоколирования их действий. Имеется набор специализированных программных средств диагностики логической целостности базы данных и восстановления выявленных нарушений.

Преимущества системы:

Система обладает рядом технологических преимуществ, благодаря которым обеспечиваются высокая эффективность ее использования и максимальный уровень удобства работы:

В 2002 г. система названа победителем сравнительного тестирования с аналогичными программами.

Дополнительные возможности системы

Наряду с традиционным набором функций систем электронного документооборота система «Евфрат-Документооборот» представляет пользователю ряд дополнительных возможностей:

Другие системы для работы с документами

Система Microsoft Office for Windows включает в себя СУБД Access, табличный процессор Excel, текстовый редактор Word, электронную почту Mail и ее расширение Form Designer, программы обслуживания факс-модемов At Work PC Fax и технику для презентаций Power Point и многое другое. Программные средства Microsoft Office обеспечивают весь комплекс работ по обработке информации, созданию, редактированию и хранению документов.

Интегрированная система Team Office — это полная офисная открытая информационная система, поддерживающая работу со многими текстовыми процессорами, системами деловой графики, табличными процессорами, системами управления базами данных. Система имеет программы, организующие свою библиотеку (Team Library), электронную почту (Team Mail), систему телеконференций и доску объявлений (Team Forum), электронный еженедельник (Team Calendar) для планирования различных мероприятий, электронный координатор деловых процедур, маршрутизатор информации между пользователями (Team Flow) и многое другое.

Названные программы входят в наиболее интенсивно развивающуюся область программного обеспечения, предназначенного для реализации совместной работы с электронными документами многих пользователей. В таких системах компьютер превращается в мощное средство управления электронными документами и коммуникационное средство, он может быть подключен к абонентской телефонной сети, получать доступ к другим абонентам этой сети, к электронной почте» к телетайпам и телефаксам, работающим с этой сетью. Системы передачи и управления электронными документами

Системы передачи недокументированной информации:

Системы передачи документированной информации:

  1. телеграфная связь предназначена для передачи на расстояние по электрическим проводным каналам связи алфавитно-цифровой информации, как правило, коротких текстовых документированных сообщений;

  2. дейтефонная связь использует для передачи информации телефонные каналы связи, а в качестве приемопередающей аппаратуры может использоваться как обычная телетайпная аппаратура совместно с модемами, так и специальная аппаратура;

  3. факсимильная связь обеспечивает передачу на расстояние информации в виде текстов, чертежей, рисунков, схем, фотоснимков и т.п. Факсимильные сервис-системы формируются путем подключения факсимильного аппарата к имеющимся системам факс-сервиса.

Модели документооборота

Технология организации документооборота в автоматизированных системах бухгалтерского учета является важным компонентом, влияющим на их эффективность.

Рассмотрим четыре модели документооборота, реализуемые в программах автоматизации бухгалтерского учета.

Модель интерпретации документов как дополнения к хозяйственным операциям

Эта модель документооборота предполагает, что при вводе в информационную базу данных документов, сформированных вне автоматизированной системы бухгалтерского учета, бухгалтер преобразовывает их вручную или с помощью специальной программы в записи массива хозяйственных операций. Документы, формируемые в системе, рассматриваются как выходные формы, построение которых производится по запросу пользователя после ввода данных об операции.

При такой модели первичные документы интерпретируются чисто формально. Входящие в систему документы никак в базе данных не регистрируются, а формируемые в ней документы хранятся в привязке к той или иной записи массива хозяйственных операций и не связаны с другими документами. Это противоречит нормальному порядку и учетного процесса, при котором операция отражается на счетах после формирования, и утверждения документа. В данной модели именно операция становится информационной основой для формирования документа. В бухгалтериях с большим документооборотом такая модель не может быть приемлемой, так как будет приводить к необходимости постоянного отслеживания актуальности данных массива хозяйственных операций.

Модель интерпретации документов как средства формирования записей массива хозяйственных операций

Эта модель документооборота предполагает, что документ является только формальной первоосновой для соответствующих записей на счетах. В программе автоматизации бухгалтерского учета существует набор видеограмм, определяющих структуру ввода информации. По данным, введенным на основе этого макета, программа формирует соответствующие документу записи, которые интерпретируются как «подтвержденные» и учитываются при расчете оборотов счетов. В такой модели документ рассматривается только как вспомогательное средство ввода записей на счетах, здесь не учитывается содержательный характер различных стадий его движения.

Модель интерпретации документов как вспомогательных информационных объектов

Эта модель документооборота является наиболее распространенной, поддерживает естественную технологию прохождения первичных документов как формируемых в системе, так и поступающих извне. В программах, использующих данную модель, предусмотрена возможность формирования массива хозяйственных операций не только напрямую, но и на основе автоматизированной обработки документов, вводимых в базу данных системы. В последнем случае бухгалтер заполняет экранную форму документа, а программа формирует и печатает его. Данная модель предполагает разделение моментов регистрации документа в базе данных системы и его отражения в системе счетов. Введенные документы без подтверждения пользователем никак не влияют на обороты счетов, хотя информация о них сохраняется, может быть многократно откорректирована и повторно использована для печати. Введенные в систему однотипные документы хранятся в отдельных регистрах и в любой момент требуемый документ можно извлечь. Взаимосвязи между документами прямо не отслеживаются. Главным в данной модели является возможность отделить действия по регистрации документов в базе данных от их преобразования в записи на счетах.

Полная модель документооборота

Это модель, где основополагающим моментом является обеспечение и обслуживание полноценной системы связей между документами разных типов. В первых трех моделях документы являются основой для формирования записей на счетах. В полной модели документооборота главное внимание уделено завершенности системы связей документов, на основе которых выполняется их одновременная обработка с применением единого пакета правил. Такая модель обеспечивает гибкое разделение функций аналитического учета между различными управленческими подразделениями, в результате чего каждая подсистема автоматизированной системы получает столько функций, сколько ей действительно необходимо.

Развитие систем управления документами

Направлениями совершенствования систем управления документами являются:

Унификация документов

Однотипные документы, используемые в управленческой деятельности, должны быть унифицированы и стандартизированы. Унификация предполагает:

В результате унификации из состава документов исключаются формы, не вызванные действительными потребностями управления, сокращается объем циркулирующих в системе управления документов.

Стандартизация документов

Стандартизация представляет собой форму юридического закрепления результатов унификации и уровня ее обязательности. Существуют разные категории стандартов: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), республиканские стандарты (РСТ). Цель унификации и стандартизации заключается в создании таких форм документов, применение которых будет экономически эффективно и повысит общую культуру управления.

Объектами унификации и стандартизации в управленческой деятельности являются термины и определения, управленческие функции, управленческая документация, организационные структуры учреждений, предприятий, организаций.