3. Режимы взаимодействия пользователя с эвм
При проектировании автоматизированной системы управления важным является вопрос о выработке форм взаимодействия пользователя и ЭВМ, способов обмена информацией. Поскольку ЭВМ не в состоянии непосредственно воспринимать информацию, содержащуюся в документах, а также речевые команды, возникает вопрос о способе ввода информации.
Пакетная обработка — решаемые задачи собираются в пакет и пропускаются по одной в порядке установленной очереди. В машину вводятся исходные данные и программа решения задачи, а она выдает оформленные результаты (отчеты), имеющие самостоятельное значение и пригодные для непосредственного использования в работе. Обработанная информация может выдаваться в виде таблиц, ведомостей, графиков. При таком способе работники экономических служб осуществляют сбор, контроль и комплектование информации, передачу ее в центр обработки, а после получения результатов решения — их использование в работе. Пакетный режим не обеспечивает оперативной, непосредственной связи пользователя с ЭВМ. Между тем потребность в такой связи возникает во многих случаях, когда требуется оперативное получение разного рода сведений, участие заинтересованных пользователей в производимых машиной расчетах, оперативное изменение хранящихся данных.
Интерактивное взаимодействие пользователя с ЭВМ характеризуется тем, что компьютер реагирует на воздействие пользователя настолько быстро, что это позволяет влиять на ход решения задачи. При таком режиме оба участника обмениваются сообщениями с целью изменения вычислительного процесса и получения либо выдачи информации о его состоянии. Данный режим обеспечивает:
-
непосредственный контакт пользователя с системой;
-
оперативный поиск необходимых пользователю данных;
-
возможность практически одновременно обслуживать нескольких пользователей в условиях, когда потребность в обслуживании непредсказуема.
В интерактивных системах типа «запрос-ответ» взаимодействие с пользователем осуществляется в нескольких вариантах: на языке, близком к естественному, путем заполнения пользователем форматов, предъявляемых машиной, путем выбора из меню необходимого варианта решения задачи. Язык меню позволяет пользователю без специальной подготовки работать с обширным набором различных программ, не допуская ошибок. Одним из типов интерактивных систем являются диалоговые системы.
Требования к диалоговым системам
Такие системы должны быть:
-
доступными любому пользователю независимо от уровня его подготовки в области информационных систем и языков программирования;
-
нечувствительными к ошибкам пользователя. Если смысл неправильно введенного сообщения можно определить из контекста, система должна откорректировать неправильный ответ, для чего в формулировке запросов пользователей должна допускаться некоторая избыточность сообщений;
о способными выдавать пользователю информацию о дальнейших действиях при возникновении затруднений в процессе диалога. Система обеспечивает возможность корректировки ранее введенных сообщений на любой стадии диалога, осуществляет выдачу сообщений об ошибках, позволяющих их обнаруживать и исправлять.
Задачи, решаемые в диалоговом режиме. Если система информационная, то в диалоговом режиме решаются следующие задачи:
-
ввод информации в ЭВМ в системе диалога, при этом часть работы по проверке правильности ввода информации выполняет человек, если ее невозможно или нецелесообразно по каким-либо причинам передавать машине;
-
поиск информации и получение ответов на запросы;
-
редактирование текстовой информации;
-
инструктирование, программное обучение.
Если система человеко-машинная, то в диалоговом режиме осуществляются:
-
диалоговое программирование, имеющее целью написание, проверку, корректировку, переработку программ и изменение условий работы как отдельных подпрограмм, так и всей программы в целом. Результатом является готовая и отлаженная программа;
-
конструирование, имеющее целью рассмотрение и оценку с разных точек зрения возможных вариантов конструкторских решений;
-
принятие решений, включающее в себя как сложные информационные системы, способные к дедуктивному и индуктивному обобщению, так и комплекс моделей системы управления, в которой необходимо принимать решения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
-
Покажите сущность и выделите недостатки пакетного режима взаимодействия пользователя с ЭВМ.
-
В чем сущность и достоинства диалогового режима взаимодействия пользователя с ЭВМ?
-
Решение каких задач обеспечивает диалоговый режим взаимодействия?
-
Назовите направления развития программного обеспечения.
-
Каковы тенденции развития программного обеспечения?
-
Что подразумевает понятие «открытость» системы?
- 1. Организационно-методический раздел
- Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовки специалистов
- Объем часов по видам занятий и контроль по формам обучения
- 2. Тематический план учебной дисциплины
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Темы лекций и их краткое содержание Лекция 1. Налоговая информация и информационные процессы в налоговой сфере.
- Содержание дисциплины
- 1. Содержание дисциплины:
- 2. Структура аттестационных педагогических измерительных материалов:
- 3. Информация и информационные процессы в налоговой сфере.
- Лекция 2. Понятие, концепции, проблемы налоговых информационных систем; роль и место информационных систем в деятельности налоговых органов, основные принципы их построения и использования.
- 1. Понятие «Система» и ее свойства
- 2. Определение автоматизированной информационной системы.
- 3. Классификация информационных систем
- 4. Основные элементы информационной системы
- 5. Понятие и функции информационной технологии
- 6. Классификация информационных технологий
- 7. Тенденции развития информационных технологий
- 8. Роль и место информационных систем в деятельности налоговых органов
- 9. Роль и место ис в деятельности налоговых органов
- 10. Основные принципы создания ис
- Лекция 3. Структура налоговых информационных систем: функциональные и обеспечивающие подсистемы.
- Назначение и функции подсистем. Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы.
- Содержание правового, эргономического, организационного, математического, лингвистического, информационного обеспечения.
- 3. Понятие технического обеспечения системы. Состав комплекса технических средств аис и его характеристика. Критерии выбора средств технического обеспечения
- Лекция 4. Особенности документооборота в налоговых органах; организация баз данных; создание и функционирование информационного хранилища; автоматизированное рабочее место налогового инспектора.
- Назначение и классификация документов.
- Реквизиты документов.
- Организация документооборота.
- Системы автоматизации документооборота.
- Понятие и структура автоматизированного банка данных.
- 6. Классификация и функции субд
- 4. Понятия и требования к базе данных
- 7. Модели описания баз данных
- 3.2. Темы практических занятий и их краткое содержание Практическое занятие 1. Современные средства проектирования информационных систем налоговых органов.
- 1 Стадия – предпроектное обследование:
- 2 Стадия – проектирование:
- 3 Стадия – ввод системы в действие:
- 4 Стадия – промышленная эксплуатация:
- Содержание, организация и результаты выполнения этапов проектирования.
- Раздел 2. Требования к комплексу технических средств и системному программному обеспечению.
- Раздел 3. Требования к квалификации пользователей
- Практическое занятие 2. Интеллектуальные технологии и системы в деятельности налоговых органов
- 1. Предметные области для экспертных систем
- 2.Обобщенная структура экспертной системы. Основные понятия и определения
- 3. Классификация экспертных систем
- 4. Инструментальные средства построения экспертных систем
- Обзор современных программных продуктов, поддерживающих технологию экспертных систем в экономике
- Практическое занятие 3. Сертификация и оценка качества информационных систем.
- Оценка качества ис с точки зрения функциональной полноты, эффективности сопровождения, гибкости программ.
- 2 Сущность, содержание и средства информационной поддержки системы.
- Практическое занятие 4. Обеспечение безопасности защиты информационных систем.
- 1. Виды угроз безопасности ис и ит
- 2. Методы и средства зашиты информации
- 3. Криптографические методы зашиты информации
- 4. Зашита информации в корпоративных сетях ис управления
- 5. Этапы разработки систем зашиты
- Практическое занятие 5. Перспективы развития налоговых информационных систем.
- 1. Тенденции развития налоговых информационных систем.
- 2. Перспективы развития автоматизированных систем
- 3. Режимы взаимодействия пользователя с эвм
- 3.3. Темы лабораторных работ и их содержание Лабораторная работа 1. Структура официальных сайтов налоговых органов
- Лабораторная работа 2. Ис анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы
- Лабораторная работа 3. Ис налогового планирования фирмы
- 1. Назначение и основные функции программы Project Eхpert
- Лабораторная работа 4. Программное обеспечение налоговых ис
- Пример заполнения документа налоговой отчетности
- Лабораторная работа 5. Ис «Полный отчет налоговой инспекции»
- 4. Темы для самостоятельной работы студентов
- 5. Вопросы для аттестации
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература:
- Дополнительная литература: