Организация документооборота.
Документооборот представляет собой последовательность этапов движения документов, начиная от момента их создания или получения и заканчивая моментом завершения их исполнения, отправки адресату или сдачи на хранение. Формы используемых первичных учетных документов и регистров, систему обработки информации и приемы организации документооборота утверждает руководитель предприятия.
График документооборота составляется в виде схемы, перечня работ или схемы информационных потоков, отражающих движение документов в рамках структурных подразделений предприятия с указанием их исполнителей, взаимосвязи и сроков выполнения работ. Для каждого предприятия график разрабатывается с учетом его особенностей, что способствует рациональному распределению обязанностей между работниками, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, своевременности составления отчетности. Контроль за соблюдением графика документооборота осуществляет главный бухгалтер.
В табл. 1 приведен перечень документов, участвующих в документообороте конкретного предприятия.
Таблица 1 Документы предприятия
Идентификатор документа | Наименование документа |
d1 | Требование-накладная |
d2 | Приходный ордер |
d3 | Накладная на отпуск материалов на сторону |
d4 | Материальный отчет по складу |
d5 | Приемо-сдаточная накладная |
d6 | Накладная |
d7 | Отчет по складу готовой продукции |
d8 | Плановая калькуляция на сланную продукцию |
d9 | Калькуляция себестоимости |
d10 | Перечень работающего оборудования |
|
|
d25 | Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности |
На рис. 9 приведена схема информационных потоков предприятия.
Рис. 9. Схема информационных потоков предприятия
Документооборот может быть спроектирован не только применительно к предприятию в целом, но и к отдельным участкам работы. Так, на участке, связанном, к примеру, с процессом реализации продукции, документооборотом охватываются следующие работы:
-
заключение договора между фирмой-поставщиком и фирмой-покупателем на приобретение продукции;
-
формирование в бухгалтерии фирмы-поставщика документа «Счет», выставляемого покупателю продукции;
-
оплата фирмой-покупателем счета за продукцию посредством перевода денежных средств на расчетный счет банка фирмы-поставщика. Формирование в банке выписки, где отражается уплаченная фирмой-покупателем сумма;
-
заполнение в бухгалтерии фирмы-поставщика доверенности на отгрузку продукции в двух экземплярах. Один экземпляр документа передается на хранение в производственный отдел бухгалтерии;
-
формирование в бухгалтерии на основании выписки и доверенности документов — «Накладной на отгрузку товаров» в количестве четырех экземпляров и «Счета-фактуры» в двух экземплярах;
-
передача «Накладной» и «Счета-фактуры» на склад для их визирования кладовщиком;
-
передача по одному экземпляру «Накладной» и «Счета-фактуры» в производственный отдел бухгалтерии и в отдел сбыта. Один экземпляр документов служит пропуском для экспедитора груза фирмы-покупателя на выезд с территории фирмы-поставщика.
Обработка документов, поступающих в организацию
Поступающие в организацию документы, в том числе и созданные с помощью средств вычислительной техники, проходят первичную обработку, предварительное рассмотрение, регистрацию, рассмотрение руководством, после чего доставляются исполнителям. Прием и первичная обработка документов осуществляется централизованно экспедицией или сотрудниками службы документационного обеспечения. При наличии на предприятии централизованной экспедиционной службы учет документов организуется лучше, повышается производительность труда работников службы канцелярии, общего отдела, службы документационного обеспечения. При поступлении документов в нерабочее время они принимаются дежурным сотрудником.
Конверты с документами, в том числе и заказными, вскрываются, проверяется правильность доставки и целостность упаковки документов, на каждом полученном документе проставляется регистрационный штамп. Документы с грифом «лично» или адресованные общественным организациям в экспедиции не вскрываются и передаются по назначению. При поступлении машиночитаемых документов в экспедиции обрабатывается сопроводительная документация, а сами машинные носители без вскрытия упаковки передаются на вычислительный центр. Обработка и передача документов исполнителям осуществляется в день их поступления в службу документационного обеспечения или в первый рабочий день при поступлении документов в нерабочее время.
Обработка документов, отправляемых из организации
Отправляемые организацией документы, в том числе и созданные с помощью средств вычислительной техники, проходят сортировку, упаковку, оформление почтового отправления и сдачу в отделение связи. Предназначенные к отправке документы принимаются экспедицией полностью оформленными, подписанными и зарегистрированными с отметкой о категории почтового отправления. Отправка машиночитаемых документов производится в упаковке, соответствующей техническим требованиям к сохранности носителей и записанной на них информации. Такие документы снабжаются сопроводительным письмом, копия которого подшивается в дело на общих основаниях.
- 1. Организационно-методический раздел
- Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовки специалистов
- Объем часов по видам занятий и контроль по формам обучения
- 2. Тематический план учебной дисциплины
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Темы лекций и их краткое содержание Лекция 1. Налоговая информация и информационные процессы в налоговой сфере.
- Содержание дисциплины
- 1. Содержание дисциплины:
- 2. Структура аттестационных педагогических измерительных материалов:
- 3. Информация и информационные процессы в налоговой сфере.
- Лекция 2. Понятие, концепции, проблемы налоговых информационных систем; роль и место информационных систем в деятельности налоговых органов, основные принципы их построения и использования.
- 1. Понятие «Система» и ее свойства
- 2. Определение автоматизированной информационной системы.
- 3. Классификация информационных систем
- 4. Основные элементы информационной системы
- 5. Понятие и функции информационной технологии
- 6. Классификация информационных технологий
- 7. Тенденции развития информационных технологий
- 8. Роль и место информационных систем в деятельности налоговых органов
- 9. Роль и место ис в деятельности налоговых органов
- 10. Основные принципы создания ис
- Лекция 3. Структура налоговых информационных систем: функциональные и обеспечивающие подсистемы.
- Назначение и функции подсистем. Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы.
- Содержание правового, эргономического, организационного, математического, лингвистического, информационного обеспечения.
- 3. Понятие технического обеспечения системы. Состав комплекса технических средств аис и его характеристика. Критерии выбора средств технического обеспечения
- Лекция 4. Особенности документооборота в налоговых органах; организация баз данных; создание и функционирование информационного хранилища; автоматизированное рабочее место налогового инспектора.
- Назначение и классификация документов.
- Реквизиты документов.
- Организация документооборота.
- Системы автоматизации документооборота.
- Понятие и структура автоматизированного банка данных.
- 6. Классификация и функции субд
- 4. Понятия и требования к базе данных
- 7. Модели описания баз данных
- 3.2. Темы практических занятий и их краткое содержание Практическое занятие 1. Современные средства проектирования информационных систем налоговых органов.
- 1 Стадия – предпроектное обследование:
- 2 Стадия – проектирование:
- 3 Стадия – ввод системы в действие:
- 4 Стадия – промышленная эксплуатация:
- Содержание, организация и результаты выполнения этапов проектирования.
- Раздел 2. Требования к комплексу технических средств и системному программному обеспечению.
- Раздел 3. Требования к квалификации пользователей
- Практическое занятие 2. Интеллектуальные технологии и системы в деятельности налоговых органов
- 1. Предметные области для экспертных систем
- 2.Обобщенная структура экспертной системы. Основные понятия и определения
- 3. Классификация экспертных систем
- 4. Инструментальные средства построения экспертных систем
- Обзор современных программных продуктов, поддерживающих технологию экспертных систем в экономике
- Практическое занятие 3. Сертификация и оценка качества информационных систем.
- Оценка качества ис с точки зрения функциональной полноты, эффективности сопровождения, гибкости программ.
- 2 Сущность, содержание и средства информационной поддержки системы.
- Практическое занятие 4. Обеспечение безопасности защиты информационных систем.
- 1. Виды угроз безопасности ис и ит
- 2. Методы и средства зашиты информации
- 3. Криптографические методы зашиты информации
- 4. Зашита информации в корпоративных сетях ис управления
- 5. Этапы разработки систем зашиты
- Практическое занятие 5. Перспективы развития налоговых информационных систем.
- 1. Тенденции развития налоговых информационных систем.
- 2. Перспективы развития автоматизированных систем
- 3. Режимы взаимодействия пользователя с эвм
- 3.3. Темы лабораторных работ и их содержание Лабораторная работа 1. Структура официальных сайтов налоговых органов
- Лабораторная работа 2. Ис анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы
- Лабораторная работа 3. Ис налогового планирования фирмы
- 1. Назначение и основные функции программы Project Eхpert
- Лабораторная работа 4. Программное обеспечение налоговых ис
- Пример заполнения документа налоговой отчетности
- Лабораторная работа 5. Ис «Полный отчет налоговой инспекции»
- 4. Темы для самостоятельной работы студентов
- 5. Вопросы для аттестации
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература:
- Дополнительная литература: