3. Классификация экспертных систем
Схема классификации
Класс "экспертные системы" сегодня объединяет несколько тысяч различных программных комплексов, которые можно классифицировать по различным критериям. Полезными могут оказаться следующие классификации (рис. 11):
Рис. 11. Классификация экспертных систем.
Классификация по решаемой задаче
Интерпретация данных. Это одна из традиционных задач для экспертных систем. Под интерпретацией понимается определение смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.
-
Пример: определение основных свойств личности по результатам психодиагностического тестирования в системах АВТАНТЕСТ и МИКРОЛЮШЕР и др.
Диагностика. Под диагностикой понимается обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность - это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии. Важной спецификой является необходимость понимания функциональной структуры ("анатомии") диагностирующей системы.
Пример: диагностика и терапия сужения коронарных сосудов - ANGY; диагностика ошибок в аппаратуре и математическом обеспечении ЭВМ - система CRIB и др.
Мониторинг. Основная задача мониторинга - непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы - "пропуск" тревожной ситуации и инверсная задача "ложного" срабатывания. Сложность этих проблем в размытости симптомов тревожных ситуаций и необходимость учета временного контекста.
Пример: контроль за работой электростанций СПРИНТ, помощь диспетчерам атомного реактора – REACTOR; контроль аварийных датчиков на химическом заводе - FALCON и др.
Проектирование. Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание "объектов" с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов чертеж, пояснительная записка и т.д. Основные проблемы здесь - получение четкого структурного описания знаний об объекте и проблема "следа". Для организации эффективного проектирования и, в еще большей степени, перепроектирования необходимо формировать не только сами проектные решения, но и мотивы их принятия. Таким образом, в задачах проектирования тесно связываются два основных процесса, выполняемых в рамках соответствующей ЭС: процесс вывода решения и процесс объяснения.
Пример: проектирование конфигураций ЭВМ VAX ― 1/780 в системе XCON (или R1), проектирование БИС - CADHELP; синтез электрических цепей - SYN и др.
Прогнозирование. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций. В прогнозирующей системе обычно используется параметрическая динамическая модель, в которой значения параметров "подгоняются" под заданную ситуацию. Выводимые из этой модели следствия составляют основу для прогнозов с вероятностными оценками.
Пример: предсказание погоды - система WILLARD; оценки будущего урожая - PI.ANT; прогнозы в экономике - ЕСОN и др.
Планирование. Под планированием понимается нахождение планов действий, относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности.
Пример: планирование поведения робота - STRIPS, планирование промышленных заказов - 1SIS, планирование эксперимента - MOLGEN и др.
Обучение. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения. Они аккумулируют знания о гипотетическом "ученике" и его характерных ошибках, затем в работе способны диагностировать слабости в знаниях обучаемых и находить соответствующие средства для их ликвидации. Кроме того, они планируют акт общения с учеником в зависимости от успехов ученика с целью передачи знаний.
Пример: обучение языку программирования Лисп в системе "Учитель Лиспа"; система PROUST - обучение языку Паскаль и др.
Классификация по связи с реальным временем
Статические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых база знаний и интерпретируемые данные не меняются во времени. Они стабильны.
Пример: Диагностика неисправностей в автомобиле.
Квазидинамические ЭС интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом времени.
Пример: Микробиологические ЭС, в которых снимаются лабораторные измерения с технологического процесса один раз в 4 - 5 мин (производство лизина, например) и анализируется динамика полученных показателей по отношению к предыдущему измерению.
Динамические ЭС работают в сопряжении с датчиками объектов в режиме реального времени с непрерывной интерпретацией поступаемых данных.
Пример: Управление гибкими производственными комплексами, мониторинга реанимационных палатах и т.д.
Классификация по типу ЭВМ
На сегодняшний день существуют:
-
ЭС для уникальных стратегически важных задач на суперЭВМ (Эльбрус, CRA'. CONVEX и др.);
-
ЭС на ЭВМ средней производительности (типа ЕС ЭВМ, mainframe);
-
ЭС на символьных процессорах и рабочих станциях (SUN, APOLLO);
-
ЭС на мини- и супермини-ЭВМ (VAX, micro-VAX и др.);
-
ЭС на персональных компьютерах (IBM PC, MAC II и подобные).
Классификация по степени интеграции с другими программами
Автономные ЭС работают непосредственно в режиме консультаций с пользователем для специфически "экспертных" задач, для решения которых не требуется привлекать традиционные методы обработки данных (расчеты, моделирование и т. д.).
Гибридные ЭС представляют программный комплекс, агрегирующий стандартные пакеты прикладных программ (например, математическую статистику, линейное программирование или системы управления базами данных) и средства манипулирования знаниями. Это может быть интеллектуальная надстройка над ППП или интегрированная среда для решения сложной задачи с элементами экспертных знаний.
Несмотря на внешнюю привлекательность гибридного подхода, следует отметить, что разработка таких систем являет собой задачу, на порядок более сложную, чем разработка автономной ЭС. Стыковка не просто разных пакетов, а разных методологий (что происходит в гибридных системах) порождает целый комплекс теоретических и практических трудностей.
- 1. Организационно-методический раздел
- Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовки специалистов
- Объем часов по видам занятий и контроль по формам обучения
- 2. Тематический план учебной дисциплины
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Темы лекций и их краткое содержание Лекция 1. Налоговая информация и информационные процессы в налоговой сфере.
- Содержание дисциплины
- 1. Содержание дисциплины:
- 2. Структура аттестационных педагогических измерительных материалов:
- 3. Информация и информационные процессы в налоговой сфере.
- Лекция 2. Понятие, концепции, проблемы налоговых информационных систем; роль и место информационных систем в деятельности налоговых органов, основные принципы их построения и использования.
- 1. Понятие «Система» и ее свойства
- 2. Определение автоматизированной информационной системы.
- 3. Классификация информационных систем
- 4. Основные элементы информационной системы
- 5. Понятие и функции информационной технологии
- 6. Классификация информационных технологий
- 7. Тенденции развития информационных технологий
- 8. Роль и место информационных систем в деятельности налоговых органов
- 9. Роль и место ис в деятельности налоговых органов
- 10. Основные принципы создания ис
- Лекция 3. Структура налоговых информационных систем: функциональные и обеспечивающие подсистемы.
- Назначение и функции подсистем. Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы.
- Содержание правового, эргономического, организационного, математического, лингвистического, информационного обеспечения.
- 3. Понятие технического обеспечения системы. Состав комплекса технических средств аис и его характеристика. Критерии выбора средств технического обеспечения
- Лекция 4. Особенности документооборота в налоговых органах; организация баз данных; создание и функционирование информационного хранилища; автоматизированное рабочее место налогового инспектора.
- Назначение и классификация документов.
- Реквизиты документов.
- Организация документооборота.
- Системы автоматизации документооборота.
- Понятие и структура автоматизированного банка данных.
- 6. Классификация и функции субд
- 4. Понятия и требования к базе данных
- 7. Модели описания баз данных
- 3.2. Темы практических занятий и их краткое содержание Практическое занятие 1. Современные средства проектирования информационных систем налоговых органов.
- 1 Стадия – предпроектное обследование:
- 2 Стадия – проектирование:
- 3 Стадия – ввод системы в действие:
- 4 Стадия – промышленная эксплуатация:
- Содержание, организация и результаты выполнения этапов проектирования.
- Раздел 2. Требования к комплексу технических средств и системному программному обеспечению.
- Раздел 3. Требования к квалификации пользователей
- Практическое занятие 2. Интеллектуальные технологии и системы в деятельности налоговых органов
- 1. Предметные области для экспертных систем
- 2.Обобщенная структура экспертной системы. Основные понятия и определения
- 3. Классификация экспертных систем
- 4. Инструментальные средства построения экспертных систем
- Обзор современных программных продуктов, поддерживающих технологию экспертных систем в экономике
- Практическое занятие 3. Сертификация и оценка качества информационных систем.
- Оценка качества ис с точки зрения функциональной полноты, эффективности сопровождения, гибкости программ.
- 2 Сущность, содержание и средства информационной поддержки системы.
- Практическое занятие 4. Обеспечение безопасности защиты информационных систем.
- 1. Виды угроз безопасности ис и ит
- 2. Методы и средства зашиты информации
- 3. Криптографические методы зашиты информации
- 4. Зашита информации в корпоративных сетях ис управления
- 5. Этапы разработки систем зашиты
- Практическое занятие 5. Перспективы развития налоговых информационных систем.
- 1. Тенденции развития налоговых информационных систем.
- 2. Перспективы развития автоматизированных систем
- 3. Режимы взаимодействия пользователя с эвм
- 3.3. Темы лабораторных работ и их содержание Лабораторная работа 1. Структура официальных сайтов налоговых органов
- Лабораторная работа 2. Ис анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы
- Лабораторная работа 3. Ис налогового планирования фирмы
- 1. Назначение и основные функции программы Project Eхpert
- Лабораторная работа 4. Программное обеспечение налоговых ис
- Пример заполнения документа налоговой отчетности
- Лабораторная работа 5. Ис «Полный отчет налоговой инспекции»
- 4. Темы для самостоятельной работы студентов
- 5. Вопросы для аттестации
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература:
- Дополнительная литература: