1. Виды угроз безопасности ис и ит
Развитие новых информационных технологий и всеобщая компьютеризация привели к тому, что информационная безопасность не только становится обязательной, она еще и одна из характеристик ИС. Существует довольно обширный класс систем обработки информации, при разработке которых фактор безопасности играет первостепенную роль (например, банковские информационные системы).
Под безопасностью ИС понимается защищенность системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, от попыток хищения (несанкционированного получения) информации, модификации или физического разрушения ее компонентов. Иначе говоря, это способность противодействовать различным возмущающим воздействиям на ИС.
Под угрозой безопасности информации понимаются события или действия, которые могут привести к искажению, несанкционированному использованию или даже к разрушению информационных ресурсов управляемой системы, а также программных и аппаратных средств.
Если исходить из классического рассмотрения кибернетической модели любой управляемой системы, возмущающие воздействия на нее могут носить случайный характер. Поэтому среди угроз безопасности информации следует выделять как один из видов угрозы случайные, или непреднамеренные. Их источником могут быть выход из строя аппаратных средств, неправильные действия работников ИС или ее пользователей, непреднамеренные ошибки в программном обеспечении и т.д. Такие угрозы тоже следует держать во внимании, так как ущерб от них может быть значительным. Однако в данной главе наибольшее внимание уделяется угрозам умышленным, которые в отличие от случайных преследуют цель нанесения ущерба управляемой системе или пользователям. Это делается нередко ради получения личной выгоды.
Человека, пытающегося нарушить работу информационной системы или получить несанкционированный доступ к информации, обычно называют взломщиком, а иногда «компьютерным пиратом» (хакером).
В своих противоправных действиях, направленных на овладение ~ чужими секретами, взломщики стремятся найти такие источники конфиденциальной информации, которые бы давали им наиболее достоверную информацию в максимальных объемах с минимальными затратами на ее получение. С помощью различного рода уловок и множества приемов и средств подбираются пути и подходы к таким источникам. В данном случае под источником информации подразумевается материальный объект, обладающий определенными сведениями, представляющими конкретный интерес для злоумышленников или конкурентов.
Защита от умышленных угроз — это своего рода соревнование обороны и нападения: кто больше знает, предусматривает действенные меры, тот и выигрывает.
Многочисленные публикации последних лет показывают, что злоупотребления информацией, циркулирующей в ИС или передаваемой по каналам связи, совершенствовались не менее интенсивно, чем меры защиты от них. В настоящее время для обеспечения защиты информации требуется не просто разработка частных механизмов защиты, а реализация системного подхода, включающего комплекс взаимосвязанных мер (использование специальных технических и программных средств, организационных мероприятий, нормативно-правовых актов, морально-этических мер противодействия и т.д.). Комплексный характер защиты проистекает из комплексных действий злоумышленников, стремящихся любыми средствами добыть важную для них информацию.
Сегодня можно утверждать, что рождается новая современная технология — технология защиты информации в компьютерных информационных системах и в сетях передачи данных. Реализация этой технологии требует увеличивающихся расходов и усилий. Однако все это позволяет избежать значительно превосходящих потерь и ущерба, которые могут возникнуть при реальном осуществлении угроз ИС и ИТ.
Все угрозы можно разделить на пассивные и активные угрозы.
Пассивные угрозы направлены в основном на несанкционированное использование информационных ресурсов ИС, не оказывая при этом влияния на ее функционирование. Например, несанкционированный доступ к базам данных, прослушивание каналов связи и т.д.
Активные угрозы имеют целью нарушение нормального функционирования ИС путем целенаправленного воздействия на ее компоненты. К активным угрозам относятся, например, вывод из строя компьютера или его операционной системы, искажение сведений в БД, разрушение ПО компьютеров, нарушение работы линий связи и и т.д. Источником активных угроз могут быть действия взломщиков, вредоносные программы и т.п.
Умышленные угрозы подразделяются также на внутренние (возникающие внутри управляемой организации) и внешние.
Внутренние угрозы чаще всего определяются социальной напряженностью и тяжелым моральным климатом.
Внешние угрозы могут определяться злонамеренными действиями конкурентов, экономическими условиями и другими причинами (например, стихийными бедствиями). По данным зарубежных источников, получил широкое распространение промышленный шпионаж — это наносящие ущерб владельцу коммерческой тайны незаконные сбор, присвоение и передача сведений, составляющих коммерческую тайну, лицом, не уполномоченным на это ее владельцем.
К основным угрозам безопасности информации и нормального функционирования ИС относятся:
-
утечка конфиденциальной информации;
-
компрометация информации;
-
несанкционированное использование информационных ресурсов;
-
ошибочное использование информационных ресурсов;
-
несанкционированный обмен информацией между абонентами;
-
отказ от информации;
-
нарушение информационного обслуживания;
-
незаконное использование привилегий.
Утечка конфиденциальной информации — это бесконтрольный выход конфиденциальной информации за пределы ИС или круга лиц, которым она была доверена по службе или стала известна в процессе работы. Эта утечка может быть следствием:
-
разглашения конфиденциальной информации;
-
ухода информации по различным, главным образом техническим, каналам;
-
несанкционированного доступа к конфиденциальной информации различными способами.
Разглашение информации ее владельцем или обладателем есть умышленные или неосторожные действия должностных лиц и пользователей, которым соответствующие сведения в установленном порядке были доверены по службе или по работе, приведшие к ознакомлению с ним лиц, не допущенных к этим сведениям.
Возможен бесконтрольный уход конфиденциальной информации по визуально-оптическим, акустическим, электромагнитным и другим каналам.
Несанкционированный доступ — это противоправное преднамеренное овладение конфиденциальной информацией лицом, не имеющим права доступа к охраняемым сведениям.
Наиболее распространенными путями несанкционированного доступа к информации являются:
-
перехват электронных излучений;
-
принудительное электромагнитное облучение (подсветка) линий связи с целью получения паразитной модуляции несущей;
-
применение подслушивающих устройств (закладок);
-
дистанционное фотографирование;
-
перехват акустических излучений и восстановление текста принтера;
-
чтение остаточной информации в памяти системы после выполнения санкционированных запросов;
-
копирование носителей информации с преодолением мер защиты;
-
маскировка под зарегистрированного пользователя;
-
маскировка под запросы системы;
-
использование программных ловушек;
-
использование недостатков языков программирования и операционных систем;
-
незаконное подключение к аппаратуре и линиям связи специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
-
злоумышленный вывод из строя механизмов защиты;
-
расшифровка специальными программами зашифрованной информации;
-
информационные инфекции.
Перечисленные пути несанкционированного доступа требуют достаточно больших технических знаний и соответствующих аппаратных или программных разработок со стороны взломщика. Например, используются технические каналы утечки — это физические пути от источника конфиденциальной информации к злоумышленнику, посредством которых возможно получение охраняемых сведений. Причиной возникновения каналов утечки являются конструктивные и технологические несовершенства схемных решений либо эксплуатационный износ элементов. Все это позволяет взломщикам создавать действующие на определенных физических принципах преобразователи, образующие присущий этим принципам канал передачи информации — канал утечки.
Однако есть и достаточно примитивные пути несанкционированного доступа:
-
хищение носителей информации и документальных отходов;
-
инициативное сотрудничество;
-
склонение к сотрудничеству со стороны взломщика;
-
выпытывание;
-
подслушивание;
-
наблюдение и другие пути.
Любые способы утечки конфиденциальной информации могут привести к значительному материальному и моральному ущербу как Для организации, где функционирует ИС, так и для ее пользователей.
Менеджерам следует помнить, что довольно большая часть причин и условий, создающих предпосылки и возможность неправомерного овладения конфиденциальной информацией, возникает из-за элементарных недоработок руководителей организаций и их сотрудников. Например, к причинам и условиям, создающим предпосылки для утечки коммерческих секретов, могут относиться:
-
недостаточное знание работниками организации правил защиты конфиденциальной информации и непонимание необходимости их тщательного соблюдения;
-
использование неаттестованных технических средств обработки конфиденциальной информации;
-
слабый контроль за соблюдением правил защиты информации правовыми, организационными и инженерно-техническими мерами;
-
текучесть кадров, в том числе владеющих сведениями, составляющими коммерческую тайну;
-
организационные недоработки, в результате которых виновниками утечки информации являются люди — сотрудники ИС и ИТ.
Большинство из перечисленных технических путей несанкционированного доступа поддаются надежной блокировке при правильно разработанной и реализуемой на практике системе обеспечения безопасности. Но борьба с информационными инфекциями представляет значительные трудности, так как существует и постоянно разрабатывается огромное множество вредоносных программ, цель которых — порча информации в БД и ПО компьютеров. Большое число разновидностей этих программ не позволяет разработать постоянных и надежных средств защиты против них.
Вредоносные программы классифицируются следующим образом:
Логические бомбы, как вытекает из названия, используются для искажения или уничтожения информации, реже с их помощью совершаются кража или мошенничество. Манипуляциями с логическими бомбами обычно занимаются чем-то недовольные служащие, собирающиеся покинуть данную организацию, но это могут быть и консультанты, служащие с определенными политическими убеждениями и т.п.
Реальный пример логической бомбы: программист, предвидя свое увольнение, вносит в программу расчета заработной платы определенные изменения, которые начинают действовать, когда его фамилия исчезнет из набора данных о персонале фирмы.
Троянский конь — программа, выполняющая в дополнение к основным, т. е. запроектированным и документированным действиям, действия дополнительные, не описанные в документации. Аналогия с древнегреческим троянским конем оправдана — и в том и в другом случае в не вызывающей подозрения оболочке таится угроза. Троянский конь представляет собой дополнительный блок команд, тем иди иным образом вставленный в исходную безвредную программу, которая затем передается (дарится, продается, подменяется) пользователям ИС. Этот блок команд может срабатывать при наступлении некоторого условия (даты, времени, по команде извне и т.д.). Запустивший такую программу подвергает опасности как свои файлы, так и всю ИС в целом. Троянский конь действует обычно в рамках полномочий одного пользователя, но в интересах другого пользователя или вообще постороннего человека, личность которого установить порой невозможно.
Наиболее опасные действия троянский конь может выполнять, если запустивший его пользователь обладает расширенным набором привилегий. В таком случае злоумышленник, составивший и внедривший троянского коня, и сам этими привилегиями не обладающий, может выполнять несанкционированные привилегированные функции чужими руками.
Известен случай, когда преступная группа смогла договориться с программистом фирмы, работающей над банковским программным обеспечением, о том, чтобы он ввел подпрограмму, которая предоставит этим преступникам доступ в систему после ее установки с целью перемещения денежных вкладов. Известен другой случай, когда фирма, разрабатывающая ПО, стала объектом домогательств другой фирмы, которая хотела выкупить программы и имела тесную связь с преступным миром. Преступная группа, если она удачно определит место для внедрения троянского коня (например, включит его в систему очистки с автоматизированным контролем, выдающую денежные средства), может безмерно обогатиться.
Для защиты от этой угрозы желательно, чтобы привилегированные и непривилегированные пользователи работали с различными экземплярами прикладных программ, которые должны храниться и защищаться индивидуально. А радикальным способом защиты от этой угрозы является создание замкнутой среды использования программ.
Вирус — программа, которая может заражать другие программы путем включения в них модифицированной копии, обладающей способностью к дальнейшему размножению.
Считается, что вирус характеризуется двумя основными особенностями:
-
способностью к саморазмножению;
-
способностью к вмешательству в вычислительный процесс (т.е. к получению возможности управления).
Наличие этих свойств, как видим, является аналогом паразитирования в живой природе, которое свойственно биологическим вирусам. В последние годы проблема борьбы с вирусами стала весьма актуальной, поэтому очень многие занимаются ею. Используются различные организационные меры, новые антивирусные программы, ведется пропаганда всех этих мер. В последнее время удавалось более или менее ограничить масштабы заражений и разрушений. Однако, как и в живой природе, полный успех в этой борьбе не достигнут.
Червь — программа, распространяющаяся через сеть и не оставляющая своей копии на магнитном носителе. Червь использует механизмы поддержки сети для определения узла, который может быть заражен. Затем с помощью тех же механизмов передает свое тело или его часть на этот узел и либо активизируется, либо ждет для этого подходящих условий. Наиболее известный представитель этого класса — вирус Морриса (червь Морриса), поразивший сеть Internet в 1988 г. Подходящей средой распространения червя является сеть, все пользователи которой считаются дружественными и доверяют друг другу, а защитные механизмы отсутствуют. Наилучший способ защиты от червя — принятие мер предосторожности против несанкционированного доступа к сети.
Захватчик паролей — это программы, специально предназначенные для воровства паролей. При попытке обращения пользователя к терминалу системы на экран выводится информация, необходимая для окончания сеанса работы. Пытаясь организовать вход, пользователь вводит имя и пароль, которые пересылаются владельцу программы-захватчика, после чего выводится сообщение об ошибке, а ввод и управление возвращаются к операционной системе. Пользователь, думающий, что допустил ошибку при наборе пароля, повторяет вход и получает доступ к системе. Однако его имя и пароль уже известны владельцу программы-захватчика. Перехват пароля возможен и другими способами. Для предотвращения этой угрозы перед входом в систему необходимо убедиться, что вы вводите имя и пароль именно системной программе ввода, а не какой-нибудь другой. Кроме того, необходимо неукоснительно придерживаться правил использования паролей и работы с системой. Большинство нарушений происходит не из-за хитроумных атак, а из-за элементарной небрежности. Соблюдение специально разработанных правил использования паролей — необходимое условие надежной защиты.
Приведенный краткий обзор наиболее опасных вредоносных программ безопасности ИС не охватывает всех возможных угроз этого типа. Для более подробной информации о перечисленных угрозах, а также о других (скрытые каналы, сборка мусора, жадные программы) следует обратиться к специальной литературе.
Компрометация информации (один из видов информационных инфекций) реализуется, как правило, посредством несанкционированных изменений в базе данных, в результате чего ее потребитель вынужден либо отказаться от нее, либо предпринимать дополнительные усилия для выявления изменений и восстановления истинных сведений. При использовании скомпрометированной информации потребитель подвергается опасности принятия неверных решений.
Несанкционированное использование информационных ресурсов, с одной стороны, является последствиями ее утечки и средством ее компрометации. С другой стороны, оно имеет самостоятельное значение, так как может нанести большой ущерб управляемой системе (вплоть до полного выхода ИТ из строя) или ее абонентам.
Ошибочное использование информационных ресурсов будучи санкционированным тем не менее может привести к разрушению, утечке или компрометации указанных ресурсов. Данная угроза чаще всего является следствием ошибок, имеющихся в ПО ИТ.
Несанкционированный обмен информацией между абонентами может привести к получению одним из них сведений, доступ к которым ему запрещен. Последствия — те же, что и при несанкционированном доступе.
Отказ от информации состоит в непризнании получателем или отправителем этой информации фактов ее получения или отправки. Это позволяет одной из сторон расторгать заключенные финансовые соглашения «техническим» путем, формально не отказываясь от них, нанося тем самым второй стороне значительный ущерб.
Нарушение информационного обслуживания — угроза, источником которой является сама ИТ. Задержка с предоставлением информационных ресурсов абоненту может привести к тяжелым для него последствиям. Отсутствие у пользователя своевременных данных, необходимых для принятия решения, может вызвать его нерациональные действия.
Незаконное использование привилегий. Любая защищенная система содержит средства, используемые в чрезвычайных ситуациях, или средства которые способны функционировать с нарушением существующей политики безопасности. Например, на случай внезапной проверки пользователь должен иметь возможность доступа ко всем наборам системы. Обычно эти средства используются администраторами, операторами, системными программистами и другими пользователями, выполняющими специальные функции.
Большинство систем защиты в таких случаях используют наборы привилегий, т. е. для выполнения определенной функции требуется определенная привилегия. Обычно пользователи имеют минимальный набор привилегий, администраторы — максимальный.
Наборы привилегий охраняются системой защиты. Несанкционированный (незаконный) захват привилегий возможен при наличии ошибок в системе защиты, но чаще всего происходит в процессе управления системой защиты, в частности при небрежном пользовании привилегиями.
Строгое соблюдение правил управления системой защиты, а также принципа минимума привилегий позволяет избежать таких нарушений.
При описании в различной литературе разнообразных угроз для ИС и способов их реализации широко используется понятие атаки на ИС. Атака — злонамеренные действия взломщика (попытки реализации им любого вида угрозы). Например, атакой является применение любой из вредоносных программ. Среди атак на ИС часто выделяют «маскарад» и «взлом системы», которые могут быть результатом реализации разнообразных угроз (или комплекса угроз).
Под «маскарадом» понимается выполнение каких-либо действий одним пользователем ИС от имени другого пользователя. Такие действия другому пользователю могут быть и разрешены. Нарушение заключается в присвоении прав и привилегий, что называется симуляцией или моделированием. Цели «маскарада» — сокрытие каких-либо действий за именем другого пользователя или присвоение прав и привилегий другого пользователя для доступа к его наборам данных или для использования его привилегий.
Могут быть и другие способы реализации «маскарада», например создание и использование программ, которые в определенном месте могут изменить определенные данные, в результате чего пользователь получает другое имя. «Маскарадом» называют также передачу сообщений в сети от имени другого пользователя. Наиболее опасен «маскарад» в банковских системах электронных платежей, где неправильная идентификация клиента может привести к огромным убыткам. Особенно это касается платежей с использованием электронных карт. Используемый в них метод идентификации с помощью персонального идентификатора достаточно надежен. Но нарушения могут происходить вследствие ошибок его использования, например утери кредитной карточки или использовании очевидного идентификатора (своего имени и т.д.).
Для предотвращения «маскарада» необходимо использовать надежные методы идентификации, блокировку попыток взлома системы, контроль входов в нее. Необходимо фиксировать все события, которые могут свидетельствовать о «маскараде», в системном журнале для его последующего анализа. Также желательно не использовать программные продукты, содержащие ошибки, которые могут привести к «маскараду».
Под взломом системы понимают умышленное проникновение в систему, когда взломщик не имеет санкционированных параметров для входа. Способы взлома могут быть различными, и при некоторых из них происходит совпадение с ранее описанными угрозами. Так, объектом охоты часто становится пароль другого пользователя. Пароль может быть вскрыт, например, путем перебора возможных паролей. Взлом системы можно осуществить также, используя ошибки программы входа.
Основную нагрузку защиты системы от взлома несет программа входа. Алгоритм ввода имени и пароля, их шифрование, правила хранения и смены паролей не должны содержать ошибок. Противостоять взлому системы поможет, например, ограничение попыток неправильного ввода пароля (т.е. исключить достаточно большой перебор) с последующей блокировкой терминала и уведомлением администратора в случае нарушения. Кроме того, администратор безопасности должен постоянно контролировать активных пользователей системы: их имена, характер работы, время входа и выхода и т.д. Такие действия помогут своевременно установить факт взлома и предпринять необходимые действия.
Условием, способствующим реализации многих видов угроз ИС, является наличие «люков». Люк — скрытая, недокументированная точка входа в программный модуль, входящий в состав ПО ИС и ИТ. Люк вставляется в программу обычно на этапе отладки для облегчения работы: данный модуль можно вызывать в разных местах, что позволяет отлаживать отдельные части программы независимо. Наличие люка позволяет вызывать программу нестандартным образом, что может отразиться на состоянии системы защиты. Люки могут остаться в программе по разным причинам:
-
их могли забыть убрать;
-
для дальнейшей отладки;
-
для обеспечения поддержки готовой программы;
-
для реализации тайного доступа к данной программе после ее установки.
Большая опасность люков компенсируется высокой сложностью их обнаружения (если, конечно, не знать заранее о их наличии), так как обнаружение люков — результат случайного и трудоемкого поиска. Защита от люков одна — не допускать их появления в программе, а при приемке программных продуктов, разработанных другими производителями, следует проводить анализ исходных текстов программ с целью обнаружения люков.
Реализация угроз ИС приводит к различным видам прямых или косвенных потерь. Потери могут быть связаны с материальным ущербом: стоимость компенсации, возмещение другого косвенно утраченного имущества; стоимость ремонтно-восстановительных работ; расходы на анализ, исследование причин и величины ущерба; дополнительные расходы на восстановление информации, связанные с восстановлением работы и контролем данных и т.д.
Потери могут выражаться в ущемлении банковских интересов, финансовых издержках или в потере клиентуры.
Статистика показывает, что во всех странах убытки от злонамеренных действий непрерывно возрастают. Причем основные причины убытков связаны не столько с недостаточностью средств безопасности как таковых, сколько с отсутствием взаимосвязи между ними, т.е. с нереализованностью системного подхода. Поэтому необходимо опережающими темпами совершенствовать комплексные средства защиты.
- 1. Организационно-методический раздел
- Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовки специалистов
- Объем часов по видам занятий и контроль по формам обучения
- 2. Тематический план учебной дисциплины
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Темы лекций и их краткое содержание Лекция 1. Налоговая информация и информационные процессы в налоговой сфере.
- Содержание дисциплины
- 1. Содержание дисциплины:
- 2. Структура аттестационных педагогических измерительных материалов:
- 3. Информация и информационные процессы в налоговой сфере.
- Лекция 2. Понятие, концепции, проблемы налоговых информационных систем; роль и место информационных систем в деятельности налоговых органов, основные принципы их построения и использования.
- 1. Понятие «Система» и ее свойства
- 2. Определение автоматизированной информационной системы.
- 3. Классификация информационных систем
- 4. Основные элементы информационной системы
- 5. Понятие и функции информационной технологии
- 6. Классификация информационных технологий
- 7. Тенденции развития информационных технологий
- 8. Роль и место информационных систем в деятельности налоговых органов
- 9. Роль и место ис в деятельности налоговых органов
- 10. Основные принципы создания ис
- Лекция 3. Структура налоговых информационных систем: функциональные и обеспечивающие подсистемы.
- Назначение и функции подсистем. Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы.
- Содержание правового, эргономического, организационного, математического, лингвистического, информационного обеспечения.
- 3. Понятие технического обеспечения системы. Состав комплекса технических средств аис и его характеристика. Критерии выбора средств технического обеспечения
- Лекция 4. Особенности документооборота в налоговых органах; организация баз данных; создание и функционирование информационного хранилища; автоматизированное рабочее место налогового инспектора.
- Назначение и классификация документов.
- Реквизиты документов.
- Организация документооборота.
- Системы автоматизации документооборота.
- Понятие и структура автоматизированного банка данных.
- 6. Классификация и функции субд
- 4. Понятия и требования к базе данных
- 7. Модели описания баз данных
- 3.2. Темы практических занятий и их краткое содержание Практическое занятие 1. Современные средства проектирования информационных систем налоговых органов.
- 1 Стадия – предпроектное обследование:
- 2 Стадия – проектирование:
- 3 Стадия – ввод системы в действие:
- 4 Стадия – промышленная эксплуатация:
- Содержание, организация и результаты выполнения этапов проектирования.
- Раздел 2. Требования к комплексу технических средств и системному программному обеспечению.
- Раздел 3. Требования к квалификации пользователей
- Практическое занятие 2. Интеллектуальные технологии и системы в деятельности налоговых органов
- 1. Предметные области для экспертных систем
- 2.Обобщенная структура экспертной системы. Основные понятия и определения
- 3. Классификация экспертных систем
- 4. Инструментальные средства построения экспертных систем
- Обзор современных программных продуктов, поддерживающих технологию экспертных систем в экономике
- Практическое занятие 3. Сертификация и оценка качества информационных систем.
- Оценка качества ис с точки зрения функциональной полноты, эффективности сопровождения, гибкости программ.
- 2 Сущность, содержание и средства информационной поддержки системы.
- Практическое занятие 4. Обеспечение безопасности защиты информационных систем.
- 1. Виды угроз безопасности ис и ит
- 2. Методы и средства зашиты информации
- 3. Криптографические методы зашиты информации
- 4. Зашита информации в корпоративных сетях ис управления
- 5. Этапы разработки систем зашиты
- Практическое занятие 5. Перспективы развития налоговых информационных систем.
- 1. Тенденции развития налоговых информационных систем.
- 2. Перспективы развития автоматизированных систем
- 3. Режимы взаимодействия пользователя с эвм
- 3.3. Темы лабораторных работ и их содержание Лабораторная работа 1. Структура официальных сайтов налоговых органов
- Лабораторная работа 2. Ис анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы
- Лабораторная работа 3. Ис налогового планирования фирмы
- 1. Назначение и основные функции программы Project Eхpert
- Лабораторная работа 4. Программное обеспечение налоговых ис
- Пример заполнения документа налоговой отчетности
- Лабораторная работа 5. Ис «Полный отчет налоговой инспекции»
- 4. Темы для самостоятельной работы студентов
- 5. Вопросы для аттестации
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература:
- Дополнительная литература: