3. Движение по окружности
Задача 3. Груз, подвешенный на нити длиной , двигаясь равномерно, описывает в горизонтальной плоскости окружность. С какой скоростьюдвижется груз, если нить во время его движения образует постоянный угол с вертикалью.
Краткая запись условия задачи: , .
Найти:
Решение. Обратимся к рисунку 17. Выберем инерциальную систему отсчёта. Система отсчета – «Земля». На тело действуют две силы: сила тяжести , сила натяжения нити. Тело, по условию задачи, движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Следовательно, движение тела по окружности, припроисходит с ускорением, которое направлено по радиусу к центру.
На основании второго закона Ньютона можно записать:
Перейдём от векторной записи уравнения к скалярной:
При этом
, , , , ,
Тогда имеем
По условию задачи, не дана сила натяжения нити. Следовательно, её необходимо исключить из двух последних уравнений. Для этого разделим первое равенство на второе:
или
Из кинематики вращательного движения известно:
тогда
,
но (рис. 18)
Следовательно,
4. Движение связанных тел.
Задача 4. На шнуре, перекинутом через неподвижный блок, подвешены грузы массами ,, причем. Найдите ускорение системы грузов, не учитывая трения в блоке и массы блока и нити.
Краткая запись условия задачи: ,,
Найти: ,
Решение. Выберем инерциальную систему отсчёта. Система отсчета – «Земля». Рассмотрим силы, действующее на каждое тело (рис. 19). На первое тело действует сила тяжести , сила натяжения нити, на второе -,. По условию задачи,, поэтому если систему предоставить самой себе, то грузбудет двигаться вниз, а груз- вверх. Из нерастяжимости нити следует, что ускорения по модулю одинаковы:. Тогда на основании второго закона Ньютона для каждого тела можно записать:
Перейдём от векторной записи уравнения к скалярной:
При этом
, , , , .
Тогда имеем
По условию задачи массой нити и трением в блоке можно пренебречь, следовательно, сила натяжения нити будет оставаться постоянной по модулю по всей длине нити, т. е.
Тогда
Для нахождения ускорения сложим два уравнения системы:
Отсюда
Для нахождения подставим ускорениев любое из уравнений, например в нижнее. В результате подстановки получим:
или
Следовательно,
Очевидно, что решение этой и предыдущих задач осуществляется по тому алгоритму, который был сформулирован при решении первой. Дадим теперь его окончательную и чёткую формулировку.
Выбрать инерциальную систему отсчёта.
Указать направление скорости и направления ускорения.
Найти все силы, действующие на тело и изобразить их на чертеже.
Записать второй закон Ньютона в векторной форме и перейти к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на оси.
Исходя из физической природы сил, выразить силы через физические величины, от которых они зависят, и подставить их в закон Ньютона.
Если в задаче требуется определить положение или скорость тела, то написать нужные уравнения кинематики.
Полученную систему уравнений решить относительно искомых величин.
А теперь, действуя строго по алгоритму, порешайте сами задачи. Может быть, кому-либо из вас не очень хочется действовать по предписаниям. Это неплохо… Но вспомним о том, что летчик - испытатель высшего класса, решая творческие задачи, возникающие при полёте на новой машине, не задумываясь, автоматически производит те стандартные действия, которым он научился в лётной школе, когда он фактически выполнял операции, действуя по алгоритму. А теперь его ум свободен для решения творческих задач. Доведём же и мы до автоматизма выполнение стандартных операций при решении задач по динамике, чтобы перейти затем к решению творческих задач.
Задачи для самоконтроля № 137 – 208.
- Псков, 2010
- Предисловие от составителя сборника
- Часть 1. Классическая механика Кинематика
- § 1. Правило перехода от векторной записи уравнения к скалярной
- § 2. Примеры решения задач на тему «Перемещение, путь»
- §3.Примеры решения задач на тему «Равномерное прямолинейное движение»
- § 4. Общий план решения физических задач
- § 5. Алгоритм решения задач по кинематике
- § 6. Движение тела под действием силы тяжести
- 2. Движение тела, брошенного горизонтально
- § 7. Примеры решения задач «Кинематика абсолютно твердого тела»
- § 8. Алгоритм решения задач по «Закону сложения скоростей»
- 1. Выбрать подвижную со, неподвижную со, тело.
- 3. Движение по окружности
- § 10. Примеры решения задач «Закон всемирного тяготения»
- § 11. Центр тяжести. Центр масс тела
- § 12. Общие условия равновесия абсолютно твердого тела. Алгоритм решения задач по статике
- 1. Выбрать систему отсчета.
- Законы сохранения
- § 13. Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса.
- 1. Выбрать систему отсчета.
- § 14. Примеры решения задач на вычисление работы, мощности, кпд.
- § 16. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращения механической энергии
- (16.11)
- 2. От чего зависит период колебаний пружинного маятни-
- § 18. Свободные колебания математического маятника
- § 19. Примеры решения задач на тему «Механические колебания»
- (19.1) (19.2)
- § 20. Примеры решения задач на тему «Механические волны»
- Задачи для самоконтроля
- Глава I.Основы кинематики
- 1. Действие с векторами
- 2. Путь и перемещение
- 3. Равномерное движение
- 4. Неравномерное движение. Равнопеременное движение
- Комбинированные задачи
- 5. Движение тела под действием силы тяжести
- 5. 1. Движение тела по вертикали
- 5.2. Движение тела, брошенного горизонтально
- 5.3. Движение тела, брошенного под углом к горизонту
- 6. Движение материальной точки по окружности. Кинематика абсолютно твердого тела.
- 7. Закон сложения перемещений и скоростей
- Глава II. Основы динамики
- Движение под действием нескольких сил
- 2. Движение по наклонной плоскости
- 3. Движение по окружности
- 4. Движение связанных тел
- 5. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
- Глава III. Статика
- 1. Статика материальной точки
- 2. Статика абсолютно твёрдого тела. Центр масс тела
- Глава IV. Законы сохранения
- 1. Закон сохранения импульса
- 2. Работа. Мощность. Кпд
- 3. Закон сохранения и изменения механической энергии.
- Комбинированные задачи (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, законы динамики)
- Глава V. Механические колебания и волны.
- 1. Механические колебания
- 1.1. Кинематика колебаний
- 1.2. Динамика и энергия колебаний
- 2. Механические волны
- Часть 2. Квантовая и атомная физика
- 2. Постулаты Бора
- Обобщенные планы
- 2. Работа выхода электронов, эВ
- 3. Таблица значений синусов, косинусов, тангенсов
- 4. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
- Список литературы:
- 6. Марон а. Е., Куперштейн ю. С. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. Физика. 9 кл.: - Псков, 1994.
- 7. Мощанский в. Н. Физика. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений заведений. - м.: Просвещение, 1994
- 8. Мякишев г. Я., Буховцев б. Б. Физика. 11 кл.: - м.: Просвещение, 1990
- 11. Рымкевич а. П. Сборник задач по физике. 8 – 10 классы. - м.: Просвещение, 1984, 1987.
- Часть 1. Классическая механика