§ 16. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращения механической энергии
Выясним, в чем состоит метод решения задач, опирающийся на изученные в механике энергетические законы. А таких законов два: закон изменения механической энергии и закон ее сохранения или . Попытаемся, опираясь на эти законы, решить несколько задач и на этой основе сконструировать алгоритм.
Задача 1. Тело брошено с поверхности Земли под углом к горизонту со скоростью . Найдите его скорость на некоторой высоте, если сопротивление воздуха пренебрежимо мало.
1. Прежде чем анализировать происходящие процессы, надо выбрать систему отсчета. Сделаем это, как показано на рисунке 31.
2. Желая решать задачу энергетическим методом, мы должны применить либо закон сохранения, либо закон изменения механической энергии. И в том и в другом случае надо найти энергию в двух каких-то состояниях, которые надо, прежде всего, выбрать. Естественно, что выбирать состояния надо так, чтобы в число их параметров входили бы как известные, так и искомые величины. Таковыми в данном случае являются указанные на чертеже состояния в точках 1 и 2.
3. Так как в дальнейшем потребуется определять потенциальную энергию, то надо выбрать нулевой уровень ее отсчета. В качестве такового выберем поверхность Земли.
4. Чтобы решить, какой из двух энергетических законов применим в данном случае, надо выяснить, какие силы действуют на тело: потенциальные или непотенциальные. В данном случае действует только потенциальная сила – сила тяжести. Следовательно, применим закон сохранения механической энергии. Запишем его в виде:
(16.7)
5. Найдем значение энергии ии подставим в уравнение(16.7):
;
Получим
Отсюда
Попытайтесь решить эту задачу кинематически (считая угол известным), чтобы убедиться, насколько энергетический метод упрощает решение.Прочитав решение задачи, выделите и сформулируйте основные действия (предписания алгоритма), из которых складывалось решение.
А теперь, пользуясь этими предписаниями, решим еще одну задачу.
Задача 2. Поезд отошел от станции и, двигаясь равноускоренно, на пути, равном 200 м, приобрел скорость 10 м/с. Найдите массу поезда, если работа силы тяги Дж, а коэффициент трения 0,005
Краткая запись условия задачи: м,,,Дж,
Найти:
Решение: 1. Выберем систему отсчета – «Земля».
2. Выделим те состояния тела, которые нас интересуют. На рисунке 32 состояния 1 и 2.
3. Выберем нулевой уровень отсчета потенциальной энергии, как показано на рис. 32.
4. Выясним, какие силы действуют на тело в процессе его движения. При переходе тела из состояния 1 в состояние 2 действуют потенциальные и непотенциальные силы. Потенциальные силы – сила реакции опоры (один из видов силы упругости,- потенциальная сила), сила тяжести. Непотенциальные силы - сила тяги, сила тренияСледовательно, необходимо применить закон изменения энергии. В нашем случае его можно записать следующим образом (действуют две непотенциальные силы)
(16.1)
Раскроем значение энергии в каждом состоянии и подставим в уравнение (16.1):
;
Получим
(16.2)
Анализируя условие задачи, приходим к выводу, что для нахождения массы тела, необходимо раскрыть работу силы трения. По определению
(16.3)
но ,
(докажите самостоятельно, используя алгоритм решения задач по динамике)
тогда
(16.4)
Подставляя (16.4) в (16.3) получим:
(16.5)
Подставляя (16.5) в (16.2) получим:
или
тогда
=
Если сформулировать основные действия, выполненные в решении первой задачи, и сравнить их с теми, что выполнялись в решении предыдущей, то придем к выводу, что действия-то, по сути, одинаковы. Система этих действий и есть алгоритм решения задачи энергетическим путем. Вот его окончательная формулировка:
1. Выбрать систему отсчёта.
2. Сделать рисунок, с указанием нулевого уровня отсчёта и двух положений тела (указать скорость, высоту или координату).
3. Определить силы, действующие на тела (потенциальные или непотенциальные).
4. Если действуют только потенциальные силы, написать закон сохранения механической энергии в виде . Если действуют и непотенциальные силы, написать закон изменения механической энергии в виде.
5. Раскрыть значения энергии в каждом состоянии, найти величину работы и, подставив эти величины в уравнение закона, затем решить его относительно искомой величины.
А теперь решим еще две задачи, в которых кроме закона сохранения (изменения) энергии используются ряд других законов.
Задача 3. Маятник массой 5 кг отклонен на угол от вертикали. Какова сила натяжения нити при прохождении маятником положения равновесия?
Дано: , кг.
Найти:
Решение: 1. Выберем систему отсчёта. Система отсчета – «Земля». В задаче требуется найти силу натяжения нити в тот момент, когда маятник проходит положение равновесия. Изобразим силы, действующие на тело в этом положении. На тело действуют две силы: сила тяжести , сила натяжения нити(рис. 33).
Тогда на основании второго закона Ньютона можно записать:
Перейдём от векторной записи уравнения к скалярной:
При этом
, ,
Тогда имеем
но ,
Следовательно,
(16.6)
Для нахождения скорости маятника необходимо применить закон сохранения или изменения энергии. Для этого:
2. Выделим те состояния тела, которые нас интересуют. На рисунке 34 состояния 1 и 2.
3. Выберем нулевой уровень отсчета потенциальной энергии, как показано на рис. 34.
4. Выясним, какие силы действуют на тело в процессе его движения. Как говорилось выше, на тело действуют сила тяжести , сила натяжения нити, которые являются потенциальными. Следовательно, применим закон сохранения механической энергии. Запишем его в виде
(16.7)
5. Найдем значение энергии ии подставим в уравнение(16.7):
;
Получим
Отсюда
(16.7)
Найдем , используярис. 34
или
(16.8)
Подставляя (16.8) в (16.7), а затем полученное выражение в (16.6) будем иметь:
или
(H)
Задача 4. Пуля, летевшая горизонтально со скоростью 427 м/с, попадает в брусок, подвешенный на нити длиной 4 м, и застревает в нем. Определите угол, на который отклонится брусок, если масса пули 20 г, абруска 5 кг
Краткая запись условия задачи: 427,м,г,.
Найти: .
Решение: 1. Выберем систему отсчёта. Система отсчёта – «Земля».
2. Выделим те состояния тела, которые нас интересуют. На рисунке 35 состояния 1, 2, 3. Однако применить закон сохранения энергии для состояния 1 - 2 (рис. 35а) нельзя, т. к. при ударе часть механической энергии превращается во внутреннюю. Для состояния 1-2 применим закон сохранения импульса, т.к. при ударных взаимодействиях суммарный импульс системы не изменяется.
Согласно закону сохранения импульса имеем:
Используя правило перехода от векторной формы записи к скалярной получим:
при этом
; ; ;
В итоге имеем:
или
Следовательно,
- Псков, 2010
- Предисловие от составителя сборника
- Часть 1. Классическая механика Кинематика
- § 1. Правило перехода от векторной записи уравнения к скалярной
- § 2. Примеры решения задач на тему «Перемещение, путь»
- §3.Примеры решения задач на тему «Равномерное прямолинейное движение»
- § 4. Общий план решения физических задач
- § 5. Алгоритм решения задач по кинематике
- § 6. Движение тела под действием силы тяжести
- 2. Движение тела, брошенного горизонтально
- § 7. Примеры решения задач «Кинематика абсолютно твердого тела»
- § 8. Алгоритм решения задач по «Закону сложения скоростей»
- 1. Выбрать подвижную со, неподвижную со, тело.
- 3. Движение по окружности
- § 10. Примеры решения задач «Закон всемирного тяготения»
- § 11. Центр тяжести. Центр масс тела
- § 12. Общие условия равновесия абсолютно твердого тела. Алгоритм решения задач по статике
- 1. Выбрать систему отсчета.
- Законы сохранения
- § 13. Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса.
- 1. Выбрать систему отсчета.
- § 14. Примеры решения задач на вычисление работы, мощности, кпд.
- § 16. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращения механической энергии
- (16.11)
- 2. От чего зависит период колебаний пружинного маятни-
- § 18. Свободные колебания математического маятника
- § 19. Примеры решения задач на тему «Механические колебания»
- (19.1) (19.2)
- § 20. Примеры решения задач на тему «Механические волны»
- Задачи для самоконтроля
- Глава I.Основы кинематики
- 1. Действие с векторами
- 2. Путь и перемещение
- 3. Равномерное движение
- 4. Неравномерное движение. Равнопеременное движение
- Комбинированные задачи
- 5. Движение тела под действием силы тяжести
- 5. 1. Движение тела по вертикали
- 5.2. Движение тела, брошенного горизонтально
- 5.3. Движение тела, брошенного под углом к горизонту
- 6. Движение материальной точки по окружности. Кинематика абсолютно твердого тела.
- 7. Закон сложения перемещений и скоростей
- Глава II. Основы динамики
- Движение под действием нескольких сил
- 2. Движение по наклонной плоскости
- 3. Движение по окружности
- 4. Движение связанных тел
- 5. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
- Глава III. Статика
- 1. Статика материальной точки
- 2. Статика абсолютно твёрдого тела. Центр масс тела
- Глава IV. Законы сохранения
- 1. Закон сохранения импульса
- 2. Работа. Мощность. Кпд
- 3. Закон сохранения и изменения механической энергии.
- Комбинированные задачи (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, законы динамики)
- Глава V. Механические колебания и волны.
- 1. Механические колебания
- 1.1. Кинематика колебаний
- 1.2. Динамика и энергия колебаний
- 2. Механические волны
- Часть 2. Квантовая и атомная физика
- 2. Постулаты Бора
- Обобщенные планы
- 2. Работа выхода электронов, эВ
- 3. Таблица значений синусов, косинусов, тангенсов
- 4. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
- Список литературы:
- 6. Марон а. Е., Куперштейн ю. С. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. Физика. 9 кл.: - Псков, 1994.
- 7. Мощанский в. Н. Физика. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений заведений. - м.: Просвещение, 1994
- 8. Мякишев г. Я., Буховцев б. Б. Физика. 11 кл.: - м.: Просвещение, 1990
- 11. Рымкевич а. П. Сборник задач по физике. 8 – 10 классы. - м.: Просвещение, 1984, 1987.
- Часть 1. Классическая механика