§ 5. Алгоритм решения задач по кинематике
Попросту говоря, алгоритм - это система предписаний, выполнение которых в заданной последовательности позволяет решать задачи данного класса. Вы сами позднее убедитесь, что решать задачи по предписаниям, указанным в алгоритме, много проще, чем, скажем, методом проб и ошибок, весьма распространенным, но не самым эффективным. Во всяком случае, стандартные задачи решаются точно по алгоритму. А в нестандартных надо проявить свою собственную смекалку, но и в них приходится выполнять алгоритмические действия. Итак, поучимся алгоритмическому методу решения задач. Но откуда взять этот алгоритм, например, по кинематике? Его надо (как и другие алгоритмы) сконструировать, находя общие действия, выполняемые при решении хотя бы двух задач одного класса. Естественно, что, пока у нас еще нет алгоритма, будем действовать по общему плану решения физических задач.
Задача 1. Два автомобиля движутся прямолинейно в одну сторону: первый - со скоростью , второй - со скоростью. В некоторыймомент времени расстояние между ними равно . Через сколько времени и в каком месте первый автомобиль догонит второй?
Изучив условие задачи, запишем его в сокращенном виде, обозначив точку встречи буквой , «место встречи» - координатой, время встречи - (буквуt лучше не использовать для обозначения конкретного момента, так как в уравнениях движения время t выступает как переменная величина, которая может принимать конкретные различные значения).
1. Выполнив чертеж(рис. 5), будем составлять план решения задачи. В условии задачи идет речь о двух телах, находящихся в точках O и A, которые можно уподобить материальным точкам (Поэтому не стоит рисовать «кразы» или «мерседесы»). Заданы их скорости в некоторый момент времени и расстояние между
ними (). Но положение этих тел и их скорости вполне определенны лишь в выбранной системе отсчета. Вот и надо сначала выбрать систему отсчета, т. е. тело отсчета (Земля), начало системы координат (точка О), положительное направление оси (направление движения) и момент времени, принимаемый за начальный (момент, когда автомобили находились на расстоянии ).
2. Какие процессы происходят с телами, описанными в условии? Оба автомобиля имеют постоянные скорости, т. е. движутся равномерно и прямолинейно. Следовательно, их движение описывается уравнениями
3. Чтобы решить, где будут находиться автомобили в последующий момент времени , надо знать их начальные условия, т. екоординаты и скорости в начальный момент времени. Так как автомобили движутся равномерно, то их начальные скорости совпадают со скоростями в последующие моменты, и поэтому
; ; ;
Подставив эти величины в уравнения движения, получим
4. Эти уравнения справедливы для любого момента времени , для любой точки траектории (здесь время- переменная величина). Следовательно, они справедливы и дли интересующего нас момента времени, когда первый автомобиль догонит второй в точкеB. Ясно, что в этот момент оба находились в одной и той же точке пространства (точке ), т. е. имели одинаковые координаты. Итак, для точкиВ имеем ;. Тем самым в тексте задачи мы выяснили дополнительные условия и выразили их на математическом языке. Теперь можно написать уравнения движения для данного момента времени, подставив в уравнения дополнительные условия:
5. Решая эту систему уравнений, получим
откуда
,
Проверка решения: ,
Анализ решения в общем виде показывает, что если скорость <, то время <0, что не имеет смысла, т.е. при этом условии первый автомобиль никогда не догонит второй (это известно из здравого смысла).
А теперь выясним те действия, которые наиболее характерны для решения этой задачи и не входят в общий план решения. Эти действия таковы. Мы выбрали систему отсчета, определили вид движения вдоль оси координат и записали уравнения движения, определили начальные условия и подставили их в уравнения, определили дополнительные условия и подставили их в уравнения и, наконец, решили эти уравнения относительно искомых. Это и есть черновой набросок алгоритма. Пользуясь им, решим еще задачу, чтобы проверить его пригодность.
Задача 2. Уклон длиной лыжник прошел за время, двигаясь с ускорением. Какова скорость лыжника в начале и в конце уклона?
Краткая запись условия задачи: , ,.
Найти: , .
Решение: 1. Выбираем систему отсчёта «Земля», приняв за начало системы координат точку (рис. 6).
2. Так скорость лыжника меняется с течением времени, то он движется равнопеременно, а точнее равноускоренно, т. к. спускается с уклона. Тогда уравнения движения в векторном виде будут иметь следующий вид:
в скалярном виде
3. Определим начальные (точка O), конечные (точка В) условия и проекцию ускорения:
; ;; ;;
Тогда
4. Решим эту систему уравнений
Анализируя систему уравнений, приходим к выводу, что решить эту систему уравнений можно следующим образом: сначала выразить из первого уравнения, а затем подставитьво второе уравнение.
Таким образом, из первого уравнения
Следовательно
Найдем значение конечной скорости
Нетрудно видеть, что намеченный алгоритм подошел и для решения этой задачи.
Итак, алгоритм решения задач по кинематике можно сформулировать следующим образом:
Выбрать систему отсчета (тело отсчета, начало системы координат, положительное направление осей и момент времени, принимаемый за начальный).
Определить вид движения вдоль каждой оси и написать кинематические уравнения движения: уравнения для координаты и скорости. (Если тел несколько, уравнения пишутся для каждого тела.).
Сделать рисунок, поясняющий условие задачи, с указанием начальных, конечных условий. Если движение равнопеременное, указать направление ускорения.
Определить начальные условия (координаты и скорости в начальный момент времени), а также проекцию ускорения на оси и подставить эти величины в уравнения движения.
Определить дополнительные условия, т. е. координаты и скорости для какого-то момента времени, и подставить эти величины в уравнения движения.
Полученную систему уравнений решить относительно искомых величин.
В дальнейшем постарайтесь этот алгоритм запомнить и решать задачи строго по нему: ведь он дает метод решения всех кинематических задач.
Задачи для самоконтроля № 25 – 57.
- Псков, 2010
- Предисловие от составителя сборника
- Часть 1. Классическая механика Кинематика
- § 1. Правило перехода от векторной записи уравнения к скалярной
- § 2. Примеры решения задач на тему «Перемещение, путь»
- §3.Примеры решения задач на тему «Равномерное прямолинейное движение»
- § 4. Общий план решения физических задач
- § 5. Алгоритм решения задач по кинематике
- § 6. Движение тела под действием силы тяжести
- 2. Движение тела, брошенного горизонтально
- § 7. Примеры решения задач «Кинематика абсолютно твердого тела»
- § 8. Алгоритм решения задач по «Закону сложения скоростей»
- 1. Выбрать подвижную со, неподвижную со, тело.
- 3. Движение по окружности
- § 10. Примеры решения задач «Закон всемирного тяготения»
- § 11. Центр тяжести. Центр масс тела
- § 12. Общие условия равновесия абсолютно твердого тела. Алгоритм решения задач по статике
- 1. Выбрать систему отсчета.
- Законы сохранения
- § 13. Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса.
- 1. Выбрать систему отсчета.
- § 14. Примеры решения задач на вычисление работы, мощности, кпд.
- § 16. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращения механической энергии
- (16.11)
- 2. От чего зависит период колебаний пружинного маятни-
- § 18. Свободные колебания математического маятника
- § 19. Примеры решения задач на тему «Механические колебания»
- (19.1) (19.2)
- § 20. Примеры решения задач на тему «Механические волны»
- Задачи для самоконтроля
- Глава I.Основы кинематики
- 1. Действие с векторами
- 2. Путь и перемещение
- 3. Равномерное движение
- 4. Неравномерное движение. Равнопеременное движение
- Комбинированные задачи
- 5. Движение тела под действием силы тяжести
- 5. 1. Движение тела по вертикали
- 5.2. Движение тела, брошенного горизонтально
- 5.3. Движение тела, брошенного под углом к горизонту
- 6. Движение материальной точки по окружности. Кинематика абсолютно твердого тела.
- 7. Закон сложения перемещений и скоростей
- Глава II. Основы динамики
- Движение под действием нескольких сил
- 2. Движение по наклонной плоскости
- 3. Движение по окружности
- 4. Движение связанных тел
- 5. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
- Глава III. Статика
- 1. Статика материальной точки
- 2. Статика абсолютно твёрдого тела. Центр масс тела
- Глава IV. Законы сохранения
- 1. Закон сохранения импульса
- 2. Работа. Мощность. Кпд
- 3. Закон сохранения и изменения механической энергии.
- Комбинированные задачи (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, законы динамики)
- Глава V. Механические колебания и волны.
- 1. Механические колебания
- 1.1. Кинематика колебаний
- 1.2. Динамика и энергия колебаний
- 2. Механические волны
- Часть 2. Квантовая и атомная физика
- 2. Постулаты Бора
- Обобщенные планы
- 2. Работа выхода электронов, эВ
- 3. Таблица значений синусов, косинусов, тангенсов
- 4. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
- Список литературы:
- 6. Марон а. Е., Куперштейн ю. С. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. Физика. 9 кл.: - Псков, 1994.
- 7. Мощанский в. Н. Физика. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений заведений. - м.: Просвещение, 1994
- 8. Мякишев г. Я., Буховцев б. Б. Физика. 11 кл.: - м.: Просвещение, 1990
- 11. Рымкевич а. П. Сборник задач по физике. 8 – 10 классы. - м.: Просвещение, 1984, 1987.
- Часть 1. Классическая механика