§ 13. Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса.
Итак, наша цель в том, чтобы уточнить реальные условия, при которых можно использовать закон сохранения импульса и сконструировать алгоритм.
Задача 1. Во время маневров на железнодорожной станции две платформы массами кг икг двигались навстречу друг другу со скоростями, модули которых равны 0,5 м/с и 1 м/с. Найдите скорость их совместного движения после того, как сработала автосцепка. Трением пренебречь.
Краткая запись условия задачи: кг, кг, м/с, м/с.
Найти: .
Решение. Решение задачи начнем с установления того факта, что закон сохранения импульса носит векторный характер. Однако при решении любых задач мы пользуемся скалярной формой записи закона, поэтому необходимо помнить правило перехода от векторной формы записи к скалярной.
Итак, выберем систему отсчета – «Земля». Сделаем рисунок, поясняющий условие задачи(рис. 25).
Намереваясь решать задачу на основе закона сохранения импульса, важно понять, что является системой взаимодействующих тел. В данном случае этой системой следует считать две платформы. В итоге закон сохранения импульса в векторном виде запишется следующим образом:
Но можно ли применить этот закон к нашей задаче? Является ли система замкнутой? Для ответа на два вопроса определим, какие силы являются внутренними, а какие — внешними.
Силы, с которыми платформы действуют друг на друга - внутренние, но есть и внешние силы (силы тяжести и силы реакции опоры, действующие на платформы). Однако проекции внешних сил на ось ОХ равны нулю. Следовательно, можно считать, что при движении вдоль этой оси суммарный импульс сохраняется в проекциях на эту ось. Применим закон сохранения импульса на ось OX, используя правило перехода от векторной формы записи к скалярной:
при этом ;;;
(м/с)
Итак, если проекции внешних сил на некоторую ось равны нулю, то суммарный импульс системы в проекциях на эту ось сохраняется.
Выделим теперь основные действия, которые выполнялись при решении этой задачи.
После выбора системы отсчета мы выделили систему взаимодействующих тел и определили, какие силы являются внутренними, а какие - внешними. Затем применили закон сохранения импульса только для движения вдоль оси ОХ в проекциях на эту ось, так как проекции внешних сил на нее равны нулю. Затем определили значение каждой скорости вдоль оси OX и подставили их в скалярный вид закона. Решили уравнение относительно искомой величины.
Пользуясь этим наброском алгоритма, решим еще одну задачу.
Задача 2. Горизонтально летящая пуля массой 10 г, двигаясь со скоростью 100 , попадает в лежащий на столе брусок массой 100 г и, пробив его, движется со скоростью 90 . Сравните внешние силы с внутренними и найдите скорость бруска после пробивания его пулей, считая, что время движения пули в бруске 0,001 с, а коэффициент трения между бруском и столом равен 0,1.
Краткая запись условия задачи: г= 0,01 кг, г = 0,1 кг, ,,с.
Найти: .
Решение. Выберем систему отсчета, как показано на рисунке 26. В качестве системы взаимодействующих тел выберем систему пуля - брусок, приняв пулю в качестве первого тела, а брусок — в качестве второго. Отразим это в индексах величин. Сила, с которой пуля действует на брусок, и сила, с которой брусок действует на пулю, будут внутренними, а сила тяжести пули , сила тяжести бруска, сила реакции стола и сила трениявнешними. Внешние силы на первый взгляд немаленькие, к тому же вдоль осиОХ действует сила трения; поэтому поступить так, как в предыдущей задаче, нельзя: ведь сила трения . Однако давайте, сравним внешние и внутренние силы.
Для этого найдем силу, с которой брусок действует на пулю. Скорость пули при ее застревании в бруске убывает. Сила, являющаяся силой сопротивления, тоже убывает. Поэтому можно найти среднюю силуFcp. Тогда по закону Ньютона , где - изменение импульса пули, который менялся от до . Итак,
.
В проекциях на ось ОХ имеем
и тогда
(H)
Мы нашли внутреннюю силу.
Теперь найдем внешние силы: силу тяжести пули Н, силу тяжести брускаH, силу реакции опоры со стороны стола Н, силу тренияН.
Сравнение внешних сил с внутренними показывает, что внешние силы много меньше внутренних. Относительно большое значение внутренней силы связано с тем, что время взаимодействия очень мало. Такое кратковременное взаимодействие тел называется ударным (столкновение тел и частиц, разрыв тел на части и т. д.).
Итак, при кратковременных (ударных) взаимодействиях тел внутренние силы во много раз превышают внешние, так что внешние силы не успевают изменить импульс системы. Поэтому внешними силами можно пренебречь и, считая систему замкнутой, применить закон сохранения импульса. Запишем закон сохранения импульса в векторной форме:
Используя правило перехода от векторной формы записи к скалярной получим:
при этом
; ; ;
В итоге имеем:
или
Следовательно,
= 1 ()
Сопоставляя действия, выполненные при решении этих двух задач, нетрудно увидеть их общность и сформулировать алгоритм решения задач на закон сохранения импульса.
- Псков, 2010
- Предисловие от составителя сборника
- Часть 1. Классическая механика Кинематика
- § 1. Правило перехода от векторной записи уравнения к скалярной
- § 2. Примеры решения задач на тему «Перемещение, путь»
- §3.Примеры решения задач на тему «Равномерное прямолинейное движение»
- § 4. Общий план решения физических задач
- § 5. Алгоритм решения задач по кинематике
- § 6. Движение тела под действием силы тяжести
- 2. Движение тела, брошенного горизонтально
- § 7. Примеры решения задач «Кинематика абсолютно твердого тела»
- § 8. Алгоритм решения задач по «Закону сложения скоростей»
- 1. Выбрать подвижную со, неподвижную со, тело.
- 3. Движение по окружности
- § 10. Примеры решения задач «Закон всемирного тяготения»
- § 11. Центр тяжести. Центр масс тела
- § 12. Общие условия равновесия абсолютно твердого тела. Алгоритм решения задач по статике
- 1. Выбрать систему отсчета.
- Законы сохранения
- § 13. Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса.
- 1. Выбрать систему отсчета.
- § 14. Примеры решения задач на вычисление работы, мощности, кпд.
- § 16. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращения механической энергии
- (16.11)
- 2. От чего зависит период колебаний пружинного маятни-
- § 18. Свободные колебания математического маятника
- § 19. Примеры решения задач на тему «Механические колебания»
- (19.1) (19.2)
- § 20. Примеры решения задач на тему «Механические волны»
- Задачи для самоконтроля
- Глава I.Основы кинематики
- 1. Действие с векторами
- 2. Путь и перемещение
- 3. Равномерное движение
- 4. Неравномерное движение. Равнопеременное движение
- Комбинированные задачи
- 5. Движение тела под действием силы тяжести
- 5. 1. Движение тела по вертикали
- 5.2. Движение тела, брошенного горизонтально
- 5.3. Движение тела, брошенного под углом к горизонту
- 6. Движение материальной точки по окружности. Кинематика абсолютно твердого тела.
- 7. Закон сложения перемещений и скоростей
- Глава II. Основы динамики
- Движение под действием нескольких сил
- 2. Движение по наклонной плоскости
- 3. Движение по окружности
- 4. Движение связанных тел
- 5. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
- Глава III. Статика
- 1. Статика материальной точки
- 2. Статика абсолютно твёрдого тела. Центр масс тела
- Глава IV. Законы сохранения
- 1. Закон сохранения импульса
- 2. Работа. Мощность. Кпд
- 3. Закон сохранения и изменения механической энергии.
- Комбинированные задачи (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, законы динамики)
- Глава V. Механические колебания и волны.
- 1. Механические колебания
- 1.1. Кинематика колебаний
- 1.2. Динамика и энергия колебаний
- 2. Механические волны
- Часть 2. Квантовая и атомная физика
- 2. Постулаты Бора
- Обобщенные планы
- 2. Работа выхода электронов, эВ
- 3. Таблица значений синусов, косинусов, тангенсов
- 4. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
- Список литературы:
- 6. Марон а. Е., Куперштейн ю. С. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. Физика. 9 кл.: - Псков, 1994.
- 7. Мощанский в. Н. Физика. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений заведений. - м.: Просвещение, 1994
- 8. Мякишев г. Я., Буховцев б. Б. Физика. 11 кл.: - м.: Просвещение, 1990
- 11. Рымкевич а. П. Сборник задач по физике. 8 – 10 классы. - м.: Просвещение, 1984, 1987.
- Часть 1. Классическая механика