logo
Коды и шифры

Глава 11. После "Энигмы" sz42 - предтеча электронных машин

Шифрмашины "Энигма" и "Хагелин" обеспечивали гораздо более высокую степень секретности, чем любые ранее известные системы шифрования, не считая одноразового блокнота, вскрыть который было невозможно. Криптографические принципы, положенные в основу этих машин, были весьма простыми. "Энигма" порождала большое число алфавитов замены, а шифрмашина "Хагелин" генерировала очень длинную псевдослучайную последовательность знаков гаммы. Теоретически и ту, и другую машину можно было модифицировать с целью увеличения стойкости. Число колёс можно было увеличить, а в шифрмашине "Хагелин" можно было также увеличить число штифтов на колесах. На практике видоизменение существующей шифрмашины может создавать значительные трудности при её производстве, распределении и обеспечении совместимости с машиной-прототипом, и это может оказаться жизненно важным. Четырехколесная "Энигма" фактически появилась в 1942 году; совместимость этой модели с трехколесным прототипом достигалась за счет того, что при установке новых компонентов в определенном положении старая и новая модели с криптографической точки зрения функционировали одинаково. В 1950-х годах фирма "Хагелин" создала несколько новых моделей своей шифрмашины с колесами других размеров и иными особенностями; но это были совершенно другие машины, и не предпринималась даже попыток обеспечить их совместимость с прототипом.

Может показаться, что увеличение числа компонентов и усложнение конструкции шифрмашины неминуемо повышает ее стойкость, однако это далеко не всегда так. Чем больше компонентов в машине, тем вероятнее возникновение ошибок шифровальщика. Чем сложнее конструкция машины, тем больше вероятность поломки. Может случиться и так, что, пытаясь повысить стойкость машины, криптограф фактически понижает ее. Далее приведен пример ситуации, когда повышение сложности конструкции породило новые трудности. Кроме того, в те времена, когда шифрмашины представляли собой механические устройства, увеличение числа компонентов делало машину тяжелее и поэтому менее транспортабельной. Трехколесная "Энигма" весила около 12 килограммов. И этот фактор нельзя было не учитывать, поскольку эти машины были предназначены для широкого использования в боевых соединениях всех родов войск. Четырехколесной "Энигмой" пользовались только в военно-морском флоте Германии, и, поскольку она устанавливалась только на кораблях и подводных лодках, ее вес значения не имел.

Если для каких-то целей требовалось небольшое число шифрмашин, например, если они предназначались для размещения на постоянном месте, то можно было использовать машины гораздо больших размеров. Так было в 1941 году, когда в германской армии для связи между Веной и Афинами стала использоваться машина, впоследствии известная как SZ42. А вскоре после этого в военно-воздушных силах Германии началось использование аналогичной машины под названием T52.

В то время машин типа SZ42 использовалось немного; возможно, их было всего 52 на 26 линиях связи. Они предназначались для передачи крайне важных сообщений и были разработаны специально с целью обеспечения исключительно высокого уровня стойкости. Эта машина не была переносной; она имела размеры 201818 дюймов*), и была значительно больше и тяжелее "Энигмы". Фотография шифрмашины SZ42 приведена на фото 11.1*).