logo
Учебное пособие по Шабалину

3.6.4. Цифровая телефония и ip-телефония

Глобальная телефонная сеть Интернет сегодня воздействует на все стороны жизни. Телефонные переговоры не могли остаться в стороне.

Упрощенно технология IP-телефонии выглядит так: во время телефонного разговора голосовое сообщение абонента оцифровывается, разбивается на электронные пакеты по протоколу IP (Интернет протокол) и отправляется адресату через Интернет. Этот процесс происходит на шлюзе (узле Интернета) оператора, услугами которого пользуется абонент. На ближайшем к адресату шлюзе пакеты собираются, выстраиваются в правильном порядке (по мировой сети каждый из них может идти собственным маршрутом), преобразуются в аналоговый сигнал и передаются далее по обычной телефонной сети. Обмен пакетами идет одновременно в обоих направлениях.

Основное преимущество IP-телефонии – низкая стоимость звонка. Там, где Интернет развит, стоимость звонка ниже, а качество соединения выше. Рынок стремительно развивается.

Цифровая телефония – другой вид связи, когда оцифрованный голос абонента передается по телекоммуникационным сетям оператора услуг. IP -телефония тоже является цифровой, но нужно помнить, что под термином «цифровая телефония» понимают передачу данных без использования пакетного преобразования Интернет. Цифровая телефония подразумевает наличие у оператора серьезной технической базы, поэтому и стоит подобная связь чуть дороже.

Важна не технология, используемая компанией, а уровень и объем ее технической базы. Как правило, первые и последние километры голос идет неоцифрованным по обычным аналоговым телефонным линиям. Становится принципиальной развитость сети оператора или близость его узлов к вызываемому абоненту. Поэтому качество соединений с Америкой часто бывает лучше, чем слышимость территориально расположенных намного ближе абонентов. По той же причине и тарифы по развитым направлениям выгоднее, в то время как по нетрадиционным (деревни, маленькие города и т. д.) они могут превышать стоимость звонков через «восьмерку».

Чтобы воспользоваться таким видом телефонии, необходимо приобрести телефонную пластиковую карту. Для звонка важна нанесенная на ней информация. Пластиковая карта – самый простой способ предоплаты услуг. Покупая ее, пользователь тем самым перечисляет сумму, равную ее стоимости на условный счет. Информация о нем хранится в базе данных оператора.

Обязательные атрибуты карты: номинал, телефон дозвона (по нему пользователь попадает в телефонную сеть опрератора), PIN–код, алгоритм действий при наборе номера и телефон службы технической поддержки.

Номинал карты – это количество условных единиц, с помощью которых осуществляется тарификация разговора, которая может быть и посекундной, и поминутной.

PIN-код – число, однозначно определяющее учетную запись в базе данных оператора о состоянии условного лицевого счета, или проще пароль, подтверждающий право пользования данным счетом. Он нанесен на обратную сторону карты и скрыт защитным слоем, который стирается. Этот код дает доступ к счету. Так что его лучше скрывать.

Некоторые операторы предоставляют так называемый бесплатный порог: несколько неоплаченных секунд после ответа абонента. Это дополнение удобно в следующих случаях: у вызываемого абонента подключен АОН; качество связи плохое; пользователь ошибся при наборе номера.