logo
Шпоры по ТМ

Звук. Форматы звуковых файлов, редактирование, эффекты.

Звук см. ранее.

WAV-MP3

К последовательности фреймов добавляют стандартный заголовок мета-аудиоформата WAV.

Формат QDesign AIF

Разработан для платформы Apple. Применяется для сжатия, один из вариантов MP3. Большое сжатие, большие шумы квантования, низким качеством. Некоторые частоты вообще отсутствуют.

Формат TwinVQ (VQF)

Алгоритм похожий на MP3, но акустическая модель другая. При качестве MP3 размер этого файла на 30% меньше чем WAV, значит меньше искажение. Но декодирование в 5-10 раз медленнее, чем MP3. Перемотка идет медленнее в силу специфики формата.

Формат PAC

Название формата РАС расшифровывается как perceptual audio coding (аудиокодирование основанное на восприятии).

Звучание в целом примерно такого же качества, как и у лучших кодеков из семейства AAC – Liquid Pro AAC и Astrid/Quartex AAC. РАС с bitrate 96 kbs лучше MP3 128 kbs, а РАС с bitrate 128 kbs приближается к CD звучанию, но не достигает его. Высокая скорость кодирования. К числу недостатков этого кодека можно отнести и неприменимость сжатых композиций в качестве сетевого формата. Формат не поддерживает потоковую пересылку данных, то есть одновременное воспроизведение и получение аудиокомпозиции. Это формат только для домашней аудиотеки и для продажи на CD-дисках.

Защита от копирования(привязка к железу где было произведено кодирование).

Формат WMA (Windows Media Audio)

В этом кодеке было достигнуто качество МР3 128 kbs на bitrate всего 64 kbs.

Сжатая этим кодеком голосовая информация обладала, даже при bitrate всего 64 kbs, очень высокой четкостью.

Низкобитрейтная версия WMA по качеству ощутимо превосходит Real Audio. Соотношение размер/качество для WMA в 2-3 раза выше, чем аналогичный параметр у RA. Более того, WMA превосходит по качеству формат QDesign AIFF. Кроме того, формат WMA бесплатен.

WMA с bitrate 64 kbs лучше MP3 128 kbs или по крайне мере обладает тем же качеством. Кодек позволяет легко перекодировать из MP3 в WMA с любым bitrate.

В кодеке WMA поддерживаются bitrate от 6 kbs до 96.1 kbs на канал. Помимо этого, кодек содержит своего рода конструктор для пользователей, в котором можно собрать собственный bitrate - произвольно задать количество kbs, задать частоту выборки (по умолчанию 44 КГц) в диапазоне от 22 КГц до 48 КГц и даже изменить алгоритм сжатия.

Скорость кодирования чуть медленнее РАС, но гораздо быстрее VQF, AAC, и QDesign AIFF. Из недостатков можно назвать: заполнение пауз в аудиокомпозициях посторонними шумами и одноплатформенность WMA (только для пользователей Windows). А также качество WMA 96 kbs несколько ниже MP3 256 kbs.

Формат OggVorbis.

OggVorbis - это универсальный формат аудиокомпрессии. Этот самый молодой (выпущен в 2000г.) формат из всех конкурентов МР3 разработан группой Xiphophorus. OggVorbis принадлежит к тому же типу форматов аудиосжатия, что и МР3, AAC, VQF, PAC, QDesign AIFF и WMA, то есть к форматам сжатия с потерями. Психоакустическая модель, используемая в OggVorbis по принципам действия близка к МР3, но математическая обработка и практическая реализация этой модели в корне отличается, что позволяет авторам объявить свой формат совершенно независимым от всех предшественников.

Одно из преимуществ формата OggVorbis - это его полная открытость и бесплатность.

Помимо этого, OggVorbis, как спецификация, обладает так же еще целым рядом неоспоримых достоинств. Так, верхняя планка частоты выборки составляет не 44 КГц, как у всех форматов, а 48 КГц, что безусловно более близко к живой музыке по сравнению с CD. Кроме того, число каналов не ограничено двумя как обычно - моно и стерео, а достигает 255. МР3 и OggVorbis трудно сравнивать, но в целом звучание OggVorbis гораздо лучше.

При кодировании кодеки OggVorbis используют VBR (variable bitrate), подобно некоторым МР3 кодекам, что позволяет существенно уменьшить размер композиции, при незначительной потере качества.

В спецификации заложен широкий диапазон – от 8 kbs до 512 kbs.

Скорость кодека OggVorbis не быстрее кодека МР3. OggVorbis, так же как и МР3, изначально разрабатывался как сетевой потоковый формат. Это свойство является очень важным, особенно учитывая мультиплатформенную направленность формата OggVorbis. Интернет-радиостанция, использующая низкобитрейтные версии OggVorbis сможет вещать сразу на всех платформах, тогда как такая же радиостанция, использующая для передачи WMA (в виде ASF), будет ограничена только пользователями Windows.

Эффекты.

Изменение высоты и темпа звука

Регулировка высоты и темпа звука не вызывала бы особых трудностей, если бы не неотъемлемая физическая связь между этими свойствами звуковой волны. Как уже говорилось, при увеличении вдвое скорости воспроизведения, высота всех звуков возрастает на одну октаву. При уменьшении скорости наблюдается обратный эффект. Использование этой связи позволяет без изменения реальных звуковых данных динамически согласовано изменять высоту звука и скорость воспроизведения, создавая необычное звучание.

Скорость воспроизведения изменяется по времени в соответствии с графиком. Для точек, расположенных выше средней линии скорость увеличивается, для точек, расположенных внизу, — уменьшается. Частота звука изменяется соответственно. Общая продолжительность звучания записи также изменяется в соответствии с формой кривой.

Независимое изменение скорости или частоты требует серьезной коррекции записи и сопровождается внесением в нее искажений, которые могут быть заметны на слух. Тем не менее, в звуковых редакторах алгоритмы независимого изменения частоты звука и времени воспроизведения имеются. Они дают достаточно хорошие результаты, если не злоупотреблять их возможностями (изменения до 20% не вызывают особых нареканий по качеству).

Эффект Chorus обеспечивает богатство звучания, создавая впечатление наличия нескольких инструментов или нескольких голосов. Этот эффект достигается за счет добавления копий исходных данных с небольшим смещением по времени и вариациями амплитуды и частоты звука. Эффект Chorus можно также использовать для создания на основе монозаписи (или, точнее говоря, стереозаписи с абсолютно идентичными каналами) стереозаписи, создающей впечатление пространственного звучания.

Своеобразный эффект Flange достигается за счет использования переменной задержки и фазового сдвига. В результате сигнал неравномерно усиливается и ослабляется, создавая специфическое звучание. Первоначально (в 60-70 годы) этого эффекта добивались путем одновременной записи сигнала на два боббинных магнитофона, причем на одном из них ленту слегка притормаживали руками. В результате звуковая волна накладывается сама на себя с переменной задержкой, что обеспечивает неоднородное усиление и ослабление звука.

Эффект Reverb моделирует акустическое пространство («помещение, наполненное звуком»). Он состоит из первичных эхо, дающих представление о размерах помещения, и последующих отражений, которые сливаются друг с другом, образуя единый «рассыпающийся» звук. Этот эффект отличается от обычного эха отсутствием регулярных интервалов между повторениями звука.

Distortion. Этот эффект также имеет названия Gain, Overdrive, Fuzz. Данный эффект получают с помощью перегрузки динамика (или усилителя) по входу. Иными словами, на вход усилителя поступает сигнал с амплитудой, превышающей максимально допустимую. Если сделать это грамотно, то можно получить довольно интересные результаты. В зависимости от видов перегрузки звук можно сделать более певучим, можно – более резким, а можно сделать и «грязным».