Тема 10.1. Комплексный чертеж технической детали
Цель работы: ознакомиться с различными способами создания моделей чертежа, позволяющими определить размер и положение объектов на странице (рис. 2.10).
1. Вставьте в открытый документ новую страницу, назовите Чертеж. Для оценки размера и ориентации объекта на странице следует создать координатную сетку:
-
нажмите кнопку на панели Свойств – Опции (Options) ;
-
выберите пункт Сетка раздела Документ и дважды щелкните на пункте Сетка;
-
в поле Частота счетчиками выставите значение 5 по горизонтали и вертикали, установите флажки Показать сетку, Показать сетку как точки и Привязка к сетке.
-
В разделе Рекомендации, установите флажок Показать рекомендации. ОК.
2. Для задания габаритов чертежа задайте Рекомендации (Направляющие) линии:
-
установите указатель мыши на вертикальную измерительную линейку и протягиванием перетащите направляющую линию в область чертежа;
-
на панели Свойств счетчиком х выставьте значение 40 мм;
-
следующие линии выставить в положение х = 65 мм, 80, 110, 155, 180;
-
горизонтальные направляющие выставить в положение у =110 мм, 130, 140, 180.
3. Задайте толщину контуров, выберите на панели Графика инструмент Контур , на вспомогательной панели задайте значение Контур в 2 точки.
4. Создание окружности:
| |
Рис. 2.10. Образец выполнения Темы 10.1. |
90х90 мм, с координатами центра х, у (110, 180);
-
на панели Свойств нажмите кнопку Дуга; в поле Начальные и конечные углы установите значения 180 и 0; нажмите кнопку По часовой/Против часовой дуги.
6. Для того чтобы показать осевые линии:
-
выберите инструмент Безье, на панели Свойств раскрывающейся кнопкой Селектор стиля контура задайте вид осевой линии – штрих пунктир; кнопкой Ширина контура установите ширину линий 0,5 точек;
-
проведите горизонтальную линию из точки с координатами х, у (50, 180) к точке х, у (165, 180) и вертикальную линию из точки с координатами х, у (110, 230) к точке х, у (110, 130).
-
Создайте нижнюю часть изображения, состоящую из прямых линий. Точкой отсчета для построения будем считать точку пересечения дуги и горизонтальной осевой линии с левой стороны:
-
выберите инструмент Безье, щелкните левой кнопкой мыши в начальной точке с координатами х, у (65, 180), переведите указатель мыши к точке с координатами (65, 130), щелкните мышью – вы построите прямую линию между двумя точками;
-
для того чтобы построить второй отрезок, будем считать конечную точку первой линии начальной для второй, переведите указатель мыши от точки с координатами х, у (65, 130) к точке х, у (40, 130);
-
для построения третьего отрезка переведите указатель мыши от точки х, у (40, 130) к точке х, у (40, 110);
-
четвертый отрезок будет иметь координаты: х, у (40, 110) – х, у (80, 110), пятый: х, у (80, 110) – х, у (80, 140) и шестой: х, у (80, 140) – x, y (110, 140);
-
последняя точка пересечение осевой линии и шестой линии, построенной вами.
8. Для того чтобы облегчить построения, создадим копию нижней части изображения, состоящей из прямых линий. Для этого:
-
выделите инструментом Указка полученные прямые линии;
-
нажмите клавиши Alt+F7, появится докер Трансформации; выберите режим Масштаб и зеркало, нажмите кнопку Отразить по вертикали и установите якорную точку справа и посередине;
-
нажмите кнопку Применить к дубликату, ваша деталь примет законченный вид.
9. Для отображения размерных линий на чертеже выберите на панели Свойств инструмент Контур , на вспомогательной панели выберите значение Контур в 0,5 точки.
10. Выберите инструмент Измерения , прежде чем начать наносить размерные линии и размерные числа, задайте на панели Свойств следующие параметры:
-
нажмите кнопку инструмент Вертикальная размерность ;
-
в списках Стиль размерности выбираем Десятичные, Точность измерения – 0, Единицы измерения – миллиметры, с помощью раскрывающейся кнопки Позиция текста задайте первую позицию.
11. Для рисования выносных и размерной линий, состоящих из 2 сегментов, щелкните мышью в трех точках:
-
поместите указатель мыши в положение начальной точки выносной линии, щелкните мышью, переместите указатель туда, где ваша размерная линия должна закончиться, и щелкните мышью;
-
выберите положение центра размещения размерного числа, щелкните мышью еще раз, на панели Свойств в поле размерного числа Префикс введите размерное число.
12. Нанеся все вертикальные размеры, нажмите на панели Свойств кнопку инструмент Горизонтальная размерность и нанесите все горизонтальные размеры.
13. Для того чтобы показать угловые размеры диаметров окружностей и дуг на чертеже, воспользуйтесь кнопкой Инструмент сноски, расположенной на панели Свойств:
-
щелкая мышью в трех точках, задаем положение выносных линий;
-
на панели Свойств задайте параметры текста, в списке Шрифтов выберите шрифт Times New Roman, в списке Размер шрифта 16 пунктов.
14. Для того чтобы задать стрелки на концах выносных линий угловых размеров:
-
выделите выносную линию, выберите инструмент Контур на вспомогательной панели, нажмите кнопку Диалог пера контура;
-
в открывшемся диалоговом окне Перо контура в поле Стрелки задайте Левый наконечник в виде стрелки. ОК.
15. Чтобы очистить чертеж от лишних линий, откройте окно диалога Опции/Option, нажав кнопку на панели Свойств. Выберите пункт Сетка раздела Документ, на вкладке Сетка снимите флажки Показать сетку и Привязка к сетке. Перейдите к разделу Рекомендации (Направляющие) и снимите флажок Показать направляющие. ОК.
- Оглавление
- Раздел 1. Векторный редактор CorelDraw
- 1. Главное окно, элементы интерфейса
- Панель инструментов Графика
- Инструменты создания объектов
- Инструменты модификации и трансформации
- Инструменты управления цветом
- Инструменты настройки рабочей среды
- Создание нового документа
- 2. Приемы создания простейших объектов
- 2.1. Прямоугольник, квадрат, эллипс, окружность
- 2.2. Многоугольник, спираль, звезда, клетки
- 2.3. Рисование линий
- 2.4. Редактирование узловых точек кривой Безье
- 2.5. Рекомендации по технике рисования кривых
- 3. Преобразование объектов
- 3.1. Различные приемы работы с контурами объектов
- 3.2. Простейшие операции по изменению размера и формы объектов
- 3.3. Порядок объектов
- 4. Линейки, сетка, направляющие
- 4.1. Параметры направляющих
- 4.2. Использование сетки
- 4.3. Привязка объектов
- 5. Организация элементов рисунка
- Группировка объектов
- 5.2. Выравнивание и распределение объектов
- 6. Копирование, дублирование и клонирование объектов
- 7. Разрезание объектов и изменение их формы
- Логические операции
- 7.2. Способы удаления части объектов
- 8. Работа с текстом
- 8.1. Создание простого и художественного текста
- 8.2. Атрибуты художественного и простого текста
- 8.3. Работа с рамками простого текста
- 8.4. Размещение текста вдоль кривой
- 8.5. Размещение текста в пределах замкнутой кривой
- 9. Типы заливки CorelDraw
- 9.1. Однородная заливка
- 9.2. Градиентная заливка
- 9.3. Заливка объектов узором
- 9.4. Текстурные заливки объектов
- 9.5. Текстурные заливки PostScript
- 10. Дополнительные эффекты
- 10.1. Эффект огибающей
- 10.2. Искажение объектов
- 10.3. Эффект перетекания (смешивания)
- 10.4. Эффект подобия
- 10.5. Эффект выдавливания
- 10.6. Эффект падающей тени
- 10.7. Линза
- 10.8. Объекты PowerClip
- Раздел 2. Практическая работа
- Тема 1. Построение примитивов (прямоугольников, эллипсов, дуг и секторов)
- Тема 2. Модификация многоугольников. Спирали, сетка, плакат с образцами
- Тема 3. Построение линии инструментами Свободной руки и Кривой Безье
- Тема 4. Создание опорных точек различных типов прямолинейных отрезков
- Тема 5. Рисование плавного замкнутого контура по двум опорным точкам. Рисование знака бесконечности по четырем и двум узловым точкам
- Тема 6. Ввод, редактирование и форматирование фигурного текста
- Тема 7. Выделение, копирование и преобразование объектов
- Тема 8. Преобразование объектов и получение составного контура из двух кривых
- Тема 9.1. Создание функциональной схемы Института
- Тема 9.2. Создание функциональной схемы Интернета
- Тема 10.1. Комплексный чертеж технической детали
- Тема 10.2. Построение графика зависимости крутящегося момента двигателя от числа оборотов
- Тема 10.3. Построение чертежа разреза зубчатого колеса
- Тема 11.1. Создание 3d объекта с помощью эффекта выдавливания
- Тема 11.2. Создание 3d объекта с помощью интерактивного перетекания
- Тема 11.3. Создание 3d объекта с помощью фильтра Гауссово пятно
- Раздел 3. Задания для самостоятельной работы
- Задание 4. Разрезание объектов
- Задание 4. Построение пейзажа
- Задание 7. Растушевка цилиндра
- Задание 8. Кирпичная кладка
- Задание 11. Соединение объектов
- Задание 13. Пересечение объектов
- Задание 15. Разрезы и надрезы на объектах
- Задание 16. Клоны и клонирование эффектов
- Задание 17. Разделение и отделение пошаговых переходов
- Задание 18. Разрезы и надрезы на объектах
- Задание 20. Пошаговые переходы вдоль траектории
- Раздел 4. Контрольные вопросы
- Литература
- 144000, Московская обл., г. Электросталь, ул. Первомайская, д. 7.