1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий
Бизнес-модель описывает каким образом и за счёт каких средств компания приобретает свою стоимость. Бизнес-модель описывает основные бизнес цели и стратегии, организацию производства, описывает информационную и организационную структуру компании, производственные и информационные технологии, используемые в компании, систему управления и продаваемые продукты или услуги. Бизнес-модель показывает как именно устроен бизнес, какова методика его ведения и каков выбранный компанией способ получения прибыли (рис.1).
Рис.1 Основные вопросы при построении бизнес-модели
Существует несколько способов визуального представления основных элементов бизнес-модели, раскрывающих логику выбранного компанией способа извлечения прибыли.
Александр Остервальдер (Alexander Osterwalder) и Ив Пинье (Yves Pigneur) в своей книге «Построение бизнес-моделей», предложили отображать её в простом и понятном схематическом виде для простоты её описания. Они предложили разложить бизнес-модель на девять составляющих её блоков-факторов, каждый их которых влияет на успех компании (рис.2).
Такой практический подход к вопросам анализа, построения, совершенствования бизнес-модели находит применение во многих мировых компаниях. О предлагаемой потребителю ценности Остервальдер и Пинье пишут, что она «описывает способ, каким образом компания дифференцирует себя от своих конкурентов, и причины, по которым потребители покупают продукты именно этой компании, а не какой-либо другой» [5].
Рис.2 Схема бизнес-модели компании
У А. Остервальдер и И. Пинье это выглядит так:
Рис.3 Схема бизнес-модели компании по А.Остервальдер и И.Пинье
Элементы бизнес-модели:
Ключевые ресурсы компании – все ресурсы, необходимые для реализации бизнес-модели.
Потребительский сегмент – определяет тип потребителей продукта или услуги.
Каналы распространения – пути, по котором продукт / услуга доставляется потребителю.
Отношения с потребителями – описание того как и какие потребности клиента будет обеспечивать бизнес.
Ценностное предложение – в чем заключается ценность для потребителя и в чём уникальность.
Потоки доходов – описание методов, которыми потребители оплачивают стоимость продукта / услуги, и описание источников доходов.
Структура затрат – описание статей расходов, которые происходят в процессе ведения бизнеса.
Ключевое партнёрство – описание внешних связей с партнёрами.
Ключевые виды деятельности – описание того, что сотрудники должны выполнять для создания продукта / услуги.
В новой, постоянно меняющейся деловой среде, тип бизнес-модели всё больше зависит от способа использования производственных и информационных технологий и, прежде всего, в сети Интернет. Технологии и производимые с их помощью товары и услуги становятся основной движущей силой бизнеса. Используя новейшие Интернет технологии, компании создают новые модели собственного бизнеса или изменяют существующие, что позволяет эффективнее управлять организацией, способствуя привлечению большего количества клиентов и снижению издержек.
Но изменение модели бизнеса зависит не только от используемых технологий. Бизнес-модель компании не может не изменяться со временем. Появлению новых способов ведения дел способствуют изменения на рынке, политические, экономические, социальные изменения в государстве и мире, развитие научно-технического прогресса. Изменения происходят и во внутренней среде компании. Появление людей, не боящихся перемен, способных создать сильную управленческую команду, генерирующую новые бизнес-идеи, позволяет совершенствовать собственную модель бизнеса.
Несмотря на то, что каждая компания владеет уникальной бизнес-моделью, которую невозможно просто скопировать, существует ряд стандартных типов бизнес-моделей.
- «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)» Кафедра _Прикладной информатики в экономике__ (наименование кафедры)
- Тема 1. Информационные технологии в современной деятельности организации 4
- 1.2 Понятие информационных систем и технологий
- 1.3 Тенденции развития современной бизнес-среды
- 1. Появление новых и развитие существующих бизнес-моделей.
- 2. Повсеместное использование информационных технологий и усиление роли информационной системы в организации.
- 3. Изменение форм конкуренции.
- 4. Глобализация бизнеса.
- 5. Возрастание роли инноваций.
- 7. Новая роль руководителя информационной службы.
- 8. Возрастание влияния знаний и умений персонала на успех компании.
- 1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий
- Типы Бизнес-моделей:
- Тема 2. Технологии информационного обслуживания деятельности предприятия
- 2.1 Понятие управления экономическими объектами
- 2.2 Моделирование бизнес-процессов
- 2.3 Оптимизация, реинжиниринг и управление бизнес-процессами
- 2.4 Функциональный и Процессный подход в управлении
- Тема 3. Информационные технологии документального обеспечения управленческой деятельности
- 3.1 Экономическая информация и средства ее описания
- Структура экономической информации
- Классификация экономической информации
- Носители экономической информации
- Основные способы обработки экономической информации
- 3.2 Электронный документ и электронная подпись
- 3.3 Системы электронного документооборота
- Тема 4. Информационные системы управления организацией
- 4.1 Корпоративная информационная система
- 4.2 Mrp системы
- 4.3 Mrp II системы
- 4.4 Erp системы
- 4.5 Crm системы
- 4.6 Srm системы
- Тема 5. Аналитические и управленческие информационные технологии и системы
- 5.1 Базы данных и хранилища данных
- В Хранилище данных могут производиться следующие операции с данными:
- Проблема хранения исходной информации компании
- 5.2 Облачные вычисления
- 5.3 Многомерный анализ данных на основе olap
- 5.4 Технология Data Mining
- 5.5. Business Intelligence (bi)
- Тема 6. Информационные технологии принятия управленческого решения
- 6.1 Процесс принятия решений
- Задачи принятия решения
- 6.2 Системы поддержки принятия решений (сппр)
- 6.3 Экспертные системы
- 1. Приобретение знаний.
- 2. Представление знаний. Формализация знаний о проблемной области
- 3. Реализация