logo
2014 учебное пособие ИТ в Менеджменте

Тема 1. Информационные технологии в современной деятельности организации 4

1.1 Информатизация бизнеса и ее влияние на методологию работы менеджера 4

1.2 Понятие информационных систем и технологий 7

1.3 Тенденции развития современной бизнес-среды 13

1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий 20

Тема 2. Технологии информационного обслуживания деятельности предприятия 25

2.1 Понятие управления экономическими объектами 25

2.2 Моделирование бизнес-процессов 28

2.3 Оптимизация, реинжиниринг и управление бизнес-процессами 31

2.4 Функциональный и Процессный подход в управлении 34

Тема 3. Информационные технологии документального обеспечения управленческой деятельности 36

3.1 Экономическая информация и средства ее описания 36

3.2 Электронный документ и электронная подпись 41

3.3 Системы электронного документооборота 45

Тема 4. Информационные системы управления организацией 49

4.1 Корпоративная информационная система 49

4.2 MRP системы 54

4.3 MRP II системы 57

4.4 ERP системы 61

4.5 CRM системы 67

4.6 SRM системы 71

Тема 5. Аналитические и управленческие информационные технологии и системы 73

5.1 Базы данных и хранилища данных 73

5.2 Облачные вычисления 82

5.3 Многомерный анализ данных на основе OLAP 86

5.4 Технология Data Mining 91

5.5. Business Intelligence (BI) 95

Тема 6. Информационные технологии принятия управленческого решения 99

6.1 Процесс принятия решений 99

6.2 Системы поддержки принятия решений (СППР) 105

6.3 Экспертные системы 109

Тема 1. Информационные технологии в современной деятельности организации

1.1 Информатизация бизнеса и ее влияние на методологию работы менеджера

Компании ежедневно приходится собирать, хранить, обрабатывать и своевременно анализировать информацию. За последние годы количество открытий и изобретений, каждое из которых является основой для создания нескольких новых, увеличилось в несколько сотен раз по сравнению с предыдущей сотней тысяч лет. Роль информации стала кардинальным образом меняться, начиная с середины XX века. Период времени от получения первых результатов исследований до момента промышленного производства продукта или внедрения в производство новой технологии существенно сократился. В том числе и это явилось причиной ускорения темпов технического прогресса. Постепенно информация стала стратегическим продуктом. Ее сегодня даже ставят в один ряд с такими фундаментальными понятиями, как вещество и энергия.

Информационным ресурсам стали уделять особое внимание, информационная деятельность в компании стала одной из важнейших. Информационными, а не материальными и финансовыми ресурсами стала определяться и мощь экономики государства.

Ежегодно в мире публикуется миллионы научных книг и статей, ежечасно регистрируются сотни изобретений, ежеминутно предлагается новое техническое решение. Ежегодно и на предприятиях количество информации значительно увеличивается, иногда более, чем вдвое. Такие темпы роста генерируемой информации затрудняют принятие оптимального управленческого решения. Потоки информации стали значительно опережать физические возможности человека по ее переработке и эффективному использованию.

Невозможность охватить все публикации в мире при таком обилие информационных источников, большое количество избыточной и дублируемой информации, нарушение ее целостности и достоверности еще более усложняют существующее положение. Зачастую значительная доля генерируемой информации остается незамеченной. Поэтому применение принципиально новых методов и средств обработки информации, оперирующих большими ее объемами в реальном времени жизненно необходимо бизнесу.

В развитых странах мира сегодня происходит переориентация экономики на эксплуатацию информационных ресурсов. Этому активно способствует информатизация общества. По определению Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г., информатизация представляет собой "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов" [1].

Информатизация общества - это комплекс мер, которые предпринимает, в первую очередь, государство, обеспечивая свободный доступ каждому человеку к любым источникам информации за счет активного использования информационных технологий и средств автоматизации производства. Информатизация стимулирует общество к социально - экономическим изменениям, к поиску новых идей. Это процесс создания условий по удовлетворению информационных потребностей людей, компаний, общества. Информатизация значительно повышает их информационный потенциал.

Процессы информатизации охватывают не только общество, но и всю экономику, все рынки (рынки товаров и услуг, финансовые рынки, рынок труда). За счет внедрения в производство достижений научно-технического прогресса в области средств доступа к информации, информатизация приносит все более значимый экономический эффект.

Информационное общество по праву называют новой фазой эволюционного развития общества, следующим этапом развития постиндустриального общества. В таком обществе большинство трудового населения страны занято обработкой, хранением, передачей, производством информации и знаний. Развитие общества зависит от развития информатизации напрямую.

«Информационное общество для всех = Информационное общество для каждого человека». Множество научных исследований посвящено изучению возможностей и проблем личности в таком обществе. К позитивным последствиям влияния на личность информационного общества можно отнести не только расширение возможностей человека по доступу к информации и появление свободы выбора, но и формирование у него ответственности за принятие решений. Однако необходимо анализировать и негативные проявления информатизации. Их немало. Человек становится зависим от всевозможных электронных устройств, конфиденциальной информацией о человеке возможно манипулировать без его разрешения, человек становится беззащитен перед вторжением государства или коммерческой организации в свою частную жизнь. Зависим он и от общения в виртуальных средах и социальных сообществах.

Процессы информатизации охватывают не только общество, но и все отрасли экономики, ведь информатизация приносит значительный экономический эффект. Революционные изменения современного бизнеса привели к необходимости его информатизации в организациях, компаниях, на предприятиях.

Информатизация бизнеса предусматривает изучение собственных информационных ресурсов и потребностей в них и активное использование информационных технологий и систем в управлении бизнес-процессами компании. Информационная инфраструктура предприятия обеспечивает персоналу, клиентам, поставщикам доступ к своим информационным деловым ресурсам через современные системы связи. Информационные технологии и в особенности Интернет технологии являются сегодня одними из основных средств повышения эффективности работы менеджера, а также инструментом формирования наилучшего управленческого решения.

Влияние информатизации бизнеса компании на методологию работы менеджера невозможно переоценить. С каждым днем сотрудники компаний тратят на поиск и анализ информации, на ввод данных, их корректировку и обработку всё большее количество времени. Менеджер, работа которого связана, прежде всего, с обработкой информации и принятием на ее основе решения, заинтересован в оптимизации своего труда более других. Сотрудники должны уметь грамотно работать с источниками деловой, коммерческой, финансовой, научно-технической информации, качественно определять свои информационные потребности, оценивать стоимость получения информации.

Наиболее массовой разновидностью информации является экономическая информация. Экономическая информация предприятия, зафиксированная в бумажных и электронных документах и хранящаяся в базах данных, библиотеках, архивах, информационных хранилищах, а также в информационных системах представляет собой важнейший информационный ресурс предприятия. От умения работать с информационными ресурсами, осуществлять поиск необходимого в Интернете, в профессиональных базах, через специализированные агентства зависит качество принятия управленческого решения. Бизнес-информация качественна, если она достоверна и не искажает настоящего положения дел в компании; адекватна и соответствует реальности; ценна и полезна для компании; является полной для принятия решения менеджерам всех уровней; получена оперативно. Руководство компаний все чаще признает информационную деятельность самой важной.

Далеко не каждый работник предприятия способен качественно определять собственные информационные потребности и тем более обобщать потребности других работников, анализировать их, определять источники необходимой информации. Современному менеджеру необходимо приобрести навыки эффективного доступа к собственным информационным ресурсам, к мировым деловым ресурсам, а также научиться оценивать стоимость получения информации и стоимость оценки ее достоверности.

Предприятия и организации на поддержание современной информационной структуры, на развитие информационной системы и внедрение новых информационных технологий постоянно выделяют немалые финансовые средства. Ожидаемую отдачу от такого рода инвестиций необходимо точно просчитывать, т.к. использование информационных технологий в качестве инструментов ведения бизнеса при формировании современной инфраструктуры компании не всегда однозначно приносит только положительных эффект. Информатизация собственного бизнеса – это большой риск для предприятия. В случае сбоя или выхода из строя информационной системы, утечки информации, организованной атаки пострадает весь бизнес. Поэтому методам оценки эффективности вложений в информационные технологии следует уделять самое важное внимание.

Но информатизация личности на основе свободного получения, использования информации, необходимой для личной и профессиональной жизни не менее важна, чем информатизация бизнеса компании!

Объектами информатизации в компании становится вся жизнедеятельность компании, все бизнес-процессы, протекающие в ней. Определение информационных потребностей, умение обрабатывать, обобщать, анализировать информацию – вот то, что должен уметь современный менеджер. Что может помочь ему в этом? Информационные технологии и системы.