2.1 Понятие управления экономическими объектами
Экономическая система, как и любая другая система, характеризуется наличием у неё сложной структуры, большим количеством взаимосвязанных между собой элементов различной природы, объединенных в единое целое для достижения поставленных целей. Экономические системы представляют собой предприятия и организации, корпорации и объединения, отрасли экономики, сама экономика страны. Целями функционирования экономической системы являются: сохранение ее структуры, приобретение новых качественных особенностей, поддержание ее жизнедеятельности, выполнение ее миссии и т.д. Для достижения этих заданных целей, необходимо осуществление процессов управления как самой системой, так и ее элементами.
Технология управления бизнесом - это совокупность способов, методов, средств, реализуемых в процессе жизнедеятельности экономической системы, которые обеспечивают ей достижение заданных целей. Процесс управления компанией представляет собой совокупность управления процессами труда персонала предприятия, основными фондами предприятия (зданиями, сооружениями, оборудованием), материальными потоками и ресурсами, финансовыми потоками и ресурсами, всеми производственными процессами компании, связями с внешним миром.
Система управления – это система, обеспечивающая реализацию управленческих процессов в компании. Её основная функция заключается в получении информации, на основе которой будет изменено поведение управляемой системы. Систему управления экономическим объектом рассматривают как совокупность двух взаимосвязанных частей (их ещё называют подсистемами): субъекта управления (управляющей подсистемой) и объекта управления (управляемой подсистемой).
Субъект управления - это человек, группа людей, управленческий аппарат или целая организация (может быть и техническим устройством), принимающие решения КАК воздействовать на объект управления для достижения поставленной цели. Субъект управления следит за деятельностью объекта управления и при необходимости осуществляет корректировку его приведения.
Объект управления — это человек, группа людей, целая организация, на поведение которых воздействуют, добиваясь от них выполнения конкретных, поставленных субъектом задач. Задачей объекта является выполнение такой деятельности, ради которой и создавалось предприятие. Объектом управления также могут быть технические устройства.
Субъект и объект управления связаны между собой прямой и обратной связями.
Прямая связь идёт от того, кто обладает полномочиями задавать цели, задачи и параметры функционирования для объекта управления. Прямой связью передаются предписания, команды, распоряжения, приказы. То, что в экономике понимают под «управлением» и есть прямая связь.
Обратная связь отражает параметры состояния объекта управления в определённые моменты времени. Обратная связь – это ответ на управляющее воздействие субъекта. Обратной связью передаются отчеты о выполненной работе и состоянии объекта в заданный момент времени.
Деятельность любой экономической системы невозможна без управления ее элементами во имя заданных целей и без учёта взаимоотношений системы с окружающей её внешней средой. Система управления находится в постоянном взаимодействии с внешней средой и с системами управления многочисленными объектами экономики. В результате управления компания добивается результата своей деятельности. Структура системы управления представлена на рисунке 4.
Рис.4 Структура системы управления
Процесс управление представляет собой цикл, на 1 этапе которого осуществляется сбор и накопление исходных данных о деятельности и состоянии объекта (объектов) управления.
На 2 этапе субъект управления получает информацию о достигнутом состоянии объекта и на основе заданных целей происходит её обработка. Целью обработки является её дальнейший анализ, осмысление и принятие необходимых решений. На 3 этапе вырабатывается управляющее воздействие на объект управления и происходит доведение до него выработанных на прошлом этапе решений в виде приказов, распоряжений, команд. В результате этого воздействия объект управления в очередной раз изменяет свое состояние, что будет фиксироваться управляющей подсистемой.
Т.о. управление экономическими объектами реализуется с использованием принципа обратной связи: управляющее воздействие формируется на основе информации о реакции объекта на предыдущие управляющие воздействия.
Уровни управления
Различают три уровня управления, на каждом из которых работают различные сотрудники компании. На оперативном уровне управления работают исполнители и менеджеры низшего звена. Здесь решаются задачи, связанные с краткосрочным, оперативным планированием и управлением. На тактическом уровне решаются иные, более сложные и ответственные задачи и на этом уровне работают менеджеры среднего звена и специалисты. Они заняты, прежде всего, составлением отчётов не по текущим событиям, а за определённое время. Здесь решаются задачи, связанные со среднесрочным планированием и управлением. На стратегическом уровне работают ТОП менеджеры, выполняющие самые сложные и самые ответственные задачи, связанные со стратегическим управлением компании. С увеличением степени возрастания власти решаемые задачи становятся сложнее, но динамика принятия решений снижается.
Уровни управления определяются сложностью решаемых задач, степенью ответственности, частотой получения информации и динамикой принятия решений (см. рис.5).
Рис.5 Уровни управления
Качественное управление всегда направлено на результат. Оно помогает компании осознать свою миссию, противодействовать её разрушению, ориентировать компанию на постоянное повышение своей эффективности, помогает снизить риски. Т.е. качественно управляемая организация извлекает из бизнеса максимальную пользу.
Информационные системы компании, создаваемые для обеспечения сбора, хранения, обработки, поиска, выдачи информации в любой области деятельности организации, помогают бизнесу в современных условиях неопределенности. И сегодня компании всё больше становятся зависимыми от информационных систем, технологий при выполнении своих бизнес-процессов.
- «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)» Кафедра _Прикладной информатики в экономике__ (наименование кафедры)
- Тема 1. Информационные технологии в современной деятельности организации 4
- 1.2 Понятие информационных систем и технологий
- 1.3 Тенденции развития современной бизнес-среды
- 1. Появление новых и развитие существующих бизнес-моделей.
- 2. Повсеместное использование информационных технологий и усиление роли информационной системы в организации.
- 3. Изменение форм конкуренции.
- 4. Глобализация бизнеса.
- 5. Возрастание роли инноваций.
- 7. Новая роль руководителя информационной службы.
- 8. Возрастание влияния знаний и умений персонала на успех компании.
- 1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий
- Типы Бизнес-моделей:
- Тема 2. Технологии информационного обслуживания деятельности предприятия
- 2.1 Понятие управления экономическими объектами
- 2.2 Моделирование бизнес-процессов
- 2.3 Оптимизация, реинжиниринг и управление бизнес-процессами
- 2.4 Функциональный и Процессный подход в управлении
- Тема 3. Информационные технологии документального обеспечения управленческой деятельности
- 3.1 Экономическая информация и средства ее описания
- Структура экономической информации
- Классификация экономической информации
- Носители экономической информации
- Основные способы обработки экономической информации
- 3.2 Электронный документ и электронная подпись
- 3.3 Системы электронного документооборота
- Тема 4. Информационные системы управления организацией
- 4.1 Корпоративная информационная система
- 4.2 Mrp системы
- 4.3 Mrp II системы
- 4.4 Erp системы
- 4.5 Crm системы
- 4.6 Srm системы
- Тема 5. Аналитические и управленческие информационные технологии и системы
- 5.1 Базы данных и хранилища данных
- В Хранилище данных могут производиться следующие операции с данными:
- Проблема хранения исходной информации компании
- 5.2 Облачные вычисления
- 5.3 Многомерный анализ данных на основе olap
- 5.4 Технология Data Mining
- 5.5. Business Intelligence (bi)
- Тема 6. Информационные технологии принятия управленческого решения
- 6.1 Процесс принятия решений
- Задачи принятия решения
- 6.2 Системы поддержки принятия решений (сппр)
- 6.3 Экспертные системы
- 1. Приобретение знаний.
- 2. Представление знаний. Формализация знаний о проблемной области
- 3. Реализация