6.2 Системы поддержки принятия решений (сппр)
Система поддержки принятия решений (СППР) - это автоматизированная информационная система, помогающая лицам, принимающим решение (ЛПР) сделать мотивированный выбор лучшего варианта на основе анализа данных в своей области деятельности. Эти системы предназначены для ЛПР различного уровня управления и для решения ежедневных управленческих задач. СППР являются качественным инструментом оказания помощи ЛПР, позволяющим быстро получить информацию, которая необходима для принятия нужного решения. СППР улучшает эффективность процесса принятия решений. Они только поддерживают выработку решений ЛПР, но не заменяют его! СППР не может создать качественно новый вариант решения, но новый вариант может возникнуть у ЛПР в процессе диалога с системой.
По-английски СППР звучит как Decision Support System или DSS. СППР возникли путем слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных (СУБД) и в основе своей работы опираются на методы искусственного интеллекта.
В 70-х годах были сформулированы первые определения таких систем, были написаны научные труды в этой области. В них описывались возможности оперирования слабоструктурированными данными, выдвигались критерии, по которым должны проектироваться такие системы. В 80-х годах активно стали описываться основы проектирования компьютерных систем поддержки принятия решений: от обоснования, анализа таких систем, до разработки и внедрения.
Необходимо было решить несколько задач: 1) язык, на котором система будет принимать сообщения; 2) как и в каком виде система будет выдавать сообщения; 3) как будут храниться данные и знания в системе; 4) какова последовательность действий по решению задачи; 5) какие отклонения допустимы и как проверить достоверность решения задачи системой.
Тогда же стали появляться первые программные приложения, реализующие теоретические основы создания СППР. Пользователи с такими системами работают с использованием интерактивных запросов, которые составляются на определенном языке запросов. В конце 90-х годов XX века появились первые СППР, основанные на web технологиях.
СППР являются основной категорией управленческих информационных систем, предназначенных для обработки неструктурированных и слабоструктурированных задач. Слабоструктурированные задачи – содержат как количественные, так и качественные переменные. Качественные доминируют. Неструктурированные задачи – описываются только качественными переменными.
Структура СППР
Основными компонентами СППР являются: оборудование (рабочие станции), программное обеспечение (СППР-генераторы), базы данных, базы моделей. В СППР используются аналитические модели, специализированные базы данных, интерактивный процесс моделирования решения на компьютере, а также субъективные суждения пользователя.
Специализированные СППР-генераторы включают программные модули управления базами данных, модули управления моделями и модули управления диалогами. Модуль управления базами данных на основе возможностей СУБД обеспечивает создание, запрос, консолидацию и поддержку базы данных СППР. Подсистема управления базой моделей (СУБМ) обеспечивает построение и манипулирование моделями. Модуль управления диалогом обеспечивает пользовательский интерфейс через команды меню, запросы, подсказки, отчеты, графики.
База данных СППР создается для поддержки уникального решения и может содержать информацию из внутренних и внешних баз данных, а также итоговую информацию.
Что позволяют СППР системы?
структурировать проблему;
построить набор альтернатив;
выделить характеризующие их факторы и задать значимость этих факторов;
оценить альтернативы по каждому из факторов;
найти неточности и противоречия в суждениях ЛПР/эксперта;
проранжировать альтернативы;
провести анализ решения и обосновать полученные результаты.
Какие задачи можно решить?
Оценить качество организационных, проектных и конструкторских решений;
Управлять ассортиментом товаров;
Определить инвестиционную политику политику;
Сделать прогноз продаж;
Распределить ресурсы;
Определить лучшую цену продукции;
Исследовать каналы продвижения товаров и услуг;
Осуществить тактическое и стратегическое планирование;
Выбрать место расположения точек продажи;
Выбрать оборудование, товары, услуги;
Выбрать профессию, место работы;
Подобрать кадры.
Классификация СППР
СППР делят на пассивные, активные и кооперативные.
Пассивная система, помогая процессу принятия решения, не может выдвинуть предложение, какое решение нам следует принять.
Активная система может дать предложение, какое же решение нам следует выбрать.
Кооперативная система не только предложит нам лучшее решение, но и позволит нам изменять решения, которые система нам предложила. Пользователь, изменяя решение, загружает его в систему. Система же, проверив его, самостоятельно пополняет наше решение и вновь улучшает его. Пользователь может многократно совместно с системой улучшать решение до получения полного согласованного решения.
Также СППР можно разделить на оперативные и стратегические системы.
Для текущего реагирования на изменяющуюся ситуацию, используют оперативные СППР. Результатом их работы становятся комплекты отчетов, в которых отражены ответы на стандартные запросы. В таких текущих отчетах в режиме реального времени данные могут быть представлены в табличном и графическом виде.
Если же необходимо принять стратегическое решение, то исходные данные для системы будут собирать из разных источников, а процесс сбора, хранения и организации доступа к базам данных может затянуться. Это стратегические СППР. Данные будут сначала специальным образом преобразованы, а затем обработаны по специальным правилам. Правила принятия решений необходимы для снижения рисков при обосновании выбора лучшего решения. Стратегические СППР строятся на принципах многомерного динамического анализа больших объемов данных в режиме реального времени (на основе технологии OLAP).
Для того, чтобы система могла вырабатывать предложения для ЛПР, в СППР используют разные методы. Чаще всего это методы, связанные с искусственным интеллектом. Это методы интеллектуального анализа данных, методы поиска знаний в базах данных и базах знаний, методы имитационного моделирования, генетические алгоритмы, нейронные сети и многие другие.
Современные СППР поддерживают все три фазы процесса принятия решения. Они поддерживают разнообразные стили и методы решения, поддерживают возможности для принятия групповых решений. Современные системы достаточно легко адаптируются под потребности организации.
Примеры программных продуктов класса СППР:
Project Expert (разработка компании "Про-Инвест-Консалтинг") - предназначена для разработки бизнес-планов, оценки и реализации инвестиционных проектов. В инвестиционном анализе равных ей по техническим возможностям нет. Наиболее распространенная в России программа. В программе огромное количество вариантов анализа проекта, что вынуждает менеджера делать выбор. Поэтому результаты работы с этой программой значительно больше зависят от квалификации пользователя, чем при работе с другими программами. Недостатком является то, что программа позволяет учесть всё до мелочей, вести расчеты с точностью до дня. Это может привести к тому, что менеджер погрязнет в мелочах. Таким образом, Project Expert - идеальная программа для профессионалов с высокими требованиями к сложности финансовых моделей.
Marketing Expert 1.5 (разработка компании "Про-Инвест-Консалтинг") - предназначена для разработки стратегического и тактического планов маркетинга, а также для контроля исполнения этих планов.
Predictor - предназначена для планирования продаж, ценообразования и планирования производства.
Государственная СППР GADS (Geodata Analysis and Display System) (разработка компании IBM) - предназначена для формирования карты территориального распределения ресурсов. Система может, например, проанализировать географическое распределение преступлений и направить в определенный район наряд полиции.
Банковская СППР МАРР (Managerial Analysis for Profit Planning), (разработка Ситибанка) - поддерживает решения, связанные с финансовым планированием, состарением бюджета, формированием цены банковских услуг, распределением ресурсов банка по видам деятельности, доходности, рисковости.
- «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)» Кафедра _Прикладной информатики в экономике__ (наименование кафедры)
- Тема 1. Информационные технологии в современной деятельности организации 4
- 1.2 Понятие информационных систем и технологий
- 1.3 Тенденции развития современной бизнес-среды
- 1. Появление новых и развитие существующих бизнес-моделей.
- 2. Повсеместное использование информационных технологий и усиление роли информационной системы в организации.
- 3. Изменение форм конкуренции.
- 4. Глобализация бизнеса.
- 5. Возрастание роли инноваций.
- 7. Новая роль руководителя информационной службы.
- 8. Возрастание влияния знаний и умений персонала на успех компании.
- 1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий
- Типы Бизнес-моделей:
- Тема 2. Технологии информационного обслуживания деятельности предприятия
- 2.1 Понятие управления экономическими объектами
- 2.2 Моделирование бизнес-процессов
- 2.3 Оптимизация, реинжиниринг и управление бизнес-процессами
- 2.4 Функциональный и Процессный подход в управлении
- Тема 3. Информационные технологии документального обеспечения управленческой деятельности
- 3.1 Экономическая информация и средства ее описания
- Структура экономической информации
- Классификация экономической информации
- Носители экономической информации
- Основные способы обработки экономической информации
- 3.2 Электронный документ и электронная подпись
- 3.3 Системы электронного документооборота
- Тема 4. Информационные системы управления организацией
- 4.1 Корпоративная информационная система
- 4.2 Mrp системы
- 4.3 Mrp II системы
- 4.4 Erp системы
- 4.5 Crm системы
- 4.6 Srm системы
- Тема 5. Аналитические и управленческие информационные технологии и системы
- 5.1 Базы данных и хранилища данных
- В Хранилище данных могут производиться следующие операции с данными:
- Проблема хранения исходной информации компании
- 5.2 Облачные вычисления
- 5.3 Многомерный анализ данных на основе olap
- 5.4 Технология Data Mining
- 5.5. Business Intelligence (bi)
- Тема 6. Информационные технологии принятия управленческого решения
- 6.1 Процесс принятия решений
- Задачи принятия решения
- 6.2 Системы поддержки принятия решений (сппр)
- 6.3 Экспертные системы
- 1. Приобретение знаний.
- 2. Представление знаний. Формализация знаний о проблемной области
- 3. Реализация