4.1 Корпоративная информационная система
Решение управленческих задач на основе оперативной и достоверной информации при постоянном увеличении количества факторов, влияющих на работу предприятия и, одновременно, сокращении времени на принятие решения, затруднительно без использования современных информационных технологий.
Существует несколько аспектов, в которых понимают что такое Корпоративная информационная система (КИС).
КИС — это автоматизированная информационная система компании, которая охватывает все аспекты хозяйственной деятельности предприятия и обеспечивает основные бизнес-процессы организации.
КИС — это управленческая идеология, способная положительно воздействовать на эффективность управления.
КИС — это инструмент, который позволяет эффективно функционировать организации, делая бизнес прозрачным.
КИС — это основная часть ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающая его полноценное функционирование.
КИС — это не только хороший инструмент для бизнеса, но это и сама технология его ведения!
ИТ-инфраструктура предприятия включает в себя различные информационные системы, бизнес-приложения, базы данных, системы связи. Именно ИТ-инфраструктура предприятия является ядром всех используемых персоналом информационных систем.
Внедрение КИС способно повлиять положительно на увеличение объёмов продаж товаров и услуг, на уменьшение сроков выполнения заказов, на снижение себестоимости продукции. Процессы информационного взаимодействия ускоряются, увеличивается не только скорость сбора, передачи и обработки информации, но и ее качество – достоверность, полнота, адекватность. КИС может повысить эффективность процессов обработки данных, может предоставить информацию для принятия решений. КИС должна обладать и аналитическими свойствами, что, в свою очередь, приведет к повышению эффективности принятия решений. Также КИС способны помочь улучшить взаимодействие с клиентами, поставщиками и собственными сотрудниками. КИС оптимизирует не только материальные, финансовые и человеческие потоки в организации, но и обновляет всю внутреннюю структуру организации.
Поэтому КИС способны положительно повлиять на увеличение прибыльности компании, но покупка такого рода информационной системы не однозначно сказывается на повышении прибылей компании. Ответить однозначно положительно на вопросы об экономической эффективности внедрения КИС и об окупаемости инвестиций в нее все-таки невозможно. Оценка соотношения ожидаемой выгоды от использования КИС и ее стоимости – один из основных факторов, рассматриваемых при покупке информационной системы. Если после внедрения КИС руководство организации не получило вышеперечисленных преимуществ, то это означает, что информационная система выбрана не правильно. Внедрение такой КИС не приведет к повышению эффективности принятия решений внутри организации. Поэтому необходимо не только правильно выбрать КИС, но правильно внедрить КИС, а потом и научиться правильно и с полной отдачей использовать ее.
Существует статистика, полученная в результате опроса западных компаний, получивших положительный эффект от внедрения КИС у себя в организации [9]:
Снижение транспортно-заготовительных расходов на 60%
Сокращение производственного цикла по заказным изделиям на 50%
Сокращение количества задержек с отгрузкой готовой продукции на 45%
Уменьшение уровня неснижаемых остатков на складах на 40%
Снижение производственного брака на 35%
Уменьшение административно-управленческих расходов на 30%
Сокращение производственного цикла по базовым изделиям на 30%
Уменьшение складских площадей на 25%
Увеличение оборачиваемости средств в расчётах на 30%
Увеличение количества поставок точно в срок на 80%.
Существуют также данные независимых исследований, в которых отражена степень влияния различных факторов на успех законченных проектов по внедрению КИС.
Факторы успешного внедрения КИС [10]:
Участие руководства и собственника во внедрении – 20%
Наличие и соблюдение плана внедрения – 19%
Наличие у менеджеров чётких целей и требований к проекту– 16%
Участие во внедрении специалистов компании - клиента– 16%
Качество КИС и команды поставщика решения– 11%
Проведение реинжиниринга бизнес-процессов до внедрения– 8%
Наличие у предприятия выработанной стратегии– 8%
Получение быстрой и ощутимой отдачи– 2%
Отсутствие реальной управляемости в компании - основной фактор провалов в большинстве неудачных проектов внедрения.
Основные факторы неудач при внедрении КИС [10]:
Невнимание руководства компании к проекту – 40%
Отсутствие чётко сформулированных целей проекта - 17%
Неформализованность бизнес-процессов в компании - 14%
Неготовность компании к изменениям – 12%
Нестабильность законодательства – 6%
Коррупция в компаниях – 5%
Низкая квалификация кадров в компании – 4%
Недостаточное финансирование проектов – 2%
Корпоративные информационные системы делятся на следующие классы:
MRP система (Material Requirement Planning ) - это система, предназначенная для планирования материальных потребностей предприятия.
CRP система (Capacity Requirements Planning) - это система, предназначенная для планирования производственных ресурсов. Данная концепция схожа с MRP, но вместо единого понятия состава изделия она оперирует такими понятиями, как "обрабатывающий центр", "машина", "рабочие ресурсы", ввиду чего технически реализация CRP более сложна. Обычно применяется совместно с MRP ввиду тесной логической связи при планировании. Методологии MRP/CRP чаще всего применяются на производственных предприятиях.
FRP (Finance Requirements Planning) – это системы планирования финансовых ресурсов.
MRP II система (Manufacturing Resource Planning) - это система, предназначенная для планирования производственных ресурсов организации. Данная методология включает MRP, CRP и FRP методологии. При использовании данной методологии обязательно подразумевается анализ финансовых результатов производственного плана.
ERP система (Enterprise Resource Planning system ) - это система планирования ресурсов предприятия, предназначенная для управления физическими, финансовыми, материально-техническими и человеческими ресурсами предприятия. Это концепция бизнес-планирования, включающая в себя множество более простых концепций. ERP стала развитием систем MRP и MRP II . Используемый в ERP-системах программный инструментарий позволяет проводить производственное планирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализации в службах и подразделениях предприятия, увязывая его со сбытом. В настоящее время использование современных интегрированных систем класса MRP, MRPII, ERP на российских предприятиях пока не получило широкое распространение.
CRM система (Customer Relationship Management System) - это система по управлению взаимоотношениями с клиентами. CRM-система помогает автоматизировать работу предприятия с клиентами, создать клиентскую базу и использовать ее в целях эффективности своего дела. Такие функции как автоматизация бизнес-процессов по взаимоотношению с клиентом, контроль абсолютно всех сделок (здесь важно отследить наиболее важные и сложные сделки), постоянный сбор информации о клиентах и анализ всех этапов реализации сделок являются главными обязанностями систем этого класса.
SRM система (Supplier Relationship Management) – это система управления отношениями с поставщиками. SRM системы – это великолепный инструмент укрепления отношений с поставщиками. Многие предприятия стараются повысить итоговую экономию затрат за счет использования функций выбора поставщиков и снабжения. Выделяя операции снабжения в качестве центров получения прибыли, дальновидные компании отводят снабжению одну из основных ролей в стратегическом развитии организации.
CRP cистемы (Capacity Requirements Planning) - это системы, помогающие планировать производственные мощности организации. В процессе работы CRP-системы разрабатывается план распределения производственных мощностей для обработки каждого конкретного цикла производства в течение планируемого периода, устанавливается технологический план последовательности производственных процедур и определяется степень загрузки каждой производственной единицы на срок планирования.
EAM системы (Enterprise Asset Management) - это системы управления основными фондами и активами. EAM – системы позволяют оптимизировать процессы эксплуатации и технического обслуживания производственных мощностей предприятия средствами ИТ. Данный класс решений ориентирован на компании, которые обладают дорогостоящими активами и значительным количеством основных средств, требующих постоянного обслуживания.
CPM (Corporate Performance Management) - это системы управления эффективностью. CPM была сформулирована аналитиками компании Gartner в 2001году. CPM – это «объединение всех процессов, методологий, метрик и систем, необходимых для измерения показателей деятельности организации и управления этими показателями». CPM системы ориентированы на глубокий анализ всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия и предназначены для целостного мониторинга, анализа и контроля эффективности бизнес-процессов компании. CPM – это стратегическое управление бизнесом, а не оперативное, как в ERP системах.
WMS система (Warehouse Management System ) – это системы управления складами. Они предназначены для эффективного управления всеми технологическими операциями современного складского хозяйства.
SCM (Supply Chain Management) – это системы, предназначенные для управления цепочками поставок. Концепция SCM придумана для оптимизации управления логистическими цепями и позволяет существенно снизить транспортные и операционные расходы путем оптимального структурирования логистических схем поставок. Концепция SCM поддерживается в большинстве систем ERP- и MRPII-класса.
TMS системы (Transportation Management System) – это системы управления транспортной логистикой. Используются организациями со значительной долей транспортных затрат. Решения обеспечивают эффективное планирование и оперативное управление всеми типами перевозок и управление собственным транспортным парком.
MES (Manufacturing Execution System) Системы класса MES предназначены для производственной среды предприятия. Системы этого класса отслеживают и документируют весь производственный процесс, отображают производственный цикл в реальном времени. В отличие от ERP, которая не оказывает непосредственного влияния на процесс, с помощью MES становится возможным корректировать (или полностью перестраивать) процесс столько раз, сколько это потребуется. Иначе говоря, системы такого класса предназначены для оптимизации производства и повышения его рентабельности. Собирая и анализируя данные, получаемые, например, от технологических линий, они дают более детальное представление производственной деятельности предприятия (от формирования заказа до отгрузки готовой продукции), улучшая финансовые показатели предприятия. Все главные показатели, которые входят в основной курс экономики отрасли (отдача основных фондов, оборот денежных средств, себестоимость, прибыль и производительность) детально отображаются в ходе производства. Специалисты называют MES мостом между финансовыми операциями ERP-систем и оперативной деятельностью предприятия на уровне цеха, участка, линии.
HRM (Human Resource Management) – это система управления персоналом - одной из важнейших составляющих частей современного менеджмента. Основная цель таких систем - привлечение и удержание ценных для предприятия кадровых специалистов. HRM-системы решают две главные задачи: упорядочение всех учетных и расчетных процессов, связанных с персоналом, и снижение процента ухода сотрудников.
PLM (Product Lifecycle Management) – это система управления жизненным циклом продукта.
многие другие.
- «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)» Кафедра _Прикладной информатики в экономике__ (наименование кафедры)
- Тема 1. Информационные технологии в современной деятельности организации 4
- 1.2 Понятие информационных систем и технологий
- 1.3 Тенденции развития современной бизнес-среды
- 1. Появление новых и развитие существующих бизнес-моделей.
- 2. Повсеместное использование информационных технологий и усиление роли информационной системы в организации.
- 3. Изменение форм конкуренции.
- 4. Глобализация бизнеса.
- 5. Возрастание роли инноваций.
- 7. Новая роль руководителя информационной службы.
- 8. Возрастание влияния знаний и умений персонала на успех компании.
- 1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий
- Типы Бизнес-моделей:
- Тема 2. Технологии информационного обслуживания деятельности предприятия
- 2.1 Понятие управления экономическими объектами
- 2.2 Моделирование бизнес-процессов
- 2.3 Оптимизация, реинжиниринг и управление бизнес-процессами
- 2.4 Функциональный и Процессный подход в управлении
- Тема 3. Информационные технологии документального обеспечения управленческой деятельности
- 3.1 Экономическая информация и средства ее описания
- Структура экономической информации
- Классификация экономической информации
- Носители экономической информации
- Основные способы обработки экономической информации
- 3.2 Электронный документ и электронная подпись
- 3.3 Системы электронного документооборота
- Тема 4. Информационные системы управления организацией
- 4.1 Корпоративная информационная система
- 4.2 Mrp системы
- 4.3 Mrp II системы
- 4.4 Erp системы
- 4.5 Crm системы
- 4.6 Srm системы
- Тема 5. Аналитические и управленческие информационные технологии и системы
- 5.1 Базы данных и хранилища данных
- В Хранилище данных могут производиться следующие операции с данными:
- Проблема хранения исходной информации компании
- 5.2 Облачные вычисления
- 5.3 Многомерный анализ данных на основе olap
- 5.4 Технология Data Mining
- 5.5. Business Intelligence (bi)
- Тема 6. Информационные технологии принятия управленческого решения
- 6.1 Процесс принятия решений
- Задачи принятия решения
- 6.2 Системы поддержки принятия решений (сппр)
- 6.3 Экспертные системы
- 1. Приобретение знаний.
- 2. Представление знаний. Формализация знаний о проблемной области
- 3. Реализация