5.2 Облачные вычисления
На сегодняшний день активно развиваются «облачные технологии». Эти новейшие инновационные технологии могут использоваться во всех областях деятельности человека. «Облачные технологии» или "Облачные вычисления" являются Интернет–сервисами, которые предоставляются пользователю (физическому или юридическому лицу) через Интернет. Облачные технологии - это новый путь развития высоких технологий и эти технологии достаточно надежны, безопасны, доступны, гибкие. Крупнейшие корпорации-разработчики программного обеспечения для различного рода вычислительной техники, таких как Microsoft, Apple, IBM и Google свое будущее связывают именно с облачными технологиями. И с преимуществами облачных вычислений они активно знакомят своих пользователей, которые мало интересуются основными направлениями развитие информационной индустрии и с проблематикой сокращения финансовых затрат на ИТ сферу. Пользователи голосуют своими финансами в пользу этих технологий
Впервые термин «сloud сomputing» был использован Эриком Эмерсоном Шмидтом еще в 1993 г. для обозначения сервисов, которые позволяют клиенту поддерживать различные данные и приложения, размещенные на удаленных серверах. Но только в 2006 году американская компания Amazon (сегодня это один из крупнейших Интернет-магазинов мира) вышла на рынок ИТ с новой Интернет-услугой: предоставление клиентам возможностей обратится к вычислительным мощностям Amazon через особые веб-сервисы (Web Services). Amazon предложила своим пользователям использовать имеющиеся у нее вычислительные ресурсы, технические устройства и приложения для удаленного хранения и распределенной обработки своих данных. Вскоре такие услуги стали предлагать и другие фирмы – Microsoft, Google, Sun, Apple. Активно предлагать фирмам и частным лицам облачные вычисления они стали с 2008года. С 2010 года облачные сервисы стали активнее ориентироваться на частных клиентов. И сегодня облачные вычисления – это уже проверенная модель предоставления web-услуг.
Принцип работы облаков заключается в замещении для клиента их собственной реальной информационной инфраструктуры, программно-аппаратной платформы, программных комплексов на виртуальные, полученные удаленно от фирм, предоставляющих таких Интернет-услуги. Облако устроено так, чтобы пользователю было максимально легко и просто, без наличия специальных знаний и навыков использовать, хранить и удаленно управлять своими данными.
Классификация облаков
Облака делят на публичные и частные.
«Публичное облако» предоставляет фирмам и частным лицам свои сервисы как «Интернет-услугу общего доступа без специальных, особых ограничений». Одним из крупнейших провайдеров по предоставлению услуг в области публичных облачных вычислений является фирма Amazon.
«Частное облако» предоставляет облачные сервисы не всем, а только строго определенному числу клиентов в закрытой от общего доступа инфраструктуре. После подключения к облаку компания может приступать к планированию собственной облачной среды.
Многие зарубежные и, прежде всего, американские компании перешли на глобальное использование облачных технологий в своей деятельности. Например, облако компании Microsoft используют уже 106 государств. Не только частные компании, но и многие государственные и муниципальные организации и предприятия таких стран, как Япония, Китай, США, Великобритания готовы в ближайшее время полностью перейти к использованию частных облаков. Облачные вычисления открывают новые возможности в области государственного и муниципального управления, что поняли уже правительства США, Великобритании, некоторых стран Европы и Азии. Япония готовится к 2015 г. полностью перейти на частное правительственное облако. Созданием такого облака занимается уже и правительство Китая.
Предоставление "облачных сервисов", можно разделить на три основные части:
Предоставление инфраструктуры как сервис IaaS (Infrastructure as a Service). Клиент удаленно обращается к инфраструктуре провайдера и берет ее в аренду на определенное время. Ему предоставляется возможность работы с системой хранения данных виртуального сервера.
Предоставление программного обеспечения как сервис SaaS (Software as a Service). Клиент удаленно в течение определенного времени может пользоваться программным обеспечением провайдера облачных услуг, не покупая его.
Предоставление программно-аппаратной платформы как сервис PaaS (Platform as a Service). Клиенту предлагается заместить собственную программно-аппаратную платформу виртуальной платформой провайдера (на которой находятся специализированные программные приложения).
Есть и другие облачные сервисы:
услуга DaaS (Desktop as a Service). Клиент берет в аренду полностью готовое к работе («под ключ») виртуальное рабочее место. Он может настроить его под решения своих задач. DaaS можно считать продолжением модели SaaS.
услуга HaaS (Hardware as a Service). Клиент берет в аренду вычислительные мощности оборудования провайдера облачных услуг. Например, мощности сервера, суперкомпьютера, время работы с ними и место хранения на них. HaaS можно считать одной из разновидностей IaaS.
услуга CaaS (Communications as a Service). В качестве сервиса клиент или предприятие получает построенное в облаке коммуникационное решение с использованием специальных средств коммуникаций. Например, передачу сигнала по разным сетям и каналам, обмен мгновенными сообщениями, видеоконференции.
услуга MaaS (Monitoring as a Service). Клиенту предлагается пользоваться в облаке программными продуктами для мониторинга и обеспечения безопасности. MaaS является разновидностью SaaS.
Основные преимущества облачных сервисов:
сокращение расходов на ИТ-персонал;
сокращение расходов на развертывание и поддержание ИТ-инфраструктуры компании;
сокращение расходов на приобретение и техническую поддержку оборудования, на установку, обновление программного обеспечения;
высокая скорость внедрения, т.к. пользователь не тратит время на развертывание систем и оборудования;
данные можно резервировать и синхронизировать;
пользователям не нужно самостоятельно устанавливать и настраивать программное обеспечение;
экономия времени на выполнение множества задач;
экономия площадей, занимаемых оборудованием и сотрудниками, его обслуживающими;
появление возможности оплачивать только потребленные вычислительные мощности и произведенные операции;
отсутствие обучения работы с облаками, т.к. работа происходит через обычные web-браузеры.
высокий уровень качества обслуживания, т.к. обслуживание проводят высококвалифицированные профессионалы.
Основные недостатки облачных сервисов:
Безопасность. Информация клиента и о клиенте хранится в облаке и не принадлежит самому клиенту, то можно ли говорить о надежности хранения и о защищенности данных в этом облаке? Отсутствие законодательных основ в области облачных вычислений и отсутствие стандартов в области безопасности облачных технологий являются объективными недостатками использования облаков.
Нарушение конфиденциальности и утрата контроля. Данные потребителя облачных технологий хранятся в компании, предоставляющей облачные сервисы, и за сохранность пользовательских данных несет ответственность компания, предоставляющая такие услуги. Клиент не имеет доступа к внутренней инфраструктуре облака и не может на нее влиять.
Существует риск массовой потери данных из-за технического сбоя у провайдера облачных услуг
Качество облачных услуг зависит от качества каналов связи
Cкрытые затраты
Мировой рынок облачных вычислений развивается очень активно, оценивается в сотни миллиардов долларов и характеризуется ежегодным приростом, превышающим темпы роста инвестиций в IT-отрасль. К пяти мировым лидерам относят Японию, Австралию, Германию, США и Францию. Лидерство обусловлено развитой государственной политикой в области правовой поддержки облачных вычислений.
На развитие облачных вычислений плохо влияет отсутствие не только государственных, но и международных правовых норм и законодательных актов, регулирующих эту сферу деятельности. В России существуют проблемы в области соблюдения прав интеллектуальной собственности в Интернете, нет единых стандартов для поставщиков облачных сервисов, не достаточна государственная поддержка. Кроме того, в России плохо финансируется развитие государственной инфраструктуры широкополосного доступа. Несмотря на проблемы, аналитики отмечают, что развитие облачных услуг в России значительно превышает общемировые показатели. По прогнозам аналитической компании IDC, российский рынок облачных услуг является в мире одним из наиболее быстроразвивающихся. Он показывает среднегодовые темпы роста более 50 %.
По данным аналитических исследований многих российских и международных аналитических компаний, рынок облачных услуг в России будет продолжать активно расти и вырастет с 4,5 млрд. рублей в 2012 году до 19 млрд. рублей к 2016 году. По мнению аналитиков, в России наибольший интерес пользователи облачных услуг будут проявлять к решениям IaaS (прогнозируют ежегодный рост около 40%) и SaaS (прогнозируют ежегодный рост около 50%). Эти сервисы по-прежнему будут доминировать на рынке.
Клиентами облачных сервисов сегодня являются компании всех отраслей экономики, в особенности в области финансов, ИТ, телекоммуникаций, продаж. Немало среди них и государственных компаний. К 2016 г. более 70% компаний будут считать использование облачных решений своей самой важной задачей. 75% новых расходов на ИТ-сферу будут связаны именно с облачными сервисами.
- «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)» Кафедра _Прикладной информатики в экономике__ (наименование кафедры)
- Тема 1. Информационные технологии в современной деятельности организации 4
- 1.2 Понятие информационных систем и технологий
- 1.3 Тенденции развития современной бизнес-среды
- 1. Появление новых и развитие существующих бизнес-моделей.
- 2. Повсеместное использование информационных технологий и усиление роли информационной системы в организации.
- 3. Изменение форм конкуренции.
- 4. Глобализация бизнеса.
- 5. Возрастание роли инноваций.
- 7. Новая роль руководителя информационной службы.
- 8. Возрастание влияния знаний и умений персонала на успех компании.
- 1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий
- Типы Бизнес-моделей:
- Тема 2. Технологии информационного обслуживания деятельности предприятия
- 2.1 Понятие управления экономическими объектами
- 2.2 Моделирование бизнес-процессов
- 2.3 Оптимизация, реинжиниринг и управление бизнес-процессами
- 2.4 Функциональный и Процессный подход в управлении
- Тема 3. Информационные технологии документального обеспечения управленческой деятельности
- 3.1 Экономическая информация и средства ее описания
- Структура экономической информации
- Классификация экономической информации
- Носители экономической информации
- Основные способы обработки экономической информации
- 3.2 Электронный документ и электронная подпись
- 3.3 Системы электронного документооборота
- Тема 4. Информационные системы управления организацией
- 4.1 Корпоративная информационная система
- 4.2 Mrp системы
- 4.3 Mrp II системы
- 4.4 Erp системы
- 4.5 Crm системы
- 4.6 Srm системы
- Тема 5. Аналитические и управленческие информационные технологии и системы
- 5.1 Базы данных и хранилища данных
- В Хранилище данных могут производиться следующие операции с данными:
- Проблема хранения исходной информации компании
- 5.2 Облачные вычисления
- 5.3 Многомерный анализ данных на основе olap
- 5.4 Технология Data Mining
- 5.5. Business Intelligence (bi)
- Тема 6. Информационные технологии принятия управленческого решения
- 6.1 Процесс принятия решений
- Задачи принятия решения
- 6.2 Системы поддержки принятия решений (сппр)
- 6.3 Экспертные системы
- 1. Приобретение знаний.
- 2. Представление знаний. Формализация знаний о проблемной области
- 3. Реализация