4.2. Побитовые маски и сдвиги
Оператор | Название | Пример | Примечание |
~ | Оператор побитового дополнения (побитовое “не”, побитовое отрицание) | ~i |
|
^ | Оператор “ побитовое исключающее или” (XOR) | i^j |
|
& | Оператор “побитовое и” (AND) | i&j |
|
| | Оператор “побитовое или” (OR) | i|j |
|
<< | Оператор левого побитового сдвига |
>>> | Оператор беззнакового правого побитового сдвига |
>> | Оператор правого побитового сдвига с сохранением знака отрицательного числа |
&= | y&=x эквивалентно y=y&x |
|= | y|=x эквивалентно y=y|x |
^= | y^=x эквивалентно y=y^x |
>>= | y>>=x эквивалентно y= y>>x |
>>>= | y>>>=x эквивалентно y= y>>>x |
<<= | y<<=x эквивалентно y= y<<x |
Побитовые операции – когда целые числа рассматриваются как наборы бит, где 0 и 1 играют роли логического нуля и логической единицы. При этом все логические операции для двух чисел осуществляются поразрядно – k-тый разряд первого числа с k-тым разрядом второго. Для простоты мы будем рассматривать четырёхбитовые ячейки, хотя реально самая малая по размеру ячейка восьмибитовая и соответствует типу byte.
а) установка в числе a нужных бит в 1 с помощью маски m операцией a|m (арифметический, или, что то же, побитовый оператор OR).
Пусть число a = a3*23 + a2*22 + a1*21 + a0*20 , где значения ai – содержание соответствующих бит числа (то есть либо нули , либо единицы).
a | a3 | a2 | a1 | a0 |
m | 0 | 1 | 0 | 1 |
a|m | a3 | 1 | a1 | 1 |
Видно, что независимо от начального значения в числе a в результате нулевой и второй бит установились в единицу. Таким образом, операцию OR с маской можно использовать для установки нужных бит переменной в единицу, если нужные биты маски установлены в единицу, а остальные – нули.
б) установка в числе a нужных бит в 0 с помощью маски m операцией a&m (арифметический, или, что то же, побитовый оператор AND):
a | a3 | a2 | a1 | a0 |
m | 0 | 1 | 0 | 1 |
a&m | 0 | a2 | 0 | a0 |
Видно, что независимо от начального значения в числе a в результате первый и третий бит установились в нуль. Таким образом, операцию AND с маской можно использовать для установки нужных бит переменной в ноль, если нужные биты маски установлены в ноль, а остальные – единицы.
в) инверсия (замена единиц на нули, а нулей на единицы) в битах числа a , стоящих на задаваемых маской m местах, операцией a^m (арифметический, или, что то же, побитовый оператор XOR):
a | 1 | 1 | 0 | 0 |
m | 0 | 1 | 0 | 1 |
a^m | 1 | 0 | 0 | 1 |
Видно, что если в бите, где маска m имеет единицу, у числа a происходит инверсия: если стоит 1, в результате будет 0, а если 0 – в результате будет 1. В остальных битах значение не меняется.
Восстановление первоначального значения после операции XOR – повторное XOR с той же битовой маской:
a^m | 1 | 0 | 0 | 1 |
m | 0 | 1 | 0 | 1 |
(a^m)^m | 1 | 1 | 0 | 0 |
Видно, что содержание ячейки приняло то же значение, что было первоначально в ячейке a. Очевидно, что всегда (a ^ m) ^ m = a, так как повторная инверсия возвращает первоначальные значения в битах числа. Операция XOR часто используется в программировании для инверсии цветов частей экрана с сохранением в памяти только информации о маске. Повторное XOR с той же маской восстанавливает первоначальное изображение. - Имеется команда перевода вывода графики в режим XOR при рисовании, для этого используется команда graphics.setXORMode(цвет).
Ещё одна область, где часто используется эта операция – криптография.
Инверсия всех битов числа осуществляется с помощью побитового отрицания ~a.
Побитовые сдвиги “<<”, “>>” и “>>>” приводят к перемещению всех бит ячейки, к которой применяется оператор, на указанное число бит влево или вправо. Сначала рассмотрим действие операторов на положительные целые числа.
Побитовый сдвиг на n бит влево m<<n эквивалентен быстрому целочисленному умножению числа m на 2n. Младшие биты (находящиеся справа), освобождающиеся после сдвигов, заполняются нулями. Следует учитывать, что старшие биты (находящиеся слева), выходящие за пределы ячейки, теряются, как и при обычном целочисленном переполнении.
Побитовые сдвиги на n бит вправо m>>n или m>>>n эквивалентны быстрому целочисленному делению числа m на 2n. При этом для положительных m разницы между операторами “>>” и “>>>” нет.
Рассмотрим теперь операции побитовых сдвигов для отрицательных чисел m. Поскольку они хранятся в дополнительном коде, их действие нетривиально. Как и раньше, для простоты будем считать, что ячейки четырёхбитовые, хотя на деле побитовые операции проводятся только для ячеек типа int или long, то есть для 32-битных или 64-битных чисел.
Пусть m равно -1. В этом случае m=11112. Оператор m<<1 даст m=111102, но из-за четырёхбитности ячейки старший бит теряется, и мы получаем m=11102=-2. То есть также получается полная эквивалентность умножению m на 2n.
Иная ситуация возникает при побитовых сдвигах вправо. Оператор правого сдвига “>>” для положительных чисел заполняет освободившиеся биты нулями, а для отрицательных – единицами. Легко заметить, что этот оператор эквивалентен быстрому целочисленному делению числа m на 2n как для положительных, так и для отрицательных чисел. Оператор m>>>n, заполняющий нулями освободившиеся после сдвигов биты, переводит отрицательные числа в положительные. Поэтому он не может быть эквивалентен быстрому делению числа на 2n. Но иногда такой оператор бывает нужен для манипуляции с наборами бит, хранящихся в числовой ячейке. Само значение числа в этом случае значения не имеет, а ячейка используется как буфер соответствующего размера.
Например, можно преобразовать последовательность бит, образующее некое целое значение, в число типа float методом Float.intBitsToFloat(целое значение) или типа double методом Double.intBitsToDouble (целое значение). Так, Float.intBitsToFloat(0x7F7FFFFF) даст максимальное значение типа float.
- Содержание
- Глава 1. Общие представления о языке Java 6
- Глава 2. Объектно-ориентированное проектирование и платформа NetBeans 26
- Глава 3. Примитивные типы данных и операторы для работы с ними 78
- Глава 4. Работа с числами в языке Java 95
- Глава 5. Управляющие конструкции 112
- Глава 6. Начальные сведения об объектном программировании 128
- Глава 7. Важнейшие объектные типы 175
- Введение
- Глава 1. Общие представления о языке Java
- 1.1. Java и другие языки программирования. Системное и прикладное программирование
- 1.2. Виртуальная Java-машина, байт-код, jit-компиляция. Категории программ, написанных на языке Java
- 1.3.Алфавит языка Java. Десятичные и шестнадцатеричные цифры и целые числа. Зарезервированные слова Алфавит языка Java
- Десятичные и шестнадцатеричные цифры и целые числа
- Зарезервированные слова языка Java
- 1.4. Управляющие последовательности. Символы Unicode. Специальные символы Управляющие последовательности
- Простые специальные символы
- Составные специальные символы
- 1.5.Идентификаторы. Переменные и типы. Примитивные и ссылочные типы
- Краткие итоги по главе 1
- Задания
- Глава 2. Объектно-ориентированное проектирование и платформа NetBeans
- 2.1.Процедурное и объектно-ориентированное программирование. Инкапсуляция
- 2.2. Работа со ссылочными переменными. Сборка мусора
- 2.3. Проекты NetBeans. Пакеты. Уровни видимости классов. Импорт классов
- 2.4. Базовые пакеты и классы Java
- 2.5. Создание в NetBeans простейшего приложения Java
- 2.6. Компиляция файлов проекта и запуск приложения
- 2.7. Структура проекта NetBeans
- 2.8. Создание в NetBeans приложения Java с графическим интерфейсом
- 2.9. Редактор экранных форм
- 2.10. Внешний вид приложения
- 2.11. Ведение проектов
- 2.11. Редактирование меню экранной формы
- 2.12. Создание нового класса
- 2.13. Документирование исходного кода в Java
- 2.14. Основные компоненты пакетов swing и awt
- 2.15. Технологии Java и .Net
- Краткие итоги по главе 2
- Задания
- Глава 3. Примитивные типы данных и операторы для работы с ними
- 3.1.Булевский (логический) тип
- 3.2.Целые типы, переменные, константы
- 3.3.Основные операторы для работы с целочисленными величинами
- 3.4.Вещественные типы и класс Math
- 3.5.Правила явного и автоматического преобразования типа при работе с числовыми величинами
- 3.6. Оболочечные классы. Упаковка (boxing) и распаковка (unboxing)
- 3.7.Приоритет операторов
- 3.8.Типы-перечисления (enum)
- Краткие итоги по главе 3
- Задания
- Глава 4. Работа с числами в языке Java
- 4.1 Двоичное представление целых чисел Позиционные и непозиционные системы счисления
- Двоичное представление положительных целых чисел
- Двоичное представление отрицательных целых чисел. Дополнительный код
- Проблемы целочисленной машинной арифметики
- Шестнадцатеричное представление целых чисел и перевод из одной системы счисления в другую
- 4.2. Побитовые маски и сдвиги
- 4.3. Двоичное представление вещественных чисел Двоичные дроби
- Мантисса и порядок числа
- Стандарт ieee 754 представления чисел в формате с плавающей точкой*
- Краткие итоги по главе 4
- Задания
- Глава 5. Управляющие конструкции Составной оператор
- Условный оператор if
- Оператор выбора switch
- Условное выражение …?... : …
- Оператор цикла for
- Оператор цикла while – цикл с предусловием
- Оператор цикла do...While – цикл с постусловием
- Операторы прерывания continue, break, return, System.Exit
- Краткие итоги по главе 5
- Задания
- Глава 6. Начальные сведения об объектном программировании
- Наследование и полиморфизм. Uml-диаграммы
- Функции. Модификаторы. Передача примитивных типов в функции
- Локальные и глобальные переменные. Модификаторы доступа и правила видимости. Ссылка this
- Передача ссылочных типов в функции. Проблема изменения ссылки внутри подпрограммы
- Наследование. Суперклассы и подклассы. Переопределение методов
- Наследование и правила видимости. Зарезервированное слово super
- Статическое и динамическое связывание методов. Полиморфизм
- Базовый класс Object
- Конструкторы. Зарезервированные слова super и this. Блоки инициализации
- Удаление неиспользуемых объектов и метод finalize. Проблема деструкторов для сложно устроенных объектов
- Перегрузка методов
- Правила совместимости ссылочных типов как основа использования полиморфного кода. Приведение и проверка типов
- Рефакторинг
- Reverse engineering – построение uml-диаграмм по разработанным классам
- Краткие итоги по главе 6
- Задания
- Глава 7. Важнейшие объектные типы Массивы
- Коллекции, списки, итераторы
- Работа со строками в Java. Строки как объекты. Классы String, StringBuffer и StringBuilder
- Работа с графикой
- Исключительные ситуации Обработка исключительных ситуаций
- Иерархия исключительных ситуаций
- Объявление типа исключительной ситуации и оператор throw
- Объявление метода, который может возбуждать исключительную ситуацию. Зарезервированное слово throws
- Работа с файлами и папками
- Краткие итоги по главе 7
- Задания
- Глава 8. Наследование: проблемы и альтернативы. Интерфейсы. Композиция Проблемы множественного наследования классов. Интерфейсы
- Отличия интерфейсов от классов. Проблемы наследования интерфейсов
- Пример на использование интерфейсов
- Композиция как альтернатива множественному наследованию
- Краткие итоги по главе 8
- Задания
- Глава 9. Дополнительные элементы объектного программирования на языке Java Потоки выполнения (threads) и синхронизация
- Преимущества и проблемы при работе с потоками выполнения
- Синхронизация по ресурсам и событиям
- Класс Thread и интерфейс Runnable. Создание и запуск потока выполнения
- Поля и методы, заданные в классе Thread
- Подключение внешних библиотек dll.“Родные” (native) методы*
- Краткие итоги по главе 9
- Задания
- Глава 10. Введение в сетевое программирование Краткая справка по языку html
- Апплеты
- Сервлеты
- Технология jsp – Java Server Pages
- Краткие итоги по главе 10
- Задания
- Глава 11. Встроенные классы Виды встроенных классов
- Вложенные (nested) классы и интерфейсы
- Внутренние (inner) классы
- Локальные (local) классы
- Анонимные (anonimous) классы и обработчики событий
- Анонимные (anonimous) классы и слушатели событий (listeners)
- Краткие итоги по главе 11
- Задания
- Глава 12. Компонентное программирование Компонентная архитектура JavaBeans
- Мастер создания компонента в NetBeans
- Пример создания компонента в NetBeans – панель с заголовком
- Добавление в компонент новых свойств
- Добавление в компонент новых событий
- Краткие итоги по главе 12
- Задания
- Литература
- Дополнительная литература
- 276 Курс подготовлен при поддержке Sun Microsystems