3.8.Типы-перечисления (enum)
Иногда требуется использовать элементы, которые не являются ни числами, ни строками, но ведут себя как имена элементов и одновременно обладают порядковыми номерами. Например, названия месяцев или дней недели. В этих случаях используют перечисления. Для задания типа какого-либо перечисления следует написать зарезервированное слово enum (сокращение от enumeration – “перечисление”), после которого имя задаваемого типа, а затем в фигурных скобках через запятую элементы перечисления. В качестве элементов можно использовать любые простые идентификаторы (не содержащие квалификаторов вида имя1.имя2).
Тип-перечисление обязан быть глобальным – он может задаваться либо на уровне пакета, либо в каком-либо классе. Но его нельзя задавать внутри какого-либо метода. Элементы перечисления могут иметь любые имена, в том числе совпадающие в разных перечислениях или совпадающие с именами классов или их членов – каждое перечисление имеет своё собственное пространство имён. Доступ к элементу перечисления осуществляется с квалификацией именем типа-перечисления:
ИмяТипа.имяЭлемента
У каждого элемента перечисления имеется порядковый номер, соответствующий его положению в наборе - нумерация начинается с нуля. Поэтому первый элемент имеет номер 0, второй элемент – номер 1, и так далее. Имеется функция ordinal(), возвращающая порядковый номер элемета в перечислении. Также имеется функция compareTo, позволяющая сравнивать два элемента перечисления - она возвращает разницу в их порядковых номерах.
Строковое представление значения можно получить с помощью функции name(). Преобразование из строки в значение типа “перечисление” осуществляется с помощью функции класса valueOf, в которую передаётся строковое представление значения.
Если требуется рассматривать элементы перечисления как массив, можно воспользоваться функцией values() – она возвращает массив элементов, к которым можно обращаться по индексу. Формат вызова функции такой: ИмяТипа.values()
Для примера зададим типы-перечисления Monthes (“месяцы”) и Spring (“весна”), соответствующие различным наборам месяцев:
enum Monthes {jan,feb,mar,apr,may,jun,jul,aug,sept,oct,nov,dec};
enum Spring { march, apr, may };
Названия месяцев мы намеренно пишем со строчной буквы для того, чтобы было понятно, что это идентификаторы переменных, а не типы. А имя марта написано по-разному в типах Monthes и Spring для того, чтобы показать независимость их пространств имён.
Объявление переменных типа “перечисление” делается так же, как для всех остальных типов, при этом переменные могут быть как неинициализированы, так и инициализированы при задании:
public Monthes m1 ,m2=Monthes.mar, m3;
- при задании в классе общедоступных полей m1, m2 и m3,
Spring spr1=Spring.apr, spr2;
- при задании в методе локальной переменной или задании в классе поля spr1 с пакетным уровнем доступа.
После чего возможны следующие операторы:
spr2=spr1;
spr1=Spring.may;
System.out.println("Результат сравнения="+spr2.compareTo(Spring.march));
После выполнения этих операторов в консольное окно будет выведен текст
Результат сравнения=1 ,
поскольку в переменной spr2 окажется значение Spring.apr , порядковый номер которого на 1 больше, чем у значения Spring.march , с которым идёт сравнение.
Пусть в переменной spr2 хранится значение Spring.may. Порядковый номер значения, хранящегося в переменной, можно получить с помощью вызова spr2.ordinal() . Он возвратит число 2, так как may – третий элемент перечисления (сдвиг на 1 получается из-за того, что нумерация начинается с нуля).
Строковое представление значения, хранящегося в переменной spr2, можно получить с помощью вызова spr2.name() . Он возвратит строку “may” - имя типа в возвращаемое значение не входит.
Если переменная типа “перечисление” не инициализирована, в ней хранится значение null. Поэтому вызов
System.out.println("spr2="+spr2);
осуществлённый до присваивания переменной spr2 значения возвратит строку
spr2=null
А вот попытки вызовов spr2.ordinal() или spr2.name() приведут к возникновению ошибки (исключительной ситуации) с диагностикой
Exception in thread "AWT-EventQueue-0" java.lang.NullPointerException
Получение значения типа Spring по номеру, хранящемуся в переменной i, осуществляется так:
spr1=Spring.values()[i];
Преобразование из строки в значение типа Spring будет выглядеть так:
spr1=Spring.valueOf("march");
- Содержание
- Глава 1. Общие представления о языке Java 6
- Глава 2. Объектно-ориентированное проектирование и платформа NetBeans 26
- Глава 3. Примитивные типы данных и операторы для работы с ними 78
- Глава 4. Работа с числами в языке Java 95
- Глава 5. Управляющие конструкции 112
- Глава 6. Начальные сведения об объектном программировании 128
- Глава 7. Важнейшие объектные типы 175
- Введение
- Глава 1. Общие представления о языке Java
- 1.1. Java и другие языки программирования. Системное и прикладное программирование
- 1.2. Виртуальная Java-машина, байт-код, jit-компиляция. Категории программ, написанных на языке Java
- 1.3.Алфавит языка Java. Десятичные и шестнадцатеричные цифры и целые числа. Зарезервированные слова Алфавит языка Java
- Десятичные и шестнадцатеричные цифры и целые числа
- Зарезервированные слова языка Java
- 1.4. Управляющие последовательности. Символы Unicode. Специальные символы Управляющие последовательности
- Простые специальные символы
- Составные специальные символы
- 1.5.Идентификаторы. Переменные и типы. Примитивные и ссылочные типы
- Краткие итоги по главе 1
- Задания
- Глава 2. Объектно-ориентированное проектирование и платформа NetBeans
- 2.1.Процедурное и объектно-ориентированное программирование. Инкапсуляция
- 2.2. Работа со ссылочными переменными. Сборка мусора
- 2.3. Проекты NetBeans. Пакеты. Уровни видимости классов. Импорт классов
- 2.4. Базовые пакеты и классы Java
- 2.5. Создание в NetBeans простейшего приложения Java
- 2.6. Компиляция файлов проекта и запуск приложения
- 2.7. Структура проекта NetBeans
- 2.8. Создание в NetBeans приложения Java с графическим интерфейсом
- 2.9. Редактор экранных форм
- 2.10. Внешний вид приложения
- 2.11. Ведение проектов
- 2.11. Редактирование меню экранной формы
- 2.12. Создание нового класса
- 2.13. Документирование исходного кода в Java
- 2.14. Основные компоненты пакетов swing и awt
- 2.15. Технологии Java и .Net
- Краткие итоги по главе 2
- Задания
- Глава 3. Примитивные типы данных и операторы для работы с ними
- 3.1.Булевский (логический) тип
- 3.2.Целые типы, переменные, константы
- 3.3.Основные операторы для работы с целочисленными величинами
- 3.4.Вещественные типы и класс Math
- 3.5.Правила явного и автоматического преобразования типа при работе с числовыми величинами
- 3.6. Оболочечные классы. Упаковка (boxing) и распаковка (unboxing)
- 3.7.Приоритет операторов
- 3.8.Типы-перечисления (enum)
- Краткие итоги по главе 3
- Задания
- Глава 4. Работа с числами в языке Java
- 4.1 Двоичное представление целых чисел Позиционные и непозиционные системы счисления
- Двоичное представление положительных целых чисел
- Двоичное представление отрицательных целых чисел. Дополнительный код
- Проблемы целочисленной машинной арифметики
- Шестнадцатеричное представление целых чисел и перевод из одной системы счисления в другую
- 4.2. Побитовые маски и сдвиги
- 4.3. Двоичное представление вещественных чисел Двоичные дроби
- Мантисса и порядок числа
- Стандарт ieee 754 представления чисел в формате с плавающей точкой*
- Краткие итоги по главе 4
- Задания
- Глава 5. Управляющие конструкции Составной оператор
- Условный оператор if
- Оператор выбора switch
- Условное выражение …?... : …
- Оператор цикла for
- Оператор цикла while – цикл с предусловием
- Оператор цикла do...While – цикл с постусловием
- Операторы прерывания continue, break, return, System.Exit
- Краткие итоги по главе 5
- Задания
- Глава 6. Начальные сведения об объектном программировании
- Наследование и полиморфизм. Uml-диаграммы
- Функции. Модификаторы. Передача примитивных типов в функции
- Локальные и глобальные переменные. Модификаторы доступа и правила видимости. Ссылка this
- Передача ссылочных типов в функции. Проблема изменения ссылки внутри подпрограммы
- Наследование. Суперклассы и подклассы. Переопределение методов
- Наследование и правила видимости. Зарезервированное слово super
- Статическое и динамическое связывание методов. Полиморфизм
- Базовый класс Object
- Конструкторы. Зарезервированные слова super и this. Блоки инициализации
- Удаление неиспользуемых объектов и метод finalize. Проблема деструкторов для сложно устроенных объектов
- Перегрузка методов
- Правила совместимости ссылочных типов как основа использования полиморфного кода. Приведение и проверка типов
- Рефакторинг
- Reverse engineering – построение uml-диаграмм по разработанным классам
- Краткие итоги по главе 6
- Задания
- Глава 7. Важнейшие объектные типы Массивы
- Коллекции, списки, итераторы
- Работа со строками в Java. Строки как объекты. Классы String, StringBuffer и StringBuilder
- Работа с графикой
- Исключительные ситуации Обработка исключительных ситуаций
- Иерархия исключительных ситуаций
- Объявление типа исключительной ситуации и оператор throw
- Объявление метода, который может возбуждать исключительную ситуацию. Зарезервированное слово throws
- Работа с файлами и папками
- Краткие итоги по главе 7
- Задания
- Глава 8. Наследование: проблемы и альтернативы. Интерфейсы. Композиция Проблемы множественного наследования классов. Интерфейсы
- Отличия интерфейсов от классов. Проблемы наследования интерфейсов
- Пример на использование интерфейсов
- Композиция как альтернатива множественному наследованию
- Краткие итоги по главе 8
- Задания
- Глава 9. Дополнительные элементы объектного программирования на языке Java Потоки выполнения (threads) и синхронизация
- Преимущества и проблемы при работе с потоками выполнения
- Синхронизация по ресурсам и событиям
- Класс Thread и интерфейс Runnable. Создание и запуск потока выполнения
- Поля и методы, заданные в классе Thread
- Подключение внешних библиотек dll.“Родные” (native) методы*
- Краткие итоги по главе 9
- Задания
- Глава 10. Введение в сетевое программирование Краткая справка по языку html
- Апплеты
- Сервлеты
- Технология jsp – Java Server Pages
- Краткие итоги по главе 10
- Задания
- Глава 11. Встроенные классы Виды встроенных классов
- Вложенные (nested) классы и интерфейсы
- Внутренние (inner) классы
- Локальные (local) классы
- Анонимные (anonimous) классы и обработчики событий
- Анонимные (anonimous) классы и слушатели событий (listeners)
- Краткие итоги по главе 11
- Задания
- Глава 12. Компонентное программирование Компонентная архитектура JavaBeans
- Мастер создания компонента в NetBeans
- Пример создания компонента в NetBeans – панель с заголовком
- Добавление в компонент новых свойств
- Добавление в компонент новых событий
- Краткие итоги по главе 12
- Задания
- Литература
- Дополнительная литература
- 276 Курс подготовлен при поддержке Sun Microsystems