Технология jsp – Java Server Pages
Одним из важнейших видов серверных программ являются приложения, использующие технологию JSP – Java Server Pages. Несмотря на то, что она опирается использование сервлетов, JSP является самостоятельной технологией. Идеология JSP основана на внедрение в HTML-документы специальных конструкций, позволяющих со стороны сервера выполнять программную обработку данных и выводить в соответствующее место документа результат.
В качестве примеров в NetBeans Enterprise Pack приведены примеры Tomcat JSP Example и JSTL Example. Отметим, что Tomcat – название программного сервера, варианта сервера apache, который автоматически конфигурируется и запускается при выполнении примеров, а example означает “пример”. Большим достоинством среды NetBeans является то, что оригиналы всех примеров, открываемых в NetBeans, остаются в неприкосновенности – автоматически создаются копии примеров. Поэтому даже если вы внесёте исправления в исходный код проекта с примером, это не повлечёт изменений в новом проекте с таким же примером.
Для правильной работы серверных примеров требуется, чтобы на компьютере была установлена работа с Интернет. Реально выходить в Интернет не надо, идёт соединение http://localhost:8084//. Но после запуска другого серверного приложения идёт соединение по тому же адресу, поэтому документ берётся из буфера – и показывается документ, созданный предыдущим приложением. Для показа правильного документа требуется нажать в браузере кнопку “обновить”, и в случае автономной работы в появившемся диалоге, предлагающем выбрать режим работы, выбрать “Подключиться”. Реального соединения с Интернет для адреса http://localhost:8084// не будет – все коммуникации станут проходить локально.
Первый из примеров иллюстрирует базовые конструкции JSP, его можно просмотреть, создав проект File/New Project…/ Samples/J2EE1.4/Web /Tomcat JSP Example.
Второй пример – надстройка над JSP, специальный набор тегов JSP, разработанный группой экспертов для облегчения разработки серверных приложений. Пример можно просмотреть, создав проект File/New Project…/ Samples/J2EE1.4/Web / JSTL Example.
Оба этих примера также разработаны организацией The Apache Software Foundation (http://www.apache.org/), и их использование также должно соответствовать лицензии http://www.apache.org/licenses/LICENSE-2.0 .
Порядок примеров в мастере создания приложений прямо противоположный рассматриваемому нами - сначала предлагается использовать JSTL как наиболее развитое средство, затем – JSP как средство более низкого уровня, и только затем Servlet – как средство ещё более низкого уровня. Мы используем при рассмотрении обратный порядок, так как JSP использует сервлеты, а JSTL является надстройкой над JSP.
Рассмотрим подробнее первый пример.
Первая страница запущенного примера JSP
Как и в предыдущем случае, при нажатии на гиперссылку “Execute” выполняется соответствующий пример – в данном случае запускается страница JSP. А при нажатии гиперссылки Source показывается HTML-страница с примерным видом исходного кода.
Страницы JSP представляют обычные HTML-документы, но имеющие расширение имени файла .jsp , а не .html или .htm . Это – заготовка HTML-документа, который будет показан пользователю-клиенту. При создании клиентского HTML-документа в этой заготовке выражения в фигурных скобках после знака доллара вычисляются, а в HTML-документ подставляется строковое представление результата.
Например, выражение вида ${1 + 2} выдаст в соответствующее место документа символ 3. Последовательность \$ означает, что выражение ${…} не вычисляется, а рассматривается как строка.
Первый пример JSP- вычисление выражений
Имеется ряд встроенных в JSP тегов (объектов Java):
request – запрос. Тип объекта - класс, реализующий интерфейс javax.servlet.http.HttpServletRequest.
response – ответ на запрос. Тип объекта - класс, реализующий интерфейс javax.servlet.http.HttpServletResponce.
pageContext – контекст страницы JSP. Обеспечивает доступ к пространству имён и элементам страницы (тегам, атрибутам). Тип объекта - класс javax.servlet.jsp.PageContext .
session – сессия (сеанс связи клиента с сервером). Тип объекта - класс, реализующий интерфейс javax.servlet.http.HttpSession
application – приложение. Тип объекта - класс, реализующий интерфейс javax.servlet.ServletContext
out – выходной поток. Тип объекта - класс javax.servlet.jsp.JspWriter
config – объект конфигурации сервлета для текущей страницы. Тип объекта - класс, реализующий интерфейс javax.servlet.ServletConfig
page – объект, обрабатывающий запрос для данной страницы. Тип объекта - класс Object.
Данные объекты применяются в виде
<%@ имяОбъекта параметр1=значение1 параметр2=значение2 ... %>
Пример их использования:
<%@ page session=true import=”java.util.*” %>
Имеется возможность задания сценариев (интерпретируемого кода) с помощью специальных определений вида
<%@ код %>
Где код – сценарий Java для работы с документом или вычислений. Например,
<%
for(int i=0; i<table.getEntries().getRows(); i++) {
cal.Entry entr = table.getEntries().getEntry(i);
%>
В частности, разрешается задавать собственные теги вида
<%@ имяБиблиотеки prefix="имяОбъекта" uri="путь к библиотеке" %>
После чего разрешается использовать теги вида < имяОбъекта:оператор>
Так делается в примере использования оператора out в JSTL Example. Используется пользовательский объект c (сокращение от customer – “покупатель”), задаваемый как prefix="c" , и оператор out, заданный в библиотеке taglib по адресу uri="http://java.sun.com/jsp/jstl/core":
<%@ taglib prefix="c" uri="http://java.sun.com/jsp/jstl/core" %>
Отметим, что соответствующие библиотеки уже добавлены в проект. Для примера out это пакет org.apache.taglibs.standard.tag.el.core .
После запуска данного приложения в появившемся документе в списке Examples это первый пример - General Purpose Tags. При переходе по данной гиперссылке мы получаем пример
General-Purpose Tags Examples
<out>
При нажатии на “шестерёнки” получаем результат работы программы:
Пример использования оператора c:out
Соответствующий фрагмент исходного кода этого JSP-документа выглядит так:
<table border="1">
<c:forEach var="customer" items="${customers}">
<tr>
<td><c:out value="${customer.lastName}"/></td>
<td><c:out value="${customer.phoneHome}"
default="no home phone specified"/></td>
<td>
<c:out value="${customer.phoneCell}" escapeXml="false">
<font color="red">no cell phone specified</font>
</c:out>
</td>
</tr>
</c:forEach>
</table>
В этом примере используется объект customer – “покупатель”, заданный в файле Customer.java, расположенном в пакете org.apache.taglibs.standard.examples.beans . То есть самом первом в Source Packages пакете примера. А также объект customers – “покупатели”, заданный в файле Customers.java, расположенном в том же пакете.
В классе customer заданы поля lastName, phoneHome, phoneCell и другие. А также ряд методов, которые также можно вызывать в сценарии. С помощью оператора forEach (заданного аналогично оператору out) осуществляется перебор всех объектов customer, агрегированных в объект customers - список покупателей. А с помощью тега c:out осуществляется вывод необходимой информации в документ.
В JSP имеется огромное количество возможностей. Это тема для отдельной книги. В данном учебном пособии данная технология затронута совсем немного – просто в порядке информирования о её существовании и некоторых возможностях.
Точно так же, для программирования в локальных и глобальных компьютерных сетях в пакете java.net имеется огромное количество средств разного уровня, описание которых требует отдельной книги. Это и Web-адресация (классы URL, HttpURLConnection, URI, JarURLConnection, URLClassLoader), и IP-адресация (классы InetAddress, InetAddress4, InetAddress6, NetworkInterface ), и управление соединениями через сокеты (классы Socket, SocketAddress, InetSocketAddress, ServerSocket, SocketPermission). Классы NetPermission, Authentificator и PasswordAuthentification обеспечивают поддержку авторизации (запрос и обработку имени и пароля).
Кроме упомянутых возможностей пакета java.net имеется дистрибутив j2me, в котором поставляются средства разработки программного обеспечения для “тонких” аппаратных клиентов – то есть таких, которые обладают малыми по сравнению с персональными компьютерами ресурсами. В первую очередь - для сотовых телефонов и наладонных компьютеров. Это также тема для отдельной книги.
Не менее важной и объёмной темой является сетевое программирование баз данных.
Так что желающих освоить даже основы сетевых возможностей Java ждёт весьма длительная работа.
- Содержание
- Глава 1. Общие представления о языке Java 6
- Глава 2. Объектно-ориентированное проектирование и платформа NetBeans 26
- Глава 3. Примитивные типы данных и операторы для работы с ними 78
- Глава 4. Работа с числами в языке Java 95
- Глава 5. Управляющие конструкции 112
- Глава 6. Начальные сведения об объектном программировании 128
- Глава 7. Важнейшие объектные типы 175
- Введение
- Глава 1. Общие представления о языке Java
- 1.1. Java и другие языки программирования. Системное и прикладное программирование
- 1.2. Виртуальная Java-машина, байт-код, jit-компиляция. Категории программ, написанных на языке Java
- 1.3.Алфавит языка Java. Десятичные и шестнадцатеричные цифры и целые числа. Зарезервированные слова Алфавит языка Java
- Десятичные и шестнадцатеричные цифры и целые числа
- Зарезервированные слова языка Java
- 1.4. Управляющие последовательности. Символы Unicode. Специальные символы Управляющие последовательности
- Простые специальные символы
- Составные специальные символы
- 1.5.Идентификаторы. Переменные и типы. Примитивные и ссылочные типы
- Краткие итоги по главе 1
- Задания
- Глава 2. Объектно-ориентированное проектирование и платформа NetBeans
- 2.1.Процедурное и объектно-ориентированное программирование. Инкапсуляция
- 2.2. Работа со ссылочными переменными. Сборка мусора
- 2.3. Проекты NetBeans. Пакеты. Уровни видимости классов. Импорт классов
- 2.4. Базовые пакеты и классы Java
- 2.5. Создание в NetBeans простейшего приложения Java
- 2.6. Компиляция файлов проекта и запуск приложения
- 2.7. Структура проекта NetBeans
- 2.8. Создание в NetBeans приложения Java с графическим интерфейсом
- 2.9. Редактор экранных форм
- 2.10. Внешний вид приложения
- 2.11. Ведение проектов
- 2.11. Редактирование меню экранной формы
- 2.12. Создание нового класса
- 2.13. Документирование исходного кода в Java
- 2.14. Основные компоненты пакетов swing и awt
- 2.15. Технологии Java и .Net
- Краткие итоги по главе 2
- Задания
- Глава 3. Примитивные типы данных и операторы для работы с ними
- 3.1.Булевский (логический) тип
- 3.2.Целые типы, переменные, константы
- 3.3.Основные операторы для работы с целочисленными величинами
- 3.4.Вещественные типы и класс Math
- 3.5.Правила явного и автоматического преобразования типа при работе с числовыми величинами
- 3.6. Оболочечные классы. Упаковка (boxing) и распаковка (unboxing)
- 3.7.Приоритет операторов
- 3.8.Типы-перечисления (enum)
- Краткие итоги по главе 3
- Задания
- Глава 4. Работа с числами в языке Java
- 4.1 Двоичное представление целых чисел Позиционные и непозиционные системы счисления
- Двоичное представление положительных целых чисел
- Двоичное представление отрицательных целых чисел. Дополнительный код
- Проблемы целочисленной машинной арифметики
- Шестнадцатеричное представление целых чисел и перевод из одной системы счисления в другую
- 4.2. Побитовые маски и сдвиги
- 4.3. Двоичное представление вещественных чисел Двоичные дроби
- Мантисса и порядок числа
- Стандарт ieee 754 представления чисел в формате с плавающей точкой*
- Краткие итоги по главе 4
- Задания
- Глава 5. Управляющие конструкции Составной оператор
- Условный оператор if
- Оператор выбора switch
- Условное выражение …?... : …
- Оператор цикла for
- Оператор цикла while – цикл с предусловием
- Оператор цикла do...While – цикл с постусловием
- Операторы прерывания continue, break, return, System.Exit
- Краткие итоги по главе 5
- Задания
- Глава 6. Начальные сведения об объектном программировании
- Наследование и полиморфизм. Uml-диаграммы
- Функции. Модификаторы. Передача примитивных типов в функции
- Локальные и глобальные переменные. Модификаторы доступа и правила видимости. Ссылка this
- Передача ссылочных типов в функции. Проблема изменения ссылки внутри подпрограммы
- Наследование. Суперклассы и подклассы. Переопределение методов
- Наследование и правила видимости. Зарезервированное слово super
- Статическое и динамическое связывание методов. Полиморфизм
- Базовый класс Object
- Конструкторы. Зарезервированные слова super и this. Блоки инициализации
- Удаление неиспользуемых объектов и метод finalize. Проблема деструкторов для сложно устроенных объектов
- Перегрузка методов
- Правила совместимости ссылочных типов как основа использования полиморфного кода. Приведение и проверка типов
- Рефакторинг
- Reverse engineering – построение uml-диаграмм по разработанным классам
- Краткие итоги по главе 6
- Задания
- Глава 7. Важнейшие объектные типы Массивы
- Коллекции, списки, итераторы
- Работа со строками в Java. Строки как объекты. Классы String, StringBuffer и StringBuilder
- Работа с графикой
- Исключительные ситуации Обработка исключительных ситуаций
- Иерархия исключительных ситуаций
- Объявление типа исключительной ситуации и оператор throw
- Объявление метода, который может возбуждать исключительную ситуацию. Зарезервированное слово throws
- Работа с файлами и папками
- Краткие итоги по главе 7
- Задания
- Глава 8. Наследование: проблемы и альтернативы. Интерфейсы. Композиция Проблемы множественного наследования классов. Интерфейсы
- Отличия интерфейсов от классов. Проблемы наследования интерфейсов
- Пример на использование интерфейсов
- Композиция как альтернатива множественному наследованию
- Краткие итоги по главе 8
- Задания
- Глава 9. Дополнительные элементы объектного программирования на языке Java Потоки выполнения (threads) и синхронизация
- Преимущества и проблемы при работе с потоками выполнения
- Синхронизация по ресурсам и событиям
- Класс Thread и интерфейс Runnable. Создание и запуск потока выполнения
- Поля и методы, заданные в классе Thread
- Подключение внешних библиотек dll.“Родные” (native) методы*
- Краткие итоги по главе 9
- Задания
- Глава 10. Введение в сетевое программирование Краткая справка по языку html
- Апплеты
- Сервлеты
- Технология jsp – Java Server Pages
- Краткие итоги по главе 10
- Задания
- Глава 11. Встроенные классы Виды встроенных классов
- Вложенные (nested) классы и интерфейсы
- Внутренние (inner) классы
- Локальные (local) классы
- Анонимные (anonimous) классы и обработчики событий
- Анонимные (anonimous) классы и слушатели событий (listeners)
- Краткие итоги по главе 11
- Задания
- Глава 12. Компонентное программирование Компонентная архитектура JavaBeans
- Мастер создания компонента в NetBeans
- Пример создания компонента в NetBeans – панель с заголовком
- Добавление в компонент новых свойств
- Добавление в компонент новых событий
- Краткие итоги по главе 12
- Задания
- Литература
- Дополнительная литература
- 276 Курс подготовлен при поддержке Sun Microsystems