2.14. Основные компоненты пакетов swing и awt
Пока мы научились работать только с формами, кнопками и всплывающими меню. Перечислим ещё ряд полезных компонентов.
Во-первых, следует остановиться на том, что в палитре компонентов NetBeans предлагается три категории компонентов: из библиотеки Swing (пакет swing), библиотеки AWT (пакет awt), и категория Beans. В Sun Java Studio Enterprise имеется ещё одна категория – Layouts, “менеджеры размещения”, - компоненты, отвечающие за способ расположения и выравнивания компонентов на форме.
Библиотека Swing является основной для большинства современных графических приложений Java. В ней предлагаются следующие компоненты (перечислены в том порядке, в каком они возникают в палитре компонентов):
№ | Компонент | Назначение компонента |
1 | JLabel | “Метка” – вывод однострочного неформатированного текста |
2 | JButton | “Кнопка” – кнопка с текстом и/или с картинкой |
3 | JToggleButton | “Защёлкивающаяся кнопка” – кнопка с фиксацией. Может быть одной из нескольких таких кнопок в группе, в этом случае нажатие одной кнопки вызывает отпускание другой. Работа группы обеспечивается компонентом ButtonGroup, который должен быть перетащен на форму, а затем назначен свойству buttonGroup. |
4 | JCheckBox | “Чекбокс” - пункт выбора с независимой фиксацией. |
5 | JRadioButton | “Радиокнопка” - пункт выбора с зависимой фиксацией, должен быть одним из нескольких в группе. Работа группы обеспечивается компонентом ButtonGroup. |
6 | ButtonGroup | Обеспечивает работу групп компонентов JToggleButton или JradioButton. |
7 | JComboBox | “Комбобокс” – выпадающий список. |
8 | JList | Прокручивающийся список. |
9 | JTextField | “Текстовое поле” – однострочный пункт ввода и редактирования текста. |
10 | JTextArea | “Текстовая область” – многострочный пункт ввода и редактирования текста. |
11 | JPanel | “Панель” – группирующий компонент, позволяющий располагать на себе другие компоненты. Передвижение панели перемещает вместе с ней все расположенные на ней компоненты. По умолчанию свойство layout (“размещение”) установлено как FlowLayout – “в виде потока”. Для простых задач вместо этого компонента лучше использовать JLayeredPane. |
12 | JTabbedPane | “Панель с закладками” – каждый положенный на неё компонент показывается в отдельной закладке. Чтобы разместить на одной закладке несколько компонентов, сначала положите на панель с закладками обычную панель. Для того, чтобы создать последующие закладки, выделите панель с закладками, вызовите правой кнопкой мыши всплывающее меню, пункт Add From Palette (“добавить из палитры”), и добавьте ещё одну панель или другой компонент. |
13 | JScrollBar | Независимая полоса прокрутки. Используется редко – для программно управляемой прокрутки содержимого компонентов, для которых отсутствуют встроенные полосы прокрутки. |
14 | JScrollPane | “Панель с полосами прокрутки” |
15 | JMenuBar | “Меню формы” – предназначено для расположения в нём компонентов типа JMenu (заголовков меню). |
16 | JPopupMenu | “Всплывающее меню” - предназначено для расположения в нём компонентов типа JMenuItem (пунктов меню). |
17 | JSlider | "Ползунок". Используется для плавной регулировки числовых величин, а также связанных с ними программно регулируемых изменений. |
18 | JProgressBar | “Прогрессбар” – полоса показа доли выполнения задачи. Показывает уровень, отражающий долю выполнения задачи |
19 | JSplitPane | “Панель с разделителем” – панель, состоящая из двух частей, между которыми имеется линия разделителя, которую можно перетаскивать мышью, меняя взаимный размер частей. |
20 | JFormattedTextField | “Поле ввода форматированного текста” |
21 | JPasswordField | “Поле ввода пароля” – вводимый текст отображается звёздочками. |
22 | JSpinner | “Спиннер” - поле ввода числа с кнопками увеличения/ уменьшения. |
23 | JSeparator | “Сепаратор” – разделительная линия. Используется в декоративных целях для разделения рабочих областей формы и других группирующих компонентов. |
24 | JTextPane | “Текстовая панель”. По умолчанию автоматически переносит текст на новую строку. А не располагает в одну строку с показом горизонтального скроллера, как это делает JTextArea. |
25 | JEditorPane | “Панель текстового редактора” |
26 | JTree | “Дерево” – показывает дерево, в котором каждая ветвь может быть с иконками и текстом, а узлы разворачиваются и сворачиваются. |
27 | JTable | “Таблица” – показ текстовой таблицы. Имеет возможность заполнения значениями по умолчанию на этапе проектирования. |
28 | JToolBar | “Тулбар” – панель инструментов. Обычно на нём размещают кнопки JToggleButton, для которых назначены иконки. |
29 | JInternalFrame | “Дочернее окно” – окно многооконного приложения. Его можно перемещать в пределах родительского окна – главного окна приложения. В настоящее время такой стиль приложений практически не используется. |
30 | JLayeredPane | “Панель с абсолютным позиционированием элементов” |
31 | JDesktopPane | “Панель – рабочий стол”. Ещё один тип панели с абсолютным позиционированием элементов. |
32 | JOptionPane | “Диалоговая панель” – предназначена для показа диалоговых форм. В отличие от большинства других компонентов работа идёт с помощью методов класса. Имеются вызовы диалогов:
javax.swing.JOptionPane.showMessageDialog(null, "Кнопку нажали"); JOptionPane.showMessageDialog(null,"Привет!", "Заголовок сообщения", JOptionPane.INFORMATION_MESSAGE);
int option=javax.swing.JOptionPane.showConfirmDialog( null,"Продолжить?"); Проверка, какую кнопку нажали или диалог закрыли без осуществления выбора, осуществляется сравнением с константами javax.swing.JOptionPane.NO_OPTION, CANCEL_OPTION, CLOSED_OPTION, OK_OPTION, YES_OPTION
String input=javax.swing.JOptionPane.showInputDialog( null,"Введите значение:"); - при отказе от ввода возвращается null. Первый параметр – имя формы, в которой показывается диалог. Если он null – используется форма по умолчанию (главная форма приложения). Существуют варианты указанных выше методов, позволяющие при вызове задавать дополнительные параметры диалога (заголовок, надписи на кнопках и др.). |
33 | JColorChooser | “Диалог выбора цвета” – предназначен для выбора пользователем цвета. |
34 | JFileChooser | “Диалог выбора файла” – предназначен для выбора пользователем файлов. Перед использованием требуется положить его на какую-нибудь диалоговую форму (JDialog, JFrame ) или какой-нибудь группирующий компонент формы. |
35 | JFrame | “Экранная форма”. Показывается вызовом вида jFrame1.setVisible(true); |
36 | JDialog | “Диалоговая форма”. Показывается вызовом вида jDialog1.setVisible(true); |
Очень часто в приложении требуется вывести служебную информацию. В старых версиях Java для этого служил вызов System.out.println(“Текст сообщения”). В учебных проектах и при выводе отладочной информации этот метод до сих пор удобен. Но предоставлять таким образом информацию конечному пользователю представляется анахронизмом. Для выдачи пользователю информационного сообщения лучше использовать вызов
JOptionPane.showMessageDialog(null,"Привет!","Заголовок сообщения",
JOptionPane.INFORMATION_MESSAGE);
Если требуется вывести предупреждение об ошибке, последний параметр должен иметь значение JOptionPane.ERROR_MESSAGE, другое предупреждение - JOptionPane.WARNING_MESSAGE , вопрос - JOptionPane.QUESTION_MESSAGE. Наконец, если не требуется сопровождать вопрос иконкой на диалоговой панели, параметр должен быть JOptionPane.PLAIN_MESSAGE.
Библиотека компонентов AWT (Abstract Window Toolkit - Абстрактный Инструментарий графического Окна) является устаревшей по сравнению с библиотекой Swing, хотя сам пакет awt до сих пор является основой графики Java. В библиотеке AWT имеются практически те же компоненты, что и в Swing, но в меньшем количестве и в более примитивном варианте - с худшим дизайном и меньшей функциональностью.
Единственный компонент AWT, у которого нет прямого аналога в Swing – компонент типа Canvas – “холст для рисования”. Он обеспечивал вывод графических примитивов. Например, следующим образом:
java.awt.Graphics g=canvas1.getGraphics();
g.drawLine(10,10,100,100);
В Swing для этих целей можно рисовать по любому компоненту, например, по панели, или даже по кнопке:
java.awt.Graphics g=jPanel1.getGraphics();
g.drawLine(10,10,100,100);
g=jButton3.getGraphics();
g.drawLine(10,10,100,100);
Ещё одна категория, на которой следует остановиться, это компоненты Layout – менеджеры размещения. Разработчики Java предложили оригинальную, но очень неоднозначную идею организации расположения компонентов на форме. Вместо того, чтобы явно указывать позиции компонентов на этапе проектирования или работы программы, и использовать якоря (anchors) для привязки краёв компонентов к краям группирующего компонента, как это делается в других языках программирования, предлагается использовать тот или иной менеджер размещения. При изменении размера формы взаимное расположение компонентов будет меняться в зависимости от типа менеджера. Например, “обычное” размещение с фиксированным положением достигается с помощью размещения на форме менеджера AbsoluteLayout. В NetBeans это делается через пункт Set Layout всплывающего меню, как показано на рисунке. По умолчанию действует режим Free Design - “свободный дизайн”. Если установить менеджер размещения AbsoluteLayout, в редакторе свойств компонентов оказываются доступны свойства x и y – координаты компонентов.
Использовать якоря всё же можно, но с ограниченными возможностями и только в менеджере размещения Free Design – в других менеджерах они не работают. Для использования якоря следует щёлкнуть с помощью правой клавиши мыши по компоненту, расположенному на форме (например, кнопке), и в появившемся меню выбрать пункт Anchors. Якорь привязывает компонент к соответствующей стороне формы.
Выбор менеджера размещения
Установка привязки к краям формы – якорей
Left – привязка к левому краю формы, Right – к правому, Top- к верхнему, Bottom – к нижнему. По умолчанию менеджер сам выбирает варианты привязки, показывая их пунктирными линиями.
- Содержание
- Глава 1. Общие представления о языке Java 6
- Глава 2. Объектно-ориентированное проектирование и платформа NetBeans 26
- Глава 3. Примитивные типы данных и операторы для работы с ними 78
- Глава 4. Работа с числами в языке Java 95
- Глава 5. Управляющие конструкции 112
- Глава 6. Начальные сведения об объектном программировании 128
- Глава 7. Важнейшие объектные типы 175
- Введение
- Глава 1. Общие представления о языке Java
- 1.1. Java и другие языки программирования. Системное и прикладное программирование
- 1.2. Виртуальная Java-машина, байт-код, jit-компиляция. Категории программ, написанных на языке Java
- 1.3.Алфавит языка Java. Десятичные и шестнадцатеричные цифры и целые числа. Зарезервированные слова Алфавит языка Java
- Десятичные и шестнадцатеричные цифры и целые числа
- Зарезервированные слова языка Java
- 1.4. Управляющие последовательности. Символы Unicode. Специальные символы Управляющие последовательности
- Простые специальные символы
- Составные специальные символы
- 1.5.Идентификаторы. Переменные и типы. Примитивные и ссылочные типы
- Краткие итоги по главе 1
- Задания
- Глава 2. Объектно-ориентированное проектирование и платформа NetBeans
- 2.1.Процедурное и объектно-ориентированное программирование. Инкапсуляция
- 2.2. Работа со ссылочными переменными. Сборка мусора
- 2.3. Проекты NetBeans. Пакеты. Уровни видимости классов. Импорт классов
- 2.4. Базовые пакеты и классы Java
- 2.5. Создание в NetBeans простейшего приложения Java
- 2.6. Компиляция файлов проекта и запуск приложения
- 2.7. Структура проекта NetBeans
- 2.8. Создание в NetBeans приложения Java с графическим интерфейсом
- 2.9. Редактор экранных форм
- 2.10. Внешний вид приложения
- 2.11. Ведение проектов
- 2.11. Редактирование меню экранной формы
- 2.12. Создание нового класса
- 2.13. Документирование исходного кода в Java
- 2.14. Основные компоненты пакетов swing и awt
- 2.15. Технологии Java и .Net
- Краткие итоги по главе 2
- Задания
- Глава 3. Примитивные типы данных и операторы для работы с ними
- 3.1.Булевский (логический) тип
- 3.2.Целые типы, переменные, константы
- 3.3.Основные операторы для работы с целочисленными величинами
- 3.4.Вещественные типы и класс Math
- 3.5.Правила явного и автоматического преобразования типа при работе с числовыми величинами
- 3.6. Оболочечные классы. Упаковка (boxing) и распаковка (unboxing)
- 3.7.Приоритет операторов
- 3.8.Типы-перечисления (enum)
- Краткие итоги по главе 3
- Задания
- Глава 4. Работа с числами в языке Java
- 4.1 Двоичное представление целых чисел Позиционные и непозиционные системы счисления
- Двоичное представление положительных целых чисел
- Двоичное представление отрицательных целых чисел. Дополнительный код
- Проблемы целочисленной машинной арифметики
- Шестнадцатеричное представление целых чисел и перевод из одной системы счисления в другую
- 4.2. Побитовые маски и сдвиги
- 4.3. Двоичное представление вещественных чисел Двоичные дроби
- Мантисса и порядок числа
- Стандарт ieee 754 представления чисел в формате с плавающей точкой*
- Краткие итоги по главе 4
- Задания
- Глава 5. Управляющие конструкции Составной оператор
- Условный оператор if
- Оператор выбора switch
- Условное выражение …?... : …
- Оператор цикла for
- Оператор цикла while – цикл с предусловием
- Оператор цикла do...While – цикл с постусловием
- Операторы прерывания continue, break, return, System.Exit
- Краткие итоги по главе 5
- Задания
- Глава 6. Начальные сведения об объектном программировании
- Наследование и полиморфизм. Uml-диаграммы
- Функции. Модификаторы. Передача примитивных типов в функции
- Локальные и глобальные переменные. Модификаторы доступа и правила видимости. Ссылка this
- Передача ссылочных типов в функции. Проблема изменения ссылки внутри подпрограммы
- Наследование. Суперклассы и подклассы. Переопределение методов
- Наследование и правила видимости. Зарезервированное слово super
- Статическое и динамическое связывание методов. Полиморфизм
- Базовый класс Object
- Конструкторы. Зарезервированные слова super и this. Блоки инициализации
- Удаление неиспользуемых объектов и метод finalize. Проблема деструкторов для сложно устроенных объектов
- Перегрузка методов
- Правила совместимости ссылочных типов как основа использования полиморфного кода. Приведение и проверка типов
- Рефакторинг
- Reverse engineering – построение uml-диаграмм по разработанным классам
- Краткие итоги по главе 6
- Задания
- Глава 7. Важнейшие объектные типы Массивы
- Коллекции, списки, итераторы
- Работа со строками в Java. Строки как объекты. Классы String, StringBuffer и StringBuilder
- Работа с графикой
- Исключительные ситуации Обработка исключительных ситуаций
- Иерархия исключительных ситуаций
- Объявление типа исключительной ситуации и оператор throw
- Объявление метода, который может возбуждать исключительную ситуацию. Зарезервированное слово throws
- Работа с файлами и папками
- Краткие итоги по главе 7
- Задания
- Глава 8. Наследование: проблемы и альтернативы. Интерфейсы. Композиция Проблемы множественного наследования классов. Интерфейсы
- Отличия интерфейсов от классов. Проблемы наследования интерфейсов
- Пример на использование интерфейсов
- Композиция как альтернатива множественному наследованию
- Краткие итоги по главе 8
- Задания
- Глава 9. Дополнительные элементы объектного программирования на языке Java Потоки выполнения (threads) и синхронизация
- Преимущества и проблемы при работе с потоками выполнения
- Синхронизация по ресурсам и событиям
- Класс Thread и интерфейс Runnable. Создание и запуск потока выполнения
- Поля и методы, заданные в классе Thread
- Подключение внешних библиотек dll.“Родные” (native) методы*
- Краткие итоги по главе 9
- Задания
- Глава 10. Введение в сетевое программирование Краткая справка по языку html
- Апплеты
- Сервлеты
- Технология jsp – Java Server Pages
- Краткие итоги по главе 10
- Задания
- Глава 11. Встроенные классы Виды встроенных классов
- Вложенные (nested) классы и интерфейсы
- Внутренние (inner) классы
- Локальные (local) классы
- Анонимные (anonimous) классы и обработчики событий
- Анонимные (anonimous) классы и слушатели событий (listeners)
- Краткие итоги по главе 11
- Задания
- Глава 12. Компонентное программирование Компонентная архитектура JavaBeans
- Мастер создания компонента в NetBeans
- Пример создания компонента в NetBeans – панель с заголовком
- Добавление в компонент новых свойств
- Добавление в компонент новых событий
- Краткие итоги по главе 12
- Задания
- Литература
- Дополнительная литература
- 276 Курс подготовлен при поддержке Sun Microsystems