3.4.Вещественные типы и класс Math
Тип | Размер | Диапазон | Описание |
float | 4 байта (32 бит) | 1.5*10-45..3.4*1038 | “Одинарная” точность, 7-8 значащих десятичных цифр мантиссы. Тип real*4 стандарта IEEE754 |
double
| 8 байт (64 бит) | 5*10-324..1.7*10308 | “Двойная” точность, 15..16 значащих цифр мантиссы. Тип real*8 стандарта IEEE754 |
Оператор | Название | Пример | Примечание |
+ | Оператор сложения | x+y | В случае, когда операнды x и y имеют разные типы, действуют правила автоматического преобразования типов. |
– | Оператор вычитания | x-y | |
* | Оператор умножения | x*y | |
/ | Оператор деления | x/y | Результат является вещественным. В случае, когда операнды x и y имеют разные типы, действуют правила автоматического преобразования типов. |
% | Оператор остатка от целочисленного деления | x%y | Возвращается остаток от целочисленного деления x на y. В случае, когда операнды x и y имеют разные типы, действуют правила автоматического преобразования типов. |
Оператор | Название | Пример | Примечание |
= | Оператор присваивания | v=x | Сначала вычисляется выражение x, после чего полученный результат копируется в ячейку v |
++ | Оператор инкремента (увеличения на 1) | v++ ++v | эквивалентно v=v+1 |
-- | Оператор декремента (уменьшения на 1) | v-- --v | эквивалентно v=v-1 |
+= |
| v+=x | эквивалентно v=v+x |
-= |
| v-=x | эквивалентно v=v-x |
*= |
| v*=x | эквивалентно v=v*x |
/= |
| v/=x | эквивалентно v=v/x |
%= |
| v%=x | эквивалентно v=v%x |
Математические функции, а также константы “пи” (Math.PI) и “е” (Math.E ) заданы в классе Math, находящемся в пакете java.lang .
Для того, чтобы их использовать, надо указывать имя функции или константы, квалифицированное впереди именем класса Math.
Например, возможны вызовы Math.PI или Math.sin(x). При этом имя пакета java.lang указывать не надо – он импортируется автоматически. К сожалению, использовать математические функции без квалификатора Math, не получается, так как это методы класса.
Константы в классе Math заданы так:
public static final double E = 2.7182818284590452354;
public static final double PI = 3.14159265358979323846;
Модификатор static означает, что это переменная класса; final означает, что в классе-наследнике переопределять это значение нельзя.
В приведённой ниже таблицы величины x, y, angdeg, angrad имеют тип double, величина a – тип float, величины m, n – целые типов long или int. Математические функции возвращают значения типа double, если примечании не указано иное.
Оператор класса Math | Примечание |
Тригонометрические и обратные тригонометрические функции | |
sin(x) | sin(x) - синус |
cos(x) | cos(x) - косинус |
tan(x) | tg(x) - тангенс |
asin(x) | arcsin(x) - арксинус |
acos(x) | arccos(x) - арккосинус |
atan(x) | arctg(x) - арктангенс |
atan2(y, x) | Возвращает угол, соответствующий точке с координатами x,y, лежащий в пределах . |
toRadians(angdeg) | angdeg / 180.0 * PI; - перевод углов из градусов в радианы. |
toDegrees(angrad) | angrad * 180.0 / PI; - перевод углов из радиан в градусы. |
Степени, экспоненты, логарифмы | |
exp(x) | ex - экспонента |
expm1(x) | ex-1. При x, близком к 0, даёт гораздо более точные значения, чем exp(x)-1 |
log(x) | ln(x) – натуральный логарифм. |
log10(x) | log10(x) – десятичный логарифм. |
log1p(x) | ln(1+x). При x, близком к 0, даёт гораздо более точные значения, чем log(1+x) |
sqrt(x) | - квадратный корень |
cbrt(x) | - кубический корень |
hypot(x,y) | - вычисление длины гипотенузы по двум катетам |
pow(x, y) | xy – возведение x в степень y |
sinh(x) | sh(x)= – гиперболический синус |
cosh(x) | ch(x)= – гиперболический косинус |
tanh(x) | th(x)= – гиперболический тангенс |
Модуль, знак, минимальное, максимальное число | |
abs(m) abs(x) | Абсолютное значение числа. Аргумент типа int, long, float или double. Результат того же типа, что аргумент. |
signum(a) signum(x) | Знак числа. Аргумент типа float или double. Результат того же типа, что аргумент. |
min(m,n) min(x,y) | Минимальное из двух чисел. Аргументы одного типа. Возможны типы: int, long, float, double. Результат того же типа, что аргумент. |
max(m,n) max(x,y) | Максимальное из двух чисел. Аргументы одного типа. Возможны типы: int, long, float, double. Результат того же типа, что аргумент. |
Округления | |
ceil(x) | Ближайшее к x целое, большее или равное x |
floor(x) | Ближайшее к x целое, меньшее или равное x |
round(a) round(x) | Ближайшее к x целое. Аргумент типа float или double. Результат типа long, если аргумент double, и типа int – если float. То же, что (int)floor(x + 0.5). |
rint(x) | Ближайшее к x целое. |
ulp(a) ulp(x) | Расстояние до ближайшего большего чем аргумент значения того же типа (“дискретность” изменения чисел в формате с плавающей точкой вблизи данного значения). Аргумент типа float или double. Результат того же типа, что аргумент. |
Случайное число, остаток | |
random() | Псевдослучайное число в диапазоне от 0.0 до 1.0. При этом 0 ≤ Math.random() < 1. |
IEEEremainder(x,y) | Остаток от целочисленного деления x/y, то есть x-y*n, где n – результат целочисленного деления |
Также имеются методы оболочечных классов Float и Double, обеспечивающие преобразование строкового представления числа в значение типа Float или Double:
Float.parseFloat(строка)
Double.parseDouble(строка)
Например, если в экранной форме имеются текстовые пункты ввода jTextField1 и jTextField2, преобразование введённого в них текста в числа может проводиться таким образом:
float f1= Float.parseFloat(jTextField1.getText());
double d1= Double.parseDouble(jTextField2.getText());
Иногда вместо класса Math ошибочно пытаются использовать пакет java.math, в котором содержатся классы BigDecimal, BigInteger, MathContext, RoundingMode. Класс BigDecimal обеспечивает работу с десятичными числами с произвольным числом значащих цифр – в том числе с произвольным числом цифр после десятичной точки. Класс BigInteger обеспечивает работу с целыми числами произвольной длины. Классы MathContext и RoundingMode являются вспомогательными, обеспечивающими настройки для работы с некоторыми методами классов BigDecimal и BigInteger.
- Содержание
- Глава 1. Общие представления о языке Java 6
- Глава 2. Объектно-ориентированное проектирование и платформа NetBeans 26
- Глава 3. Примитивные типы данных и операторы для работы с ними 78
- Глава 4. Работа с числами в языке Java 95
- Глава 5. Управляющие конструкции 112
- Глава 6. Начальные сведения об объектном программировании 128
- Глава 7. Важнейшие объектные типы 175
- Введение
- Глава 1. Общие представления о языке Java
- 1.1. Java и другие языки программирования. Системное и прикладное программирование
- 1.2. Виртуальная Java-машина, байт-код, jit-компиляция. Категории программ, написанных на языке Java
- 1.3.Алфавит языка Java. Десятичные и шестнадцатеричные цифры и целые числа. Зарезервированные слова Алфавит языка Java
- Десятичные и шестнадцатеричные цифры и целые числа
- Зарезервированные слова языка Java
- 1.4. Управляющие последовательности. Символы Unicode. Специальные символы Управляющие последовательности
- Простые специальные символы
- Составные специальные символы
- 1.5.Идентификаторы. Переменные и типы. Примитивные и ссылочные типы
- Краткие итоги по главе 1
- Задания
- Глава 2. Объектно-ориентированное проектирование и платформа NetBeans
- 2.1.Процедурное и объектно-ориентированное программирование. Инкапсуляция
- 2.2. Работа со ссылочными переменными. Сборка мусора
- 2.3. Проекты NetBeans. Пакеты. Уровни видимости классов. Импорт классов
- 2.4. Базовые пакеты и классы Java
- 2.5. Создание в NetBeans простейшего приложения Java
- 2.6. Компиляция файлов проекта и запуск приложения
- 2.7. Структура проекта NetBeans
- 2.8. Создание в NetBeans приложения Java с графическим интерфейсом
- 2.9. Редактор экранных форм
- 2.10. Внешний вид приложения
- 2.11. Ведение проектов
- 2.11. Редактирование меню экранной формы
- 2.12. Создание нового класса
- 2.13. Документирование исходного кода в Java
- 2.14. Основные компоненты пакетов swing и awt
- 2.15. Технологии Java и .Net
- Краткие итоги по главе 2
- Задания
- Глава 3. Примитивные типы данных и операторы для работы с ними
- 3.1.Булевский (логический) тип
- 3.2.Целые типы, переменные, константы
- 3.3.Основные операторы для работы с целочисленными величинами
- 3.4.Вещественные типы и класс Math
- 3.5.Правила явного и автоматического преобразования типа при работе с числовыми величинами
- 3.6. Оболочечные классы. Упаковка (boxing) и распаковка (unboxing)
- 3.7.Приоритет операторов
- 3.8.Типы-перечисления (enum)
- Краткие итоги по главе 3
- Задания
- Глава 4. Работа с числами в языке Java
- 4.1 Двоичное представление целых чисел Позиционные и непозиционные системы счисления
- Двоичное представление положительных целых чисел
- Двоичное представление отрицательных целых чисел. Дополнительный код
- Проблемы целочисленной машинной арифметики
- Шестнадцатеричное представление целых чисел и перевод из одной системы счисления в другую
- 4.2. Побитовые маски и сдвиги
- 4.3. Двоичное представление вещественных чисел Двоичные дроби
- Мантисса и порядок числа
- Стандарт ieee 754 представления чисел в формате с плавающей точкой*
- Краткие итоги по главе 4
- Задания
- Глава 5. Управляющие конструкции Составной оператор
- Условный оператор if
- Оператор выбора switch
- Условное выражение …?... : …
- Оператор цикла for
- Оператор цикла while – цикл с предусловием
- Оператор цикла do...While – цикл с постусловием
- Операторы прерывания continue, break, return, System.Exit
- Краткие итоги по главе 5
- Задания
- Глава 6. Начальные сведения об объектном программировании
- Наследование и полиморфизм. Uml-диаграммы
- Функции. Модификаторы. Передача примитивных типов в функции
- Локальные и глобальные переменные. Модификаторы доступа и правила видимости. Ссылка this
- Передача ссылочных типов в функции. Проблема изменения ссылки внутри подпрограммы
- Наследование. Суперклассы и подклассы. Переопределение методов
- Наследование и правила видимости. Зарезервированное слово super
- Статическое и динамическое связывание методов. Полиморфизм
- Базовый класс Object
- Конструкторы. Зарезервированные слова super и this. Блоки инициализации
- Удаление неиспользуемых объектов и метод finalize. Проблема деструкторов для сложно устроенных объектов
- Перегрузка методов
- Правила совместимости ссылочных типов как основа использования полиморфного кода. Приведение и проверка типов
- Рефакторинг
- Reverse engineering – построение uml-диаграмм по разработанным классам
- Краткие итоги по главе 6
- Задания
- Глава 7. Важнейшие объектные типы Массивы
- Коллекции, списки, итераторы
- Работа со строками в Java. Строки как объекты. Классы String, StringBuffer и StringBuilder
- Работа с графикой
- Исключительные ситуации Обработка исключительных ситуаций
- Иерархия исключительных ситуаций
- Объявление типа исключительной ситуации и оператор throw
- Объявление метода, который может возбуждать исключительную ситуацию. Зарезервированное слово throws
- Работа с файлами и папками
- Краткие итоги по главе 7
- Задания
- Глава 8. Наследование: проблемы и альтернативы. Интерфейсы. Композиция Проблемы множественного наследования классов. Интерфейсы
- Отличия интерфейсов от классов. Проблемы наследования интерфейсов
- Пример на использование интерфейсов
- Композиция как альтернатива множественному наследованию
- Краткие итоги по главе 8
- Задания
- Глава 9. Дополнительные элементы объектного программирования на языке Java Потоки выполнения (threads) и синхронизация
- Преимущества и проблемы при работе с потоками выполнения
- Синхронизация по ресурсам и событиям
- Класс Thread и интерфейс Runnable. Создание и запуск потока выполнения
- Поля и методы, заданные в классе Thread
- Подключение внешних библиотек dll.“Родные” (native) методы*
- Краткие итоги по главе 9
- Задания
- Глава 10. Введение в сетевое программирование Краткая справка по языку html
- Апплеты
- Сервлеты
- Технология jsp – Java Server Pages
- Краткие итоги по главе 10
- Задания
- Глава 11. Встроенные классы Виды встроенных классов
- Вложенные (nested) классы и интерфейсы
- Внутренние (inner) классы
- Локальные (local) классы
- Анонимные (anonimous) классы и обработчики событий
- Анонимные (anonimous) классы и слушатели событий (listeners)
- Краткие итоги по главе 11
- Задания
- Глава 12. Компонентное программирование Компонентная архитектура JavaBeans
- Мастер создания компонента в NetBeans
- Пример создания компонента в NetBeans – панель с заголовком
- Добавление в компонент новых свойств
- Добавление в компонент новых событий
- Краткие итоги по главе 12
- Задания
- Литература
- Дополнительная литература
- 276 Курс подготовлен при поддержке Sun Microsystems