Условный оператор if
У условного оператора if имеется две формы: if и if- else.
По-английски if означает “если”, else - “в противном случае”. Таким образом, эти операторы могут быть переведены как “если…то…” и “если…то…в противном случае…”.
Первая форма:
if(условие)
оператор1;
Если условие равно true, выполняется оператор1. Если же условие==false, в операторе не выполняется никаких действий.
Вторая форма:
if(условие)
оператор1;
else
оператор2;
В этом варианте оператора if если условие==false, то выполняется оператор2.
Обратите особое внимание на форматирование текста. Не располагайте все части оператора if на одной строке – это характерно для новичков!
Пример:
if(a<b)
a=a+1;
else if(a==b)
a=a+1;
else{
a=a+1;
b=b+1;
};
Из этого правила имеется исключение: если подряд идёт большое количество операторов if, умещающихся в одну строку, для повышения читаемости программ бывает целесообразно не переносить другие части операторов на отдельные строки.
Надо отметить, что в операторе if в области выполнения, которая следует после условия, а также в области else, должен стоять только один оператор, а не последовательность операторов. Поэтому запись оператора в виде
if(условие)
оператор1;
оператор2;
else
оператор3;
недопустима. В таких случаях применяют составной оператор, ограниченный фигурными скобками. Между ними, как мы знаем, может стоять произвольное число операторов:
if(условие){
оператор1;
оператор2;
}
else
оператор3;
Если же мы напишем
if(условие)
оператор1;
else
оператор2;
оператор3;
- никакой диагностики ошибки компилятор не выдаст! Оператор3 в этом случае никакого отношения к условию else иметь не будет – подобное форматирование текста будет подталкивать к логической ошибке. При следующем форматировании текста программы, эквивалентному предыдущему при компиляции, уже более очевидно, что оператор3 не относится к части else:
if(условие)
оператор1;
else
оператор2;
оператор3;
Для того, чтобы оператор3 относился к части else, следует использовать составной оператор:
if(условие)
оператор1;
else{
оператор2;
оператор3;
};
В случае последовательности операторов типа:
if(условие1)if(условие2)оператор1 else оператор2;
имеющийся else относится к последнему if, поэтому лучше отформатировать текст так:
if(условие1)
if(условие2)
оператор1;
else
оператор2;
Таким образом, если писать соответствующие if и else друг под другом, логика работы программы становится очевидной.
Пример неправильного стиля оформления:
if(условие1)
if(условие2)
оператор1;
else
оператор2;
Этот стиль подталкивает к логической ошибке при чтении программы. Человек, читающий такую программу (как и тот, кто её писал), будет полагать, что оператор2 выполняется, если условие1==false, так как кажется, что он относится к первому if, а не ко второму. Надо отметить, что сама возможность такой ошибки связана с непродуманностью синтаксиса языка Java. Для правильной работы требуется переписать этот фрагмент в виде
if(условие1){
if(условие2)
оператор1;
};
else оператор2;
Чтобы избегать такого рода проблем, используйте опцию Reformat code (“переформатировать код”) из всплывающего меню, вызываемого в исходном коде щелчком правой кнопки мыши.
Типичной является ситуация с забытым объединением последовательности операторов в составной с помощью фигурных скобок. Например, пишут
if(условие)
оператор1;
оператор2;
вместо
if(условие)
{оператор1;
оператор2;
};
Причём такую ошибку время от времени допускают даже опытные программисты. Reformat code не помогает – обычно эта команда вызывается после того, как программист далеко ушёл от проблемного места, и перенос оператора под начало “if” не замечает. Для того, чтобы гарантированно избежать такой ошибки, следует ВСЕГДА ставить фигурные скобки в тех местах операторов Java, где по синтаксису может стоять только один оператор. Конечно, было бы лучше, чтобы разработчики Java предусмотрели такую конструкцию как часть синтаксиса языка. Возможно, в среде NetBeans в дальнейшем будет сделана возможность в опциях редактора делать установку, позволяющую автоматически создавать эти скобки. Точно так же, как автоматически создаётся закрывающая круглая скобка в операторе if после того как вы набираете if( .
Следует отметить разные правила использования точки с запятой при наличии части else в случае использования фигурных скобок и без них:
if(i==0)
i++;
else
i--;
Во втором случае после скобок (перед else) точка с запятой не ставится:
if(i==0){
i++;
}
else{
i--;
};
Неприятной проблемой, унаследованной в Java от языка C, является возможность использования оператора присваивания “=” вместо оператора сравнения “==”. Например, если мы используем булевские переменные b1 и b2, и вместо
if(b1==b2)
i=1;
else
i=2;
напишем
if(b1=b2)
i=1;
else
i=2;
никакой диагностики ошибки выдано не будет. Дело в том, что по правилам C и Java любое присваивание рассматривается как функция, возвращающая в качестве результата присваиваемое значение. Поэтому присваивание b1=b2 возвратит значение, хранящееся в переменной b2. В результате оператор будет работать, но совсем не так, как ожидалось. Более того, будет испорчено значение, хранящееся в переменной b1.
Проблемы с ошибочным написанием “=” вместо “==” в Java гораздо менее типичны, чем в C/C++, поскольку они возникают только при сравнении булевской переменной с булевским значением. Если же оператор “=” ставится вместо “==” при сравнении числовой переменной, происходит диагностика ошибки, так как такое присваивание должно возвращать число, а не булевское значение. Жёсткая типизация Java обеспечивает повышение надёжности программ.
- Содержание
- Глава 1. Общие представления о языке Java 6
- Глава 2. Объектно-ориентированное проектирование и платформа NetBeans 26
- Глава 3. Примитивные типы данных и операторы для работы с ними 78
- Глава 4. Работа с числами в языке Java 95
- Глава 5. Управляющие конструкции 112
- Глава 6. Начальные сведения об объектном программировании 128
- Глава 7. Важнейшие объектные типы 175
- Введение
- Глава 1. Общие представления о языке Java
- 1.1. Java и другие языки программирования. Системное и прикладное программирование
- 1.2. Виртуальная Java-машина, байт-код, jit-компиляция. Категории программ, написанных на языке Java
- 1.3.Алфавит языка Java. Десятичные и шестнадцатеричные цифры и целые числа. Зарезервированные слова Алфавит языка Java
- Десятичные и шестнадцатеричные цифры и целые числа
- Зарезервированные слова языка Java
- 1.4. Управляющие последовательности. Символы Unicode. Специальные символы Управляющие последовательности
- Простые специальные символы
- Составные специальные символы
- 1.5.Идентификаторы. Переменные и типы. Примитивные и ссылочные типы
- Краткие итоги по главе 1
- Задания
- Глава 2. Объектно-ориентированное проектирование и платформа NetBeans
- 2.1.Процедурное и объектно-ориентированное программирование. Инкапсуляция
- 2.2. Работа со ссылочными переменными. Сборка мусора
- 2.3. Проекты NetBeans. Пакеты. Уровни видимости классов. Импорт классов
- 2.4. Базовые пакеты и классы Java
- 2.5. Создание в NetBeans простейшего приложения Java
- 2.6. Компиляция файлов проекта и запуск приложения
- 2.7. Структура проекта NetBeans
- 2.8. Создание в NetBeans приложения Java с графическим интерфейсом
- 2.9. Редактор экранных форм
- 2.10. Внешний вид приложения
- 2.11. Ведение проектов
- 2.11. Редактирование меню экранной формы
- 2.12. Создание нового класса
- 2.13. Документирование исходного кода в Java
- 2.14. Основные компоненты пакетов swing и awt
- 2.15. Технологии Java и .Net
- Краткие итоги по главе 2
- Задания
- Глава 3. Примитивные типы данных и операторы для работы с ними
- 3.1.Булевский (логический) тип
- 3.2.Целые типы, переменные, константы
- 3.3.Основные операторы для работы с целочисленными величинами
- 3.4.Вещественные типы и класс Math
- 3.5.Правила явного и автоматического преобразования типа при работе с числовыми величинами
- 3.6. Оболочечные классы. Упаковка (boxing) и распаковка (unboxing)
- 3.7.Приоритет операторов
- 3.8.Типы-перечисления (enum)
- Краткие итоги по главе 3
- Задания
- Глава 4. Работа с числами в языке Java
- 4.1 Двоичное представление целых чисел Позиционные и непозиционные системы счисления
- Двоичное представление положительных целых чисел
- Двоичное представление отрицательных целых чисел. Дополнительный код
- Проблемы целочисленной машинной арифметики
- Шестнадцатеричное представление целых чисел и перевод из одной системы счисления в другую
- 4.2. Побитовые маски и сдвиги
- 4.3. Двоичное представление вещественных чисел Двоичные дроби
- Мантисса и порядок числа
- Стандарт ieee 754 представления чисел в формате с плавающей точкой*
- Краткие итоги по главе 4
- Задания
- Глава 5. Управляющие конструкции Составной оператор
- Условный оператор if
- Оператор выбора switch
- Условное выражение …?... : …
- Оператор цикла for
- Оператор цикла while – цикл с предусловием
- Оператор цикла do...While – цикл с постусловием
- Операторы прерывания continue, break, return, System.Exit
- Краткие итоги по главе 5
- Задания
- Глава 6. Начальные сведения об объектном программировании
- Наследование и полиморфизм. Uml-диаграммы
- Функции. Модификаторы. Передача примитивных типов в функции
- Локальные и глобальные переменные. Модификаторы доступа и правила видимости. Ссылка this
- Передача ссылочных типов в функции. Проблема изменения ссылки внутри подпрограммы
- Наследование. Суперклассы и подклассы. Переопределение методов
- Наследование и правила видимости. Зарезервированное слово super
- Статическое и динамическое связывание методов. Полиморфизм
- Базовый класс Object
- Конструкторы. Зарезервированные слова super и this. Блоки инициализации
- Удаление неиспользуемых объектов и метод finalize. Проблема деструкторов для сложно устроенных объектов
- Перегрузка методов
- Правила совместимости ссылочных типов как основа использования полиморфного кода. Приведение и проверка типов
- Рефакторинг
- Reverse engineering – построение uml-диаграмм по разработанным классам
- Краткие итоги по главе 6
- Задания
- Глава 7. Важнейшие объектные типы Массивы
- Коллекции, списки, итераторы
- Работа со строками в Java. Строки как объекты. Классы String, StringBuffer и StringBuilder
- Работа с графикой
- Исключительные ситуации Обработка исключительных ситуаций
- Иерархия исключительных ситуаций
- Объявление типа исключительной ситуации и оператор throw
- Объявление метода, который может возбуждать исключительную ситуацию. Зарезервированное слово throws
- Работа с файлами и папками
- Краткие итоги по главе 7
- Задания
- Глава 8. Наследование: проблемы и альтернативы. Интерфейсы. Композиция Проблемы множественного наследования классов. Интерфейсы
- Отличия интерфейсов от классов. Проблемы наследования интерфейсов
- Пример на использование интерфейсов
- Композиция как альтернатива множественному наследованию
- Краткие итоги по главе 8
- Задания
- Глава 9. Дополнительные элементы объектного программирования на языке Java Потоки выполнения (threads) и синхронизация
- Преимущества и проблемы при работе с потоками выполнения
- Синхронизация по ресурсам и событиям
- Класс Thread и интерфейс Runnable. Создание и запуск потока выполнения
- Поля и методы, заданные в классе Thread
- Подключение внешних библиотек dll.“Родные” (native) методы*
- Краткие итоги по главе 9
- Задания
- Глава 10. Введение в сетевое программирование Краткая справка по языку html
- Апплеты
- Сервлеты
- Технология jsp – Java Server Pages
- Краткие итоги по главе 10
- Задания
- Глава 11. Встроенные классы Виды встроенных классов
- Вложенные (nested) классы и интерфейсы
- Внутренние (inner) классы
- Локальные (local) классы
- Анонимные (anonimous) классы и обработчики событий
- Анонимные (anonimous) классы и слушатели событий (listeners)
- Краткие итоги по главе 11
- Задания
- Глава 12. Компонентное программирование Компонентная архитектура JavaBeans
- Мастер создания компонента в NetBeans
- Пример создания компонента в NetBeans – панель с заголовком
- Добавление в компонент новых свойств
- Добавление в компонент новых событий
- Краткие итоги по главе 12
- Задания
- Литература
- Дополнительная литература
- 276 Курс подготовлен при поддержке Sun Microsystems