6.3 Экспертные системы
ИС управления предназначены для удовлетворения информационных потребностей сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Эти системы необходимы для того, чтобы увидеть тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. ИС управления связаны с решением таких задач:
-сравнение текущих показателей с прошлыми;
-оценка планируемого состояния объекта;
-оценка отклонений от планируемого состояния;
-анализ возможных решений и действий;
- создание различных видов отчетов и т.п.
Экспертная система (ЭС) - система, предназначенная для решения плохо формализуемых задач, для задач, у которых отсутствует алгоритм решения и для задач, алгоритм решения которых обладает достаточно большой размерностью. Это система, в которую заложен опыт специалистов в заданной предметной области. Система представлена знаниями, которые сформулированы на естественном языке или легко взаимодействуют с естественным языком и реализована с помощью правил.
ЭС – это класс информационных систем, ориентированный на тиражирование опыта высококвалифицированных специалистов.
Основная идея использования экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда проблема возникла. ЭС дают советы, проводят анализ, дают консультации, прогнозируют.
Преимущества ЭС перед человеком – экспертом
У ЭС нет предубеждений и они не делают поспешных выводов.
ЭС работают систематизировано, рассматривая все детали, часто выбирая наилучшую альтернативу из всех возможных.
База знаний очень велика. В базе знаний знания сохраняются навсегда. Человек же имеет ограниченную базу знаний, и если данные долгое время не используются, то они забываются и навсегда теряются.
ЭС не заменяют специалиста, но являются инструментом в его руках.
Экспертные системы – это системы, призванные эффективно заменить человека – эксперта в конкретных и узких областях. Компонентами ЭС служат диалоговый процессор взаимодействия с пользователем, БД, БД, механизм логического вывода. К ним добавляют средства для извлечения знаний и объяснений действий системы.
ЭС и СППР внешне выглядят одинаково. Однако у них разные цели: СППР призвана помочь ЛПР в решении поставленной проблемы, а ЭС – заменить человека-эксперта при решении проблемы.
Отличие ЭС от других программных продуктов:
ЭС манипулируют знаниями, тогда как любые другие системы — данными
ЭС дают эффективные оптимальные решения и способны иногда ошибаться, но в отличие от традиционных компьютерных систем они имеют потенциальную способность учиться на своих ошибках
ЭС предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности
ЭС способна пояснять свои рассуждения в процессе получения решения
Фундаментом экспертной системы является база знаний, которая составляется на основе экспертных знаний специалистов. ЭС способна накапливать и организовывать знания в организации. В любой момент времени в системе существуют три типа знаний:
Структурированные знания - статические знания о предметной области. После того как эти знания выявлены, они уже не изменяются.
Структурированные динамические знания - изменяемые знания о предметной области. Они обновляются по мере выявления новой информации.
Рабочие знания - знания, применяемые для решения конкретной задачи или проведения консультации.
Участники разработки и создания экспертных систем
Эксперт - специалист, имеющий репутацию человека, умеющего находить правильные решения в конкретной предметной области.
Инженер знаний – ИТ-специалист, имеющий познания в области искусственного интеллекта и знающий, как надо строить экспертные системы.
Программист – специалист, имеющий опыт в разработке и внедрении программных средств и Информационных систем и технологий.
Различают два вида экспертных систем:
1) статические - оценивается информация на основе постоянных и неизменных данных в базе данных и правил в базе знаний (знания могут добавляться, но не в процессе функционирования ЭС).
2) динамические - ориентированы на работу с постоянно меняющейся информацией в информационной базе и в базе знаний системы (компонентом базы знаний является база данных).
Области применения экспертных систем:
Прогнозирование
Обучение
Планирование
Консультирование
Контроль и управление
Диагностика
Мониторинг
Обработка данных
Торговля
Примеры
ЭС, которые выполняют диагностирование оборудования и устанавливают причины его неисправности, используя описание ситуаций и особенности поведения компонентов в этом оборудовании.
ЭС, которые обучая студента, помогают ему отыскать ошибку или неисправность. Это обучение профессиям.
ЭС, осуществляющие управление, руководят поведением системы в целом. Это управление системы, осуществляющие контроль за состоянием больных в реанимации. Это Системы управление производством, логистические системы.
ЭС, выполняющие наблюдение, сравнивают действительное поведение системы с поведение, которое должно быть, т.е. ожидается. Это слежение за показаниями приборов в ядерных реакторах.
ЭС, которые интерпретируют показания приборов на химическом объекте для определения состояния протекания процессов.
Недостатки ЭС
Малая приспособляемость к обучению новым правилам и концепциям, к творчеству и изобретательству.
Использование ЭС позволяет отказаться от высококвалифицированных специалистов, но предполагает оставить в системе место эксперту с более низкой квалификацией.
ЭС уязвимы в распознавании границ своих возможностей
Значительные трудозатраты и финансовые затраты, необходимые для проектирования ЭС и для пополнения базы знаний.
Этапы разработки ЭС
- «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)» Кафедра _Прикладной информатики в экономике__ (наименование кафедры)
- Тема 1. Информационные технологии в современной деятельности организации 4
- 1.2 Понятие информационных систем и технологий
- 1.3 Тенденции развития современной бизнес-среды
- 1. Появление новых и развитие существующих бизнес-моделей.
- 2. Повсеместное использование информационных технологий и усиление роли информационной системы в организации.
- 3. Изменение форм конкуренции.
- 4. Глобализация бизнеса.
- 5. Возрастание роли инноваций.
- 7. Новая роль руководителя информационной службы.
- 8. Возрастание влияния знаний и умений персонала на успех компании.
- 1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий
- Типы Бизнес-моделей:
- Тема 2. Технологии информационного обслуживания деятельности предприятия
- 2.1 Понятие управления экономическими объектами
- 2.2 Моделирование бизнес-процессов
- 2.3 Оптимизация, реинжиниринг и управление бизнес-процессами
- 2.4 Функциональный и Процессный подход в управлении
- Тема 3. Информационные технологии документального обеспечения управленческой деятельности
- 3.1 Экономическая информация и средства ее описания
- Структура экономической информации
- Классификация экономической информации
- Носители экономической информации
- Основные способы обработки экономической информации
- 3.2 Электронный документ и электронная подпись
- 3.3 Системы электронного документооборота
- Тема 4. Информационные системы управления организацией
- 4.1 Корпоративная информационная система
- 4.2 Mrp системы
- 4.3 Mrp II системы
- 4.4 Erp системы
- 4.5 Crm системы
- 4.6 Srm системы
- Тема 5. Аналитические и управленческие информационные технологии и системы
- 5.1 Базы данных и хранилища данных
- В Хранилище данных могут производиться следующие операции с данными:
- Проблема хранения исходной информации компании
- 5.2 Облачные вычисления
- 5.3 Многомерный анализ данных на основе olap
- 5.4 Технология Data Mining
- 5.5. Business Intelligence (bi)
- Тема 6. Информационные технологии принятия управленческого решения
- 6.1 Процесс принятия решений
- Задачи принятия решения
- 6.2 Системы поддержки принятия решений (сппр)
- 6.3 Экспертные системы
- 1. Приобретение знаний.
- 2. Представление знаний. Формализация знаний о проблемной области
- 3. Реализация