logo
Методичка ТСиСА

Пример выполнения задания

Предлагаемый пример основан на предметной области, описанной в лабораторной работе №1.

Классификация.

1. Система является открытой, т.к. в её структуре чётко прослеживается активное взаимодействие с внешней средой и другими системами.

2. Система является сложной и относится к типу социальных систем. Сложность системы объясняется её уникальностью, целенаправленностью и относительно слабой предсказуемостью.

3. По степени организованности система относится к классу самоорганизующихся систем. Отнесение к этому классу вызвано наличием ряда особенностей:

- в рассматриваемой системе присутствует неоднозначность использования понятий (например, цели и средства чётко различимы);

- присутствует способность и стремление к целеобразованию, причём глобальные цели формируются извне, а локальные – внутри системы;

- существует способность вырабатывать варианты поведения и изменять свою структуру, сохраняя при этом целостность и основные свойства;

- система способна противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям, обусловленная наличием активных элементов;

- есть способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды;

- уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях благодаря наличию активных элементов и предельных возможностей, определяемых ресурсами;

4. Рассматриваемая система является целенаправленной, причём цели формируются как извне, так и изнутри.

Закономерности.

1. Закономерность целостности проявляется в рассматриваемой системе в том, что все компоненты системы, объединившись, приобретают дополнительную функциональность. Система приобретает функции детского сада. По отдельности же элементы системы такой функцией не обладают.

2. Закономерность коммуникативности проявляется в том, что система активно взаимодействует с внешней и внутренней средой.

3. Закономерность иерархичности в рассматриваемой системе чётко прослеживается на этапе стратификации. В системе присутствуют подсистемы (например, мед. обеспечение, подсистема питания), элементы (например, няни, воспитатели, дети).

4. Закономерность историчности следует понимать как периоды становления и развития системы (детского сада), её возможные расцветы, упадки и гибель.

5. Закономерность самоорганизации проявляется в том, что в случае изменения каких либо условий существования системы, она может перестроиться и изменив собственную структуру. Добавить, удалить или поменять собственные элементы и подсистемы, тем самым подстраиваясь под изменившиеся условия, сохраняя свою функциональность.

6. Закономерность эквифинальности выражается в том, что рассматриваемая система – «детский сад» достигнет определённой функциональности, а именно воспитание и уход за детьми дошкольного возраста. При этом никогда не станет школой, институтом или министерством. Т.е. существует определённый порог к которому система стремиться и если она до него не доходит или переходит, то система прекращает своё существование.