Пример выполнения задания
В предыдущей лабораторной работе были выделены три варианта (альтернативы) по повышению конкурентоспособности детского сада. В условиях ограниченных ресурсов необходимо выбрать только одну из них.
Обозначим альтернативы «обучение иностранным языкам» - А1, «индивидуальный подход в воспитании» - А2, «дополнительные возможности по обеспечению отдыха и развлечений» - А3.
Будем оценивать эти альтернативы по двум свойствам: стоимость внедрения в руб. обозначим a1 и срок реализации в годах – a2.
Свой-ства | Альтернативы | ||
A1 | А2 | А3 | |
A1 | 70 000 | 50 000 | 100 000 |
a2 | 1 | 3 | 2 |
Простой метод построения интегрального критерия.
Пусть на реализацию должно альтернативы может быть затрачено не более двух лет, при минимальном расходовании денежных средств.
Задача принятия оптимального решения в этом случае примет вид:
a1 → min, (обобщающий критерий)
a2 ≤ 2. (ограничение)
При таких условиях приемлемой представляется альтернатива A1.
Построение интегрального критерия на основе аддитивных преобразований
Для построения интегрального критерия на основе аддитивных преобразований по формуле (5.3), частные критерии разной размерности должны быть нормированы по формулам (5.4).
Свой-ства | Альтернативы | ||
A1 | А2 | А3 | |
a1 | 0,6 | 1 | 0 |
a2 | 1 | 0 | 0,5 |
; ; .
Исходя из этого делаем вывод, что предпочтение отдаётся альтернативе A1.
Построение обобщенного критерия методом сравнения
Пусть идеальной альтернативе соответствует вектор q(0) = [50 000, 1].
Для построения обобщённых критериев по формулам (5.5) и (5.7) частные критерии должны быть нормированы по формуле (5.4), т.к. при расчетах используются частные критерии разной размерности.
а) Обобщённый критерий в виде суммы абсолютных отклонений от идеальной альтернативы для частных критериев одной размерности:
; ; .
Наименьшее абсолютное отклонение от идеальной альтернативы имеет альтернатива А1. Следовательно альтернатива А1 является более привлекательной.
б) Обобщённый критерий в виде суммы относительных отклонений для частных критериев различной размерности:
; ; .
Наименьшее относительное отклонение от идеальной альтернативы имеет альтернатива А1. Следовательно альтернатива А1 является более привлекательной.
в) Обобщённый критерий в виде наибольшего абсолютного отклонения от идеального для частных критериев одной размерности:
; ; .
Наименьшее абсолютное отклонение от идеальной альтернативы имеет альтернатива А1. Следовательно альтернатива А1 является более привлекательной.
г) Обобщённый критерий в виде наибольшего относительного отклонения от идеального для частных критериев различной размерности:
; ; .
Наименьшее относительное отклонение от идеальной альтернативы имеет альтернатива А1. Следовательно альтернатива А1 является более привлекательной.
Несмотря на то, что применение различных методов давало разные значения степени предпочтительности той или иной альтернативы, все методы сошлись на том, что наиболее привлекательной является альтернатива А1.
- Рязанский государственный радиотехнический университет
- Лабораторная работа № 1 п остроение многоуровневых иерархических структур
- Методические указания
- 1. Страты
- 2. Слои
- 3. Эшелоны
- Контрольные вопросы и задания
- Задание к лабораторной работе
- Пример выполнения задания
- Лабораторная работа № 2 Проектирование модели информационной системы
- Контрольные вопросы и задания
- Лабораторная работа № 3 Классификация и закономерности систем
- 2. Закономерности систем.
- Контрольные вопросы и задания
- Задание к лабораторной работе
- Пример выполнения задания
- Лабораторная работа № 4 Метод решающих матриц
- Методические указания
- Контрольные вопросы и задания
- Задание к лабораторной работе
- Пример выполнения задания
- Лабораторная работа № 5 Методы построения интегрального критерия
- Методические указания
- 1. Простой метод построения интегрального критерия
- 2. Построение интегрального критерия на основе аддитивных преобразований
- 3. Построение обобщенного критерия методом сравнения
- Контрольные вопросы и задания
- Задание к лабораторной работе
- Пример выполнения задания
- Лабораторная работа № 6 Определение весовых коэффициентов интегрального критерия методами ранжирования и непосредственной оценки
- Методические указания
- 1. Метод ранжирования.
- 2. Метод непосредственной оценки.
- Контрольные вопросы и задания
- Задание к лабораторной работе
- Пример выполнения задания
- Лабораторная работа № 7 Определение весовых коэффициентов интегрального критерия методами последовательных и парных сравнений (Саати)
- Методические указания
- 1. Метод последовательных сравнений
- 2. Метод парных сравнений
- 3. Проверка достоверности полученных значений
- Контрольные вопросы и задания
- Задание к лабораторной работе
- Лабораторная работа № 8 Метод Дельфы
- Методические указания
- 1. Алгоритм реализации метода Дельфы с вычислением квартилей распределения.
- 2. Алгоритм реализации метода Дельфы с вычислением среднеквадратического отклонения
- Контрольные вопросы и задания
- Задание к лабораторной работе
- Варианты заданий к лабораторным работам Вариант 1. Заказ обедов
- Вариант 2. Участник сетевого маркетинга
- Вариант 3. Салон красоты.
- Вариант 4. Мебельный цех
- Вариант 5. Провайдер телекоммуникационных услуг.
- Вариант 6. Книжный магазин
- Вариант 7. Разработка программного обеспечения
- Вариант 8. Авиакасса
- Вариант 9. Трикотажная мастерская.
- Вариант 10. Сервисный центр
- Вариант 11. Обслуживание копировальной техники
- Вариант 12. Отделение пенсионного фонда
- Вариант 13. Мойка автомобилей.
- Вариант 14. Интернет – кафе.
- Вариант 15. Издательство журнала.
- Вариант 16. Маршрутные перевозки пассажиров.
- Вариант 17. Служба занятости города
- Вариант 18. Цветочный магазин.
- Вариант 19. Транспортная компания.
- Вариант 20. Кинотеатр.
- Вариант 21. Проектная организация.
- Содержание