Исходные положения о документах, касающихся вопросов переписки
Письмо - обобщенное название различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями в процессе осуществления их деятельности. Даже в случаях переписки между частными лицами и учреждением ее содержание касается управленческих вопросов.
Письмо - самый распространенный способ обмена информацией, оно объединяет огромную группу самых различных по содержанию документов. Письма составляют большую часть водящих и исходящих документов любого учреждения. Имеется множество разновидностей писем: сопроводительные, информационные, гарантийные, рекламные, претензионные, арбитражные, письма-подтверждения, письма-напоминания, письма-извещения, письма-просьбы и т.д. В письмах выражают поздравления пожелания, приветствия в торжественных случаях. Письма направляют в знак проявления участия и выражения соболезнования в драматических и трагических ситуациях.
Письмо оформляют на специально предназначенном для этого вида документа бланке формата А4, если текст не превышает семи строк, то используют формат А5.
Текст письма строят по схеме:
введение (приводятся мотивы составления письма, ссылки на события, факты, решения вышестоящих учреждений и другие факторы, послужившие основанием для составления письма);
доказательства (обоснование вопроса, изложенного в письме);
заключение (излагаются выводы, предлагаются решения).
В отдельных случаях письма могут содержать одну заключительную часть текста без пояснений. Письмо должно быть посвящено одному вопросу, что упрощает операции по обработке писем и ускоряет исполнение в той организации, куда они адресованы. По объему письмо не должно превышать одну машинописную страницу.
К тексту письма предъявляются требования: ясность, четкость, краткость изложения, так как цель составления и направления писем сводится, как правило, к побудительным мотивам. Текст письма должен содержать достаточно обоснованные аргументы и полную информацию, позволяющие адресату принять решение по поднятому в письме вопросу. В письмах не допускаются рассуждения, повествования, домыслы, неуместные лишние детали и общие места, так как многословие и большой объем документа не способствуют усвоению сути, основного смысла письма. Тон письма в любом случае должен быть нейтральным. В письмах не следует проявлять ярко выраженный, эмоциональный тон, придавать им личностный характер, так как письмо является официальным документом, исходит от организации, предназначено для делового общения. Служебные письма пишут в доброжелательном тоне, обязательно в вежливой форме. Недопустимо проявление грубости, иронии, насмешки, даже в тех случаях, когда речь идет о принципиальном несогласии. Категорический отказ или категорическое требование можно выразить прямо, но вежливо.
Самые общие рекомендации по составление текста служебных писем - избегать вычурности слога, оборотов ложной вежливости («не откажите в любезности», «с глубоким почтением»), уважение к адресату, внимание к затронутым вопросам, заинтересованность в совместной работе и т.п. можно выразить деепричастными оборотами: «тщательно рассмотрев Ваше предложение», «детально ознакомившись с Вашим проектом», «внимательно изучив Ваши замечания». Нейтральность тона может быть достигнута использованием деепричастных оборотов для формулировки причин принятия решений, которыми следует начинать фразу: «учитывая высказанные замечания...», «считая принципиальным положение...», «рассмотрев предложенный ассортимент...».
Убедительность служебных писем достигается использованием при их составлении сложившихся в управленческой практике языковых формулировок, стандартных оборотов и устоявшихся словосочетаний типа «Оплата гарантируется...», «В порядке обмена...», «В соответствии с предварительной договоренностью...», «В связи с проведением совместных работ...» и т.д. Деловая переписка чаще всего имеет типовое содержание, а употребление стандартных языковых формул обеспечивает точность выражения и однозначность понимания текста.
Убедительность письма зависит от умения составителей аргументировать свои просьбы, предложения, претензии, предупреждения и т.п. точно отобранными фактами, цифровыми данными. При этом письмо не должно превращаться в аналитический информационный обзор, аргументация должна быть лишь достаточной для побуждения адресата к принятию необходимого решения. Если же доказательность может быть достигнута только приведением значительного количества цифрового материала, то следует оформить его в виде таблиц и поместить в качестве приложения к письму.
В письмах-отказах не следует начинать текст с формулировки самого отказа, целесообразнее сначала изложить его причины. В таких письмах уместны формулировки: «завод не предполагает», «издательство не планирует», «институт не считает возможным», «фирма не может обеспечить», «организации не требуется» и т.д. После таких конструкций уместна просьба сообщить дополнительные факты (сведения, цифровые данные и т.п.), основываясь на которых можно в будущем вернуться к рассмотрению вопроса.
Если письмо содержит формулы вежливого обращения и заключения, то они должны соответствовать друг другу: «Уважаемый Николай Егорович!.. С уважением, начальник управления...» Заключительная формула вежливости отделяется от текста 2-3 межстрочными интервалами и печатается с абзаца.
Письма в настоящее время пересылают не только по почте, но и с использованием телеграфа, аппаратов факсимильной связи, компьютерных сетей (электронная почта).
- Рецензент доц., канд. Экон. Наук и.В. Каблашова
- Введение
- Методические указания по проведению лабораторных работ Общие положения
- Общие методические указания к выполнению лабораторных работ
- Создание текста на компьютере
- 1.2. Набор текста на компьютере
- 1.3. Использование формуляра-образца при создании конкретных документов
- А) угловой бланк; б) продольный бланк
- 1.4. Вопросы для входного контроля
- Лабораторная работа № 1 разработка документов личного происхождения
- 1. Исходные положения о документах личного происхождения
- Исходная информация для пк
- Заявление
- Заявление о приме на работу
- Автобиография
- Расписка
- Доверенность (личная)
- Приглашение
- Объяснительная записка
- 3. Оборудование и техническое оснащение лабораторной работы
- 4. Порядок выполнения лабораторной работы
- 5. Оформление лабораторной работы
- 6. Рекомендации преподавателям
- Вопросы для самопроверки
- Исходные положения о документах, касающихся вопросов переписки
- 1.1. Рекомендации к написанию деловых и коммерческих писем
- 1.1.1. Информативность и убедительность
- 1.1.2.Основные требования к тексту деловой переписки
- 1.1.3.Рекомендации по использованию цифр и слов, обозначающих количество или порядок
- 1.1.4. Сокращения как заменители слов и словосочетаний
- 1.1.5.Этикет в деловой переписке
- Исходная информация для пк
- 2.1.Структура деловых и коммерческих писем
- 2.2. Стандартные фразы и выражения деловых и коммерческих писем:
- 2.3. Краткая информация по основным видам писем
- Оборудование и техническое оснащение лабораторной работы
- Порядок выполнения лабораторной работы
- 5. Оформление лабораторной работы
- 6. Рекомендации преподавателям
- 7. Вопросы для самопроверки
- Исходные положения об организационно-распорядительных документах
- Исходная информация для пк
- 2.1. Положение
- Инструкции
- 2.4.Приказ
- 2.5. Указание
- 2.6. Распоряжение
- 2.7. Решение
- Протокол
- Оборудование и техническое оснащение лабораторной работы
- Порядок выполнения лабораторной работы
- 5. Оформление лабораторной работы
- 6.Рекомендации преподавателям
- 7. Вопросы для самопроверки
- Библиографический список
- Методические указания
- Составители
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14