2.1. Положение
Положения - нормативные акты, имеющие сводный кодификационный характер и определяющие порядок образования, компетенцию, организацию работы. Положения могут регламентировать деятельность отдельных должностных лиц. В управленческой практике создают положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых отношений по конкретным вопросам. Наиболее распространенный вид положения - документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности организации или ее структурного подразделения. Положение об организации определяет ее статус, порядок ее создания, место в системе управления, внутреннюю структуру, функции, компетенцию, обязанности, порядок реорганизации и ликвидации. В практике администрирования организаций, имеющих внутреннюю организационную структуру, положение является основным документом, предназначенным для закрепления и разграничения функций каждого структурного подразделения.
Структура текста положения и его формуляр унифицированы в УСОРД. Положение оформляют на общем бланке организации, т.е. этот документ должен содержать следующие реквизиты:
наименование организации, структурного подразделения,
название вида документа «Положение»,
дата, индекс;
отметки о согласовании;
дату и гриф утверждения;
текст.
Текст «положения» включает следующие разделы:
Общие положения.
Цели и задачи.
Функции.
Права и обязанности.
Руководство.
Взаимоотношения (служебные связи).
В разделе «Общие положения» указываются точное наименование структурного подразделения, степень его самостоятельности, подчиненность - орган управления (или должностное лицо), в распоряжении которого находится структурное подразделение. Дается перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных материалов, которыми руководствуется в своей деятельности данное структурное подразделение.
В разделе «Цели и задачи» в обобщенном виде формулируется главная цель деятельности структурного подразделения и его основные задачи.
Раздел «Функции» - основной раздел положения, он должен включать всестороннюю характеристику деятельности структурного подразделения, подробный перечень всех функций, которые должны обеспечить решение основных задач.
В разделе «Права и обязанности» перечисляются права, которыми наделяется подразделение для реализации возложенных на него задач. При изложении прав подчеркивается их соответствие Действующему законодательству, нормативно-правовым документам Правительства, вышестоящих органов управления и документам, регламентирующим деятельность данной организации.
Раздел «Руководство» содержит наименование должности Руководителя подразделения, требования к уровню образования и стажу практической работы. Должностные обязанности Руководителя не регламентируются отдельным документом (должностной инструкцией), поэтому в данном разделе обязанности руководителя выделяют отдельно, в их числе, как правило, указывают функцию координации деятельности структурного подразделения, планирование его работы, контроль за работой сотрудников, совершенствование организационной структуры, участие в разработке нормативно-методического обеспечения и др. Для разграничения прав подразделения и его руководителя в разделе устанавливают персональные права руководителя. В их числе обычно есть право устанавливать круг ответственности своих заместителей, утверждать определенные документы, издавать распоряжения по определенному кругу вопросов, назначать и освобождать от занимаемых должностей работников подразделения (или представлять документы для этих процедур), применять меры поощрения и взыскания и т.д. В этом разделе перечисляются основные позиции, по которым руководитель несет персональную ответственность за выполнение задач службы (структурного подразделения), за состояние документации, ее соответствие требованиям правовых и нормативных документов, достоверность информации, ее утечку, организацию работы службы, работу с кадрами, а также за невыполнение задач, возложенных на руководителя данным Положением.
В разделе «Взаимоотношения с другими подразделениями» определяются взаимосвязи с другими подразделениями, возникающие в результате производственной, хозяйственной, управленческой деятельности, фиксируются документные связи - наименования документов, периодичность их представления, сроки, устанавливаются взаимные обязательства, определяется состав документов, разрабатываемых структурным подразделением совместно с другими структурными подразделениями.
Положения подписывают должностные лица, являющиеся их непосредственными разработчиками (например, начальники структурных подразделений, заместители первого руководителя и др.), визирует положение юридическая служба (юрисконсульт), утверждает руководитель. Положение обретает юридическую силу с момента утверждения.
Устав
Устав - свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ, граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в разных сферах государственного управления, хозяйственной или иной деятельности.
Уставы, общие для какой-либо сферы деятельности, утверждают высшие органы государственной власти и управления. Уставы предприятий, учреждений и организаций утверждаются их вышестоящими органами управления (министерствами, ведомствами) или власти (администрацией субъектов федерации). Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит обязательной регистрации в установленном порядке. Общие требования к порядку составления и оформления устава юридического лица регламентированы в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Устав - правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию организации, ее функции, задачи, порядок работы. Это основной организационный документ в деятельности учреждений, организаций и предприятий, различных организационно-правовых форм собственности. Он регулирует взаимоотношения данной организации с другими организациями, с физическими лицами, права и обязанности в сфере, соответствующей направлениям ее деятельности.
Устав является обязательным документом, его содержание в соответствии с законодательством РФ должно включать реквизиты:
наименование организации, структурного подразделения,
название вида документа «устав»,
дата, индекс;
отметки о согласовании;
дату и гриф утверждения;
текст.
Текст «устава» включает следующие разделы:
предмет и цель деятельности;
порядок образования имущества;
порядок распределения прибыли;
порядок образования учреждения (организации, предприятия), порядок управления и прекращения деятельности;
органы управления (внутренняя организационная структура).
В зависимости от вида организации в типовой Устав могут быть добавлены другие сведения: для банков - перечень проводимых банком операций и его функции; для бирж - сведения о максимальном составе членов, порядке их приема, правах и обязанностях, порядке разрешения споров; для акционерных обществ - сведения о категории выпускаемых акций, условия их приобретения, размеры долей каждого участника и др.
- Рецензент доц., канд. Экон. Наук и.В. Каблашова
- Введение
- Методические указания по проведению лабораторных работ Общие положения
- Общие методические указания к выполнению лабораторных работ
- Создание текста на компьютере
- 1.2. Набор текста на компьютере
- 1.3. Использование формуляра-образца при создании конкретных документов
- А) угловой бланк; б) продольный бланк
- 1.4. Вопросы для входного контроля
- Лабораторная работа № 1 разработка документов личного происхождения
- 1. Исходные положения о документах личного происхождения
- Исходная информация для пк
- Заявление
- Заявление о приме на работу
- Автобиография
- Расписка
- Доверенность (личная)
- Приглашение
- Объяснительная записка
- 3. Оборудование и техническое оснащение лабораторной работы
- 4. Порядок выполнения лабораторной работы
- 5. Оформление лабораторной работы
- 6. Рекомендации преподавателям
- Вопросы для самопроверки
- Исходные положения о документах, касающихся вопросов переписки
- 1.1. Рекомендации к написанию деловых и коммерческих писем
- 1.1.1. Информативность и убедительность
- 1.1.2.Основные требования к тексту деловой переписки
- 1.1.3.Рекомендации по использованию цифр и слов, обозначающих количество или порядок
- 1.1.4. Сокращения как заменители слов и словосочетаний
- 1.1.5.Этикет в деловой переписке
- Исходная информация для пк
- 2.1.Структура деловых и коммерческих писем
- 2.2. Стандартные фразы и выражения деловых и коммерческих писем:
- 2.3. Краткая информация по основным видам писем
- Оборудование и техническое оснащение лабораторной работы
- Порядок выполнения лабораторной работы
- 5. Оформление лабораторной работы
- 6. Рекомендации преподавателям
- 7. Вопросы для самопроверки
- Исходные положения об организационно-распорядительных документах
- Исходная информация для пк
- 2.1. Положение
- Инструкции
- 2.4.Приказ
- 2.5. Указание
- 2.6. Распоряжение
- 2.7. Решение
- Протокол
- Оборудование и техническое оснащение лабораторной работы
- Порядок выполнения лабораторной работы
- 5. Оформление лабораторной работы
- 6.Рекомендации преподавателям
- 7. Вопросы для самопроверки
- Библиографический список
- Методические указания
- Составители
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14