Протокол
Протокол занимает особое место в системе организационно-распорядительных документов. С одной стороны, его можно отнести к информационным документам (так как он содержит информацию о ходе обсуждения каких-то управленческих вопросов), а с другой - протоколы содержат постановляющую часть и, таким образом, могут рассматриваться как распорядительные документы.
Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях, конференциях. Протоколы документируют деятельность постоянно действующих коллегиальных органов, таких, как коллегии комитетов и министерств, муниципальных органов управления, а также ученых, технических, методических советов. Обязательному протоколированию подлежат собрания акционеров, заседания советов директоров. Протоколы представляются в органы государственной власти для регистрации. Протоколы составляют и для документирования деятельности временных коллегиальных органов (конференций, собраний, совещаний и д.р.).
Протокол оформляется на основе записей, которые велись на заседании секретарем вручную или с использованием диктофона. Проведению совещания (заседания) любого уровня должна предшествовать подготовительная работа. Для участников заседания готовится и раздается информационный материал по вопросам, включенным в повестку дня. Протокол ведется во время заседания секретарем, который конспектирует (стенографирует) или записывает на диктофон выступления участников заседания.
В зависимости от вида заседания и статуса коллегиального органа выбирается форма протокола: краткая, полная или стенографическая.
Краткий протокол - фиксирует обсуждавшиеся на заседании вопросы, фамилии докладчиков и принятые решения. Такой протокол рекомендуется вести только в тех случаях, когда заседание стенографируется, доклады и тексты выступлений будут представлены секретарю или, когда заседание носит оперативный характер.
Полный протокол фиксирует не только обсуждавшиеся вопросы, принятые решения и фамилии выступавших, но и достаточно подробные записи, передающие содержание докладов и выступлений участников заседания, все высказанные мнения, прозвучавшие вопросы и реплики, замечания, позиции. Полный протокол позволяет документировать подробную картину заседания.
Стенографический протокол составляется на основе стенографического отчета о заседании (стенограммы) и дословно передает процесс обсуждения каждого вопроса и выработку решения по нему.
Полный и стенографический протоколы составляют на основе рукописных стенографических или магнитофонных записей, которые ведутся во время заседания.
Оформление протокола имеет ряд особенностей. Он составляется на общем бланке или на чистом листе бумаги, на котором указывается наименование предприятия. Все виды протоколов включают следующие реквизиты:
наименование учреждения (организации, предприятия),
вид документа «Протокол»,
место для проставления даты,
индекса документа, место составления протокола,
место для заголовка к тексту.
Датой протокола является дата заседания (протоколы, как правило, оформляются после заседания). Если оно продолжалось несколько дней, то дата протокола включает даты начала и окончания. Номером (индексом) протокола является порядковый номер заседания. Нумерация протоколов ведется в пределах календарного года или срока полномочий коллегиального органа. Заголовок к тексту протокола, как правило, отражает вид заседания или коллегиальной деятельности и согласуется с названием вида документа.
Текст протокола включает вводную и основную части.
В вводной части протокола после заголовка приводятся фамилии и инициалы председателя и секретаря заседания (в краткой форме протокола эти сведения опускают). С новой строки после слова «Присутствовали» перечисляют фамилии, инициалы постоянных членов коллегиального органа (в алфавитном порядке), фамилии, инициалы и должности приглашенных на заседание. При оформлении протокола расширенного заседания фамилии участников не перечисляются, а указывается цифрой их общее количество. Подсчет участников проводится по спискам регистрации, которые передаются секретарю собрания и становятся одним из приложений к протоколу. В вводную часть протокола включается повестка дня. Повестка дня содержит вопросы, вынесенные на обсуждение. Каждый пункт повестки дня нумеруется, записывается с новой строки и отвечает на вопрос «о чем?». В ней перечислены обсуждаемые на заседании вопросы с фамилиями выступающих (докладчиков) и закреплена последовательность их обсуждения. Повестка дня заседания, как правило, составляется заранее и должна включать оптимальное количество вопросов, которые можно рассмотреть и обсудить на заседании.
Текст основной части протокола составляется в соответствии с последовательностью вопросов, установленных повесткой дня. Основная часть текста протокола содержит столько разделов, сколько пунктов включено в повестку дня. В соответствии с ней разделы нумеруются. Каждый раздел состоит из трех частей: «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)», которые печатаются с абзаца, для того чтобы выделить в тексте протокола записи речи основного докладчика, участников обсуждения вопроса и постановляющей части, формулирующей решение собрания. С этой же целью в тексте протокола каждую фамилию и инициалы выступающего печатают с новой строки в именительном падеже. Изложение записи выступления отделяют от фамилии дефисом, оно излагается от третьего лица единственного числа. Если докладчик предоставил текст своего выступления, то после тире указывается: «текст выступления прилагается (приложение 1)». Если после выступления или в ходе обсуждения задавались вопросы, они должны быть зафиксированы в протоколе вместе с ответами. Записи делаются в краткой, лаконичной форме. Постановление (решение) указывается в протоколе полностью. Протокол оформляет секретарь заседания. Он подписывается председателем и секретарем. Протоколы правления акционерного общества или совета директоров должны быть подписаны всеми присутствовавшими на заседании. К протоколу подшиваются представленные на рассмотрение материалы: справки, доклады, проекты и т.п. Решения, принятые на заседании, доводятся до сотрудников предприятия в виде копии самого протокола или выписки постановляющей части из него, либо в виде других распорядительных документов: приказов, решений, составленных на основании протокола. Протоколы относятся к числу важных документов предприятия, поэтому хранятся не менее 10 лет и могут передаваться на архивное хранение.
Выписка из протокола представляет собой точную копию части текста подлинного протокола, относящегося к тому вопросу повестки дня, по которому готовят выписку. При этом воспроизводят все реквизиты бланка, вводную часть текста, вопрос повестки дня, по которому готовится выписка, и текст, отражающий обсуждение вопроса и принятое решение. Выписку из протокола подписывает только секретарь, он же составляет заверительную надпись. Она состоит из слова «Верно», указания должности лица, заверяющего копию (выписку), личной подписи, фамилии, инициалов и даты. Если выписка дается для представления в другую организацию, то она заверяется печатью.
- Рецензент доц., канд. Экон. Наук и.В. Каблашова
- Введение
- Методические указания по проведению лабораторных работ Общие положения
- Общие методические указания к выполнению лабораторных работ
- Создание текста на компьютере
- 1.2. Набор текста на компьютере
- 1.3. Использование формуляра-образца при создании конкретных документов
- А) угловой бланк; б) продольный бланк
- 1.4. Вопросы для входного контроля
- Лабораторная работа № 1 разработка документов личного происхождения
- 1. Исходные положения о документах личного происхождения
- Исходная информация для пк
- Заявление
- Заявление о приме на работу
- Автобиография
- Расписка
- Доверенность (личная)
- Приглашение
- Объяснительная записка
- 3. Оборудование и техническое оснащение лабораторной работы
- 4. Порядок выполнения лабораторной работы
- 5. Оформление лабораторной работы
- 6. Рекомендации преподавателям
- Вопросы для самопроверки
- Исходные положения о документах, касающихся вопросов переписки
- 1.1. Рекомендации к написанию деловых и коммерческих писем
- 1.1.1. Информативность и убедительность
- 1.1.2.Основные требования к тексту деловой переписки
- 1.1.3.Рекомендации по использованию цифр и слов, обозначающих количество или порядок
- 1.1.4. Сокращения как заменители слов и словосочетаний
- 1.1.5.Этикет в деловой переписке
- Исходная информация для пк
- 2.1.Структура деловых и коммерческих писем
- 2.2. Стандартные фразы и выражения деловых и коммерческих писем:
- 2.3. Краткая информация по основным видам писем
- Оборудование и техническое оснащение лабораторной работы
- Порядок выполнения лабораторной работы
- 5. Оформление лабораторной работы
- 6. Рекомендации преподавателям
- 7. Вопросы для самопроверки
- Исходные положения об организационно-распорядительных документах
- Исходная информация для пк
- 2.1. Положение
- Инструкции
- 2.4.Приказ
- 2.5. Указание
- 2.6. Распоряжение
- 2.7. Решение
- Протокол
- Оборудование и техническое оснащение лабораторной работы
- Порядок выполнения лабораторной работы
- 5. Оформление лабораторной работы
- 6.Рекомендации преподавателям
- 7. Вопросы для самопроверки
- Библиографический список
- Методические указания
- Составители
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14