Этапы проектирования экспертной системы. Формализация базы знаний. Классификация моделей представления знаний
Этапы разработки экспертных систем (ЭС) имеет существенные отличия от разработки обычного программного продукта. Опыт создания ЭС показал, что использование при их разработке методологии, принятой в традиционном программировании, либо чрезмерно затягивает процесс создания ЭС, либо вообще приводит к отрицательному результату.
При разработке ЭС, как правило, используется концепция "быстрого прототипа". Суть этой концепции состоит в том, что разработчики не пытаются сразу построить конечный продукт. На начальном этапе они создают прототип (прототипы) ЭС. Прототипы должны удовлетворять двум противоречивым требованиям: с одной стороны, они должны решать типичные задачи конкретного приложения, а с другой - время и трудоемкость их разработки должны быть весьма незначительны, чтобы можно было максимально запараллелить процесс накопления и отладки знаний (осуществляемый экспертом) с процессом выбора программных средств. Для удовлетворения указанным требованиям, как правило, при создании прототипа используются разнообразные средства, ускоряющие процесс проектирования.
Прототип должен продемонстрировать пригодность методов инженерии знаний для данного приложения. В случае успеха эксперт с помощью инженера по знаниям расширяет знания прототипа о проблемной области. При неудаче может потребоваться разработка нового прототипа или разработчики могут прийти к выводу о непригодности методов ЭС для данного приложения. По мере увеличения знаний прототип может достигнуть такого состояния, когда он успешно решает все задачи данного приложения. Преобразование прототипа ЭС в конечный продукт обычно приводит к перепрограммированию ЭС на языках низкого уровня, обеспечивающих как увеличение быстродействия экспертных систем, так и уменьшение требуемой памяти. Трудоемкость и время создания ЭС в значительной степени зависят от типа используемого инструментария.
-
В ходе работ по созданию экспертных систем сложилась определенная технология их разработки, включающая шесть следующих этапов: идентификацию, концептуализацию, формализацию, выполнение, тестирование, опытную эксплуатацию. На этапе идентификации определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей.
-
На этапе концептуализации проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач.
-
На этапе формализации выбираются инструментальные средства и определяются способы представления всех видов знаний, формализуются основные понятия, определяются способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решений, средств представления и манипулирования знаниями.
-
На этапе выполнения осуществляется наполнение базы знаний, создание прототипа ЭС. Главное в создании прототипа заключается в том, чтобы этот прототип обеспечил проверку адекватности идей, методов и способов представления знаний решаемым задачам. Создание первого прототипа должно подтвердить, что выбранные методы решений и способы представления пригодны для успешного решения, по крайней мере, ряда задач из актуальной предметной области, а также продемонстрировать тенденцию к получению высококачественных и эффективных решений для всех задач предметной области по мере увеличения объема знаний.
-
В ходе этапа тестирования производится оценка выбранного способа представления знаний в ЭС в целом. Для этого инженер по знаниям подбирает примеры, обеспечивающие проверку всех возможностей новой ЭС.
Рисунок 1.4 Технология разработки ЭС
Различают следующие источники неудач в работе системы: тестовые примеры, ввод-вывод, правила вывода, управляющие стратегии.
Показательные тестовые примеры являются наиболее очевидной причиной неудачной работы экспертных систем. Поэтому при подготовке тестовых примеров следует классифицировать их попод проблемам предметной области, выделяя стандартные случаи, определяя границы трудных ситуаций и т.п.
Критерии оценки ЭС зависят от точки зрения. При тестировании промышленной системы превалирует точка зрения инженера по знаниям, которого в первую очередь интересует вопрос оптимизации представления и манипулирования знаниями. И, наконец, при тестировании ЭС после опытной эксплуатации оценка производится с точки зрения пользователя, заинтересованного в удобстве работы и получения практической пользы.
-
На этапе опытной эксплуатации проверяется пригодность экспертных систем для конечного пользователя. Пригодность экспертных систем для пользователя определяется в основном удобством работы с ней и ее полезностью. Под полезностью ЭС понимается ее способность в ходе диалога определять потребности пользователя, выявлять и устранять причины неудач в работе, а также удовлетворять указанные потребности пользователя (решать поставленные задачи). В свою очередь, удобство работы с ЭС подразумевает естественность взаимодействия с ней (общение в привычном, не утомляющем пользователя виде), гибкость ЭС (способность системы настраиваться на различных пользователей, а также учитывать изменения в квалификации одного и того же пользователя) и устойчивость системы к ошибкам (способность не выходить из строя при ошибочных действиях неопытного пользователях).
В ходе разработки экспертных систем почти всегда осуществляется ее модификация. Выделяют следующие виды модификации системы: переформулирование понятий и требований, переконструирование представления знаний в системе и усовершенствование прототипа.
На этапе формализации базы знаний осуществляется выбор метода представления знаний.
Рассмотрим классификацию методов представления знаний (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Классификация методов представления знаний
Известно, что используемые в экспертных системах данные являются плохо формализуемыми. При более структурированных знаниях выбирают правила, как средство представления знаний. В противном случае переходят к объектно-ориентированному моделированию.
При формализации базы знаний посредством правил используются следующие методы представления знаний:
· Логическая модель описывает как объекты, так и правила с помощью предикатов первого порядка и является строго формализованной моделью с универсальным дедуктивным и монотонным методом, использующей логический вывод "от цели к данным".
· Продукционная модель позволяет использовать эвристические методы вывода для правил и может обрабатывать неопределенности в виде условных вероятностей или коэффициентов уверенности, а также выполнять монотонный или немонотонный вывод.
При формализации базы знаний посредством объектов существуют следующие методы:
· Семантическая сеть отображает разнообразные отношения объектов.
· Фреймовая модель как частный случай семантической сети использует для реализации операционного знания присоединенные процедуры.
· Объектно-ориентированная модель как развитие фреймовой модели, реализуя обмен сообщениями между объектами, в большей степени ориентирована на решение динамических задач и отражение поведенческой модели.
- Многокритериальное пр. Качественный и количественный анализ. Пространственные модели.
- Пр в условиях неопределенности. Парадигма анализа решений. Деревья решений.
- Теория полезности. Принцип максимальной ожидаемой полезности. Методы прямого построения функции полезности
- Теория полезности. Основные свойства функции полезности. Учет отношения к риску в функции полезности.
- Теория полезности. Обоснование s- образности кривой полезности.
- Теория полезности. Определение отношения к риску на основе понятия детерминированного эквивалента.
- Определение детерминированного эквивалента. Детерминированный эквивалент для выпуклой и вогнутой функции.
- Стратегическая эквивалентность функций полезности. Линейная функция полезности.
- Логарифмическая функция полезности. Пример.
- Экспоненциальная функция полезности. Пример.
- Квадратичная функция полезности. Пример.
- Теоремы о несклонности к риску. Надбавка за риск.
- Теоремы о склонности к риску. Надбавка за риск.
- Пример функции полезности для лпр несклонного к риску.
- Пример функции полезности для лпр склонного к риску.
- Мера несклонности к риску. Обоснование. Интерпретация функции несклонности к риску.
- Связь между надбавкой за риск и функцией несклонности к риску.
- Особенности и признаки интеллектуальности информационных систем.
- Классификация иис. Системы с интеллектуальным интерфейсом
- Экспертные системы. Архитектура экспертной системы. Назначение составных частей эс.
- База знаний и механизм вывода на знаниях. Сравнительный анализ.
- Этапы создания экспертной системы. Идентификация предметной области. Построение концептуальной модели. Типы моделей
- Этапы проектирования экспертной системы. Формализация базы знаний. Классификация моделей представления знаний
- Особенности знаний и их отличие от данных. Декларативные и процедурные знания. Системы, основанные на знаниях. Этапы трансформации данных и знаний. Базы данных и базы знаний
- Самообучающиеся системы. Технологии olap и Data Mining. Определение Data Mining. Основные типы закономерностей, извлекаемых с помощью Data Mining
- Индукция и дедукция. Алгоритм индуктивного обучения. Деревья решений
- Искусственные нейронные сети. Обучение нейронных сетей
- Системы, основанные на прецедентах (Case Based Reasoning)
- Прямой логический вывод в эс на основе правила Modus Ponens.
- Обратный логический вывод в эс на основе правила Modus Ponens
- Семантические сети. Основные типы отношений в семантических сетях. Правила построения семантических сетей
- Теория фреймов. Структура фрейма. Слоты и присоединенные процедуры. Механизм вывода на фреймах
- Механизм вероятностного вывода на основе правил Байеса и коэффициентов уверенности
- Основные понятия теории нечетких множеств. Операции над нечеткими множествами. Понятия нечеткой и лингвистической переменной. Основы нечеткого логического вывода.
- Понятие нечеткого высказывания и нечеткого предиката
- Формирование базы правил систем нечеткого вывода
- Фаззификация
- Агрегирование
- Активизация
- Аккумуляция
- Понятие онтологии. Классификация онтологий и их применение.
- Редакторы онтологий, формализмы и форматы представления онтологий
- Подход к формированию онтологий в редакторе Protégé. Последовательность создания онтологий
- 37.2. Последовательность создания онтологий.
- Элементы фреймовых онтологий – классы, экземпляры, слоты (типы значений, кардинальность), отношения и т.Д.
- Язык создания экспертных систем clips: поддерживаемые парадигмы, основные структуры данных, конструкции языка для обработки данных и осуществления вывода.