logo
Shpory gosy

68. Защита эвс от механических воздействий.

При эксплуатации и транспортировке на МЭА, действуют вибрации, удары и линейные ускорения. Так, например, вибрации характеризуется перегрузками, достигающими 30g в диапазоне частот от 30 до 5000 Гц, а линейные ускорения и удары – перегрузками до 50g. Действие этих факторов может привести к поломке выводов, подложек микросхем, возникновению в них усталостных напряжений, разрушению контактов и герметизации блоков.

Защита ЭВС осуществляется следующими группами методов: Уменьшение интенсивности источников механического воздействия (путем их балансировки, уменьшение зазоров, виброизоляция самого источника механических воздействий); Уменьшение величины передаваемых ЭВС воздействий (путем его виброизоляции, демпфирования, устранения резонансов, активной виброзащиты с помощью эксцентриков, маятников, гироскопов); Используются наиболее прочные и жесткие компоненты и узлы.

Принцип виброизоляции заключается в размещение между объектом установки и ЭВС специальных устройств – амортизаторов, которые поглощают и отражают механическую энергию. Поглощение энергии колебаний происходит демпфированием за счет трения в материале амортизаторов или в демпферах с сухим или вязким трением между элементами конструкции. Эффективность виброизоляции () равным отношению амплитуды возмущающих колебаний к амплитуде вынужденных колебаний амортизирующего ЭВС.

Амортизаторы: 1) Металлорезиновая (АП, АКСС-М, АКСС-И, АО и др.); 2) Металлопружинные (АПН, ДК, АТ и др.).

Основные типы амортизаторов (нормализованные).

1. Амортизатор демпфированный АД.

1 - подвижный шток, крепится к объекту;

2- корпус амортизатора жёстко соединённый с основанием амортизатора

6 и крепится к раме;

3 - резиновый баллон о калиброванным отверстием 5;

При вибрационных нагрузках баллон деформируется и через калиброванное отверстие проходит воздух внутрь и в баллон, следовательно происходит рассеивание энергии, т.о. осуществляется демпфирование.

4 - металлическая пружина - упругий элемент, определяющий статическую и динамическую жёсткость амортизатора.

Необходимо: перечислить и недостатки этого амортизатора:

  1. наличие резиновой детали - старение, боится солнечной радиации.

  2. невозможность эксплуатации при большой разреженности атмосферы (непригоден для самолётов, ракет, высокогорий...).

2. АФД - амортизатор фрикционного демпфирования.

  1. шток, который крепится к блоку;

  2. корпус, соединённый с основанием амортизатора 5;

  3. фрикционная шайба;

  4. пружины (верхняя и нижняя).

Этот амортизатор лишён недостатков амортизаторов 1-го типа,

3. АПН - амортизатор пространственного нагружения (это модификация АФД).

Д ополнительные диссипативные силы образуются за счёт трения шайбы о сухари, следовательно, возможны нагрузки не только в направлении W.

4. Плоскостные или чашечные амортизаторы АП (АЧ)

Р езиновая шайба определяет упругие силы и упругие свойства амортизатора.

Основные параметры этого амортизатора совпадают с параметрами амортизаторов типа АД, кроме требований разрежения.

Жесткость и прочность обеспечиваются ребрами жесткости, отбортовкой, заливкой, обволакиванием.