logo search
Интеллектуальные Информационные Системы / лекции

1.7. Области коммерческого использования искусственного интеллекта

Интеллектуальная информационная система (ИИС) – это информационная система (ИС), которая основана на концепции использования базы знаний (БЗ) для генерации алгоритмов решения экономических задач различных классов в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователей. БЗ – хранилище единиц знаний, описывающих атрибуты и действия, связанные с объектами проблемной области, а так же возможные при этом неопределенности.

К ИИС относятся: экспертные системы (ЭС), естественно-языковые, понимания речи, управления роботами, распознавания образов, нечеткие, нейронные сети, интеллектуальные агенты (инструкторы). Системы, комбинирующие две и более из перечисленных систем называются гибридными.

ЭС. ЭС – это интеллектуальная информационная система (ИИС), предназначенная для решения слабо формализуемых задач на основе накапливаемого в БЗ опыта работы экспертов в проблемной области. Эксперт – специалист, знания которого помещаются в БЗ. ЭС имитирует процесс рассуждений эксперта при решении сложной задачи. ЭС представляют огромный интерес для современных предприятий, так как они способны увеличить производительность и восполнить дефицит высококвалифицированных и дорогостоящих работников – экспертов. Наиболее широкое распространение ЭС получили именно в области экономики. В основном ЭС используются при принятии решений. ЭС должна решать поставленные задачи на уровне не ниже уровня людей-экспертов в данной предметной области. Идея построения ЭС проста: формализовать знания людей-экспертов, вложить их и механизмы принятия решений в компьютерную систему и обращаться к ЭС как к консультанту. ЭС не только предложит решение, но и, если необходимо, объяснит каким образом оно получено или модифицирует его.

Мощность любой ЭС зависит прежде всего от ее БЗ, это ядро системы. Работа со знаниями включает в себя следующие этапы:

  1. накопление и извлечение знаний (от экспертов, книг, отчетов и др. источников);

  2. формализация знаний или построение модели знаний о данной предметной области;

  3. вывод на знаниях (получение решений в результате применения определенного набора правил к знаниям из БЗ);

  4. представление решения в виде, понятном пользователю – не эксперту.

ЭС и Интернет/интранет.

Интернет/интранет технологии поддерживают ЭС и наоборот. Телекоммуникационные технологии обеспечивают доступ к возможностям ЭС огромного числа пользователей, это способствует окупаемости затрат на разработку ЭС. К сожалению, только немногие ЭС доступны по сети. ЭС могут быть связаны по сети не только с пользователями, но и с другими системами, включая базы данных, системы принятия решений, управления роботами. Сетевые технологии открывают новые возможности в разработке ЭС группами людей, разделенных территориально, а так же в реализации ЭС.