Проблемный анализ
На этом этапе осуществляется отображение входной строки, представленной в виде сети ЛФ, в сеть проблемных фреймов (ПФ), служащую для внутреннего представления знаний в ИС. Для каждой предметной области должна быть разработана собственная база знаний, включающая абстрактную сеть ПФ. «Верхние уровни» ПФ фиксированные и содержат факты, всегда истинные в предполагаемой ситуации. Нижние уровни содержат много терминалов, то есть «ячеек», которые надо заполнить конкретными данными. В каждом терминале могут перечисляться условия, которым такие присваивания значений обязаны удовлетворять. Например, при анализе зрительных сцен различные фреймы в системе соответствуют различным точкам зрения на нее, а переходы от одного фрейма к другому отражают эффект перемещения наблюдателя из одного места в другое. Важно, что различные фреймы одной и той же системы, будь то ЛФ или ПФ, используют общее множество терминалов. Благодаря этому становится возможным координировать информацию, полученную с различных точек зрения в широком смысле.
Однако именно на этом этапе возникает множество вопросов с пониманием смысла и пониманием причинно-следственных связей. Рассмотрим лишь несколько фраз и связанных с ними вопросов, отмеченных в книге П.Уинстона [5]:
«Робби нравится ставить эту пирамиду на красный блок».
Это то же самое, что и фраза «Робби счастлив, когда эту пирамиду помещают на красный блок.»? В таком случае имеет место
(фрейм ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ
(объект РОББИ)
(текущее состояние ())
(результирующее состояние (БОЛЕЕ СЧАСТЛИВ))
(действие (ФРЕЙМ ДЕЙСТВИЕ)))
Предположим, что кто-то сказал:
«Робби успокоил Суззи».
Ясно, что здесь также присутствует изменение состояния (Суззи стала менее грустной). Но что именно сделал Робби? Поговорил ли он с ней, взял на прогулку или просто передвинул пирамиду? Это неизвестно, и поэтому в слоте «действие» ссылка будет отсутствовать.
Рассмотрим еще один пример:
«Суззи была травмирована результатом экзамена.»
Ясно, что это образное выражение, экзамен не повредил Суззи физически, а полученная оценка заставила ее почувствовать себя плохо. Приведенный пример снова показывает, что глагол в предложении может указывать на изменение состояния и не отражать действия.
Все сказанное пока о проблемном анализе - это рассуждения о моделях на уровне здравого смысла. Именно здесь проблемы естественного языка попадают в область проблем мышления и понимания и происходит обращение к большим базам знаний. Именно здесь предстоит еще решить множество трудных задач.
Конкретный алгоритм заполнения сети ПФ на основе сети ЛФ читателю предлагается придумать самостоятельно. При этом предлагается подумать также над следующими вопросами:
Как производится сопоставление фреймов, когда имеются некоторые различия при рассмотрении вещей с различных точек зрения в широком смысле?
Сколько фреймов нужно для того, чтобы справиться с различными предметными областями, такими, как мир кубиков, мир финансов, политики и окружающий нас мир?
Как можно усвоить новые фреймы через обобщение старых? Как аналогия может связать различные миры так, чтобы новые фреймы для одного из них можно было бы автоматически строить по фреймам другого?
Завершая наше краткое рассмотрение вопросов общения с ЭВМ на естественном языке следует назвать в качестве примеров ранних эффективных отечественных систем для ОЕЯ-общения системы ПОЭТ [70] и АДАЛИТ [71]. В области лингвистической ЕЯ-обработки за последний десяток лет также имеются несомненные успехи [73], [74]: появились коммерческие системы машинного перевода (Stylus, Socrat, Pars, Lingvo и др.), поиска информации в ЕЯ-текстах и аннотирования («Следопыт», «Либретто») и др., создан широкий спектр экспериментальных систем обработки ЕЯ-текстов. Г. Хахалин отмечает также [73] задачи, требующие дальнейшей проработки: трансляция связных ЕЯ-текстов в пределах абзацев и более; полноценный лингвистический синтез текста; автоматизация процесса наполнения моделей; методы проверки ЛТ и лингвистических моделей на полноту, корректность и разнообразие. Следует также отметить недостаточную проработанность вопросов унификации моделей проблемной среды, механизмов вывода для ЛТ.
- Интеллектуальные информационные системы
- 230201 - Информационные системы и технологии
- 080801 - Прикладная информатика в экономике
- Оглавление
- 1. Введение в интеллектуальные информационные системы
- 1.1. Предмет исследования искусственного интеллекта
- 1.2. Определение иис
- 1.3. Искусственный интеллект и интеллектуальное поведение
- 1.4. Определения, используемые в дисциплине иис
- 1.5. Исторический обзор работ в области ии
- Доказательство теорем.
- Распознавание изображений.
- Экспертные системы.
- Машинный перевод и понимание текстов на естественном языке.
- Игровые программы.
- Машинное творчество.
- 1.6. Кратко о развитии робототехники
- 1.7. Области коммерческого использования искусственного интеллекта
- 1.8. Иис других типов
- 1.9. Интеллектуальные агенты
- 1.10. Примеры иис
- 2. Системы представления знаний
- 2.1. Фреймы
- 2.2. Исчисления предикатов
- 2.3. Системы продукций
- 2.4. Семантические сети
- 2.5. Нечеткая логика
- 3. Методы поиска решений
- 3.1. Методы поиска решений в пространстве
- 3.2. Алгоритмы эвристического поиска
- Алгоритм наискорейшего спуска по дереву решений
- Алгоритм оценочных (штрафных) функций
- Алгоритм минимакса
- Альфа-бета-процедура
- 3.3. Методы поиска решений на основе исчисления предикатов
- 3.4. Задачи планирования последовательности действий
- 3.5. Поиск решений в системах продукций
- 4. Распознавание изображений
- 4.1. Общая характеристика задач распознавания образов и их типы.
- 4.2. Основы теории анализа и распознавания изображений.
- 4.2. Распознавание по методу аналогий.
- 4.3. Актуальные задачи распознавания
- 5. Общение с эвм на естественном языке. Системы речевого общения
- 5.1. Проблемы понимания естественного языка
- 5.2. Анализ текстов на естественном языке
- Морфологический анализ
- Синтаксический анализ
- Семантическая интерпретация
- Проблемный анализ
- 5.3. Системы речевого общения
- 6. Методология построения экспертных систем
- 6.1. Экспертные системы: Определения
- 6.2. Основные компоненты эс
- 6.3. Типы решаемых задач эс:
- 6.4. Ограничения и недостатки эс:
- 6.5. Обобщенная схема эс
- 6.6. Экспертные системы: классификация
- 6.7. Трудности при разработке экспертных систем
- 6.8. Методология построения экспертных систем
- 6.9. Примеры экспертных систем
- 7. Практическая разработка экспертных систем в среде clips
- 7.1 Постановка задачи
- 7.2. Основы программирования в системе clips
- 7.3. Программирование в clips экспертной системы управления технологическим процессом