1.7. Области коммерческого использования искусственного интеллекта
Интеллектуальная информационная система (ИИС) – это информационная система (ИС), которая основана на концепции использования базы знаний (БЗ) для генерации алгоритмов решения экономических задач различных классов в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователей. БЗ – хранилище единиц знаний, описывающих атрибуты и действия, связанные с объектами проблемной области, а так же возможные при этом неопределенности.
К ИИС относятся: экспертные системы (ЭС), естественно-языковые, понимания речи, управления роботами, распознавания образов, нечеткие, нейронные сети, интеллектуальные агенты (инструкторы). Системы, комбинирующие две и более из перечисленных систем называются гибридными.
ЭС. ЭС – это интеллектуальная информационная система (ИИС), предназначенная для решения слабо формализуемых задач на основе накапливаемого в БЗ опыта работы экспертов в проблемной области. Эксперт – специалист, знания которого помещаются в БЗ. ЭС имитирует процесс рассуждений эксперта при решении сложной задачи. ЭС представляют огромный интерес для современных предприятий, так как они способны увеличить производительность и восполнить дефицит высококвалифицированных и дорогостоящих работников – экспертов. Наиболее широкое распространение ЭС получили именно в области экономики. В основном ЭС используются при принятии решений. ЭС должна решать поставленные задачи на уровне не ниже уровня людей-экспертов в данной предметной области. Идея построения ЭС проста: формализовать знания людей-экспертов, вложить их и механизмы принятия решений в компьютерную систему и обращаться к ЭС как к консультанту. ЭС не только предложит решение, но и, если необходимо, объяснит каким образом оно получено или модифицирует его.
Мощность любой ЭС зависит прежде всего от ее БЗ, это ядро системы. Работа со знаниями включает в себя следующие этапы:
накопление и извлечение знаний (от экспертов, книг, отчетов и др. источников);
формализация знаний или построение модели знаний о данной предметной области;
вывод на знаниях (получение решений в результате применения определенного набора правил к знаниям из БЗ);
представление решения в виде, понятном пользователю – не эксперту.
ЭС и Интернет/интранет.
Интернет/интранет технологии поддерживают ЭС и наоборот. Телекоммуникационные технологии обеспечивают доступ к возможностям ЭС огромного числа пользователей, это способствует окупаемости затрат на разработку ЭС. К сожалению, только немногие ЭС доступны по сети. ЭС могут быть связаны по сети не только с пользователями, но и с другими системами, включая базы данных, системы принятия решений, управления роботами. Сетевые технологии открывают новые возможности в разработке ЭС группами людей, разделенных территориально, а так же в реализации ЭС.
- Интеллектуальные информационные системы
- 230201 - Информационные системы и технологии
- 080801 - Прикладная информатика в экономике
- Оглавление
- 1. Введение в интеллектуальные информационные системы
- 1.1. Предмет исследования искусственного интеллекта
- 1.2. Определение иис
- 1.3. Искусственный интеллект и интеллектуальное поведение
- 1.4. Определения, используемые в дисциплине иис
- 1.5. Исторический обзор работ в области ии
- Доказательство теорем.
- Распознавание изображений.
- Экспертные системы.
- Машинный перевод и понимание текстов на естественном языке.
- Игровые программы.
- Машинное творчество.
- 1.6. Кратко о развитии робототехники
- 1.7. Области коммерческого использования искусственного интеллекта
- 1.8. Иис других типов
- 1.9. Интеллектуальные агенты
- 1.10. Примеры иис
- 2. Системы представления знаний
- 2.1. Фреймы
- 2.2. Исчисления предикатов
- 2.3. Системы продукций
- 2.4. Семантические сети
- 2.5. Нечеткая логика
- 3. Методы поиска решений
- 3.1. Методы поиска решений в пространстве
- 3.2. Алгоритмы эвристического поиска
- Алгоритм наискорейшего спуска по дереву решений
- Алгоритм оценочных (штрафных) функций
- Алгоритм минимакса
- Альфа-бета-процедура
- 3.3. Методы поиска решений на основе исчисления предикатов
- 3.4. Задачи планирования последовательности действий
- 3.5. Поиск решений в системах продукций
- 4. Распознавание изображений
- 4.1. Общая характеристика задач распознавания образов и их типы.
- 4.2. Основы теории анализа и распознавания изображений.
- 4.2. Распознавание по методу аналогий.
- 4.3. Актуальные задачи распознавания
- 5. Общение с эвм на естественном языке. Системы речевого общения
- 5.1. Проблемы понимания естественного языка
- 5.2. Анализ текстов на естественном языке
- Морфологический анализ
- Синтаксический анализ
- Семантическая интерпретация
- Проблемный анализ
- 5.3. Системы речевого общения
- 6. Методология построения экспертных систем
- 6.1. Экспертные системы: Определения
- 6.2. Основные компоненты эс
- 6.3. Типы решаемых задач эс:
- 6.4. Ограничения и недостатки эс:
- 6.5. Обобщенная схема эс
- 6.6. Экспертные системы: классификация
- 6.7. Трудности при разработке экспертных систем
- 6.8. Методология построения экспертных систем
- 6.9. Примеры экспертных систем
- 7. Практическая разработка экспертных систем в среде clips
- 7.1 Постановка задачи
- 7.2. Основы программирования в системе clips
- 7.3. Программирование в clips экспертной системы управления технологическим процессом