logo search
Интеллектуальные Информационные Системы / лекции

6.2. Основные компоненты эс

На рис. 2 представлены основные компоненты ЭС: БЗ (knowledge base), решатель (inference engine), «классная доска» (blackboard), интерфейс (user interface), подсистема объяснения (explanation subsystem).

ЭС может работать в двух режимах: накопления знаний и консультирования (правая и левая части на рис. 2). Процесс приобретения знаний заключается в извлечении знаний инженером по знаниям из экспертов (или других источников) и внесение их в БЗ в виде фактов и правил. В режиме консультации пользователь посылает ЭС запрос через интерфейс. ЭС реагирует на запрос с помощью механизма вывода (решателя). В БЗ активизируются факты и правила, соответствующие возникшей ситуации, они влекут за собой активизацию других фактов и правил, логически следующих из ситуации и так далее, пока не будет найдено решение. Промежуточные данные фиксируются на «классной доске», параллельно генерируется сценарий объяснения принятия решения. Решение и, при необходимости, объяснения представляются пользователю в удобном виде.