Русскую речь разъедает ржавчина
Площадной стиль стал нормой общения на всех социальных ступенях российского общества.
Если в простом стиле использовать бранные слова, вульгарные, нецензурные, жаргонные, то простой стиль превращается в площадной. Впервые его так назвал Ломоносов, а потом выражение «площадная речь» использовал Гоголь. Классики считали, что «площадные», «презренные» слова непристойно употреблять в образцовой речи.
Если бы они слышали нас теперь! С телеэкранов, со страниц многих газет и журналов, даже в художественной литературе мы слышим и читаем слова бранные, вульгарные, нецензурные, жаргонные.
С величайшим огорчением необходимо признать, что площадной стиль стал нормой речевого общения на всех социальных ступенях российского общества.
Язык – душа народа, следовательно, язык дает возможность оперировать духовными ценностями. Какие духовные ценности может отражать площадной стиль?
Как ни печально, ржавчина, разъедающая наш язык, проникла и в сферы, казалось бы, далекие от «площадей». Попробуйте читать в широкой печати или специальных изданиях статьи ученых – политиков, экономистов, юристов, искусствоведов. Как переполнены эти тексты терминами, значения которых читатель зачастую не найдет даже в словарях. Это специальная лексика замкнутых групп образованных людей. Образованных, однако, не желающих пользоваться нормативным русским языком. Таких замкнутых групп сейчас много. И каждая из них оказывается в кольце своеобразной информационной блокады.
А в результате общество раздроблено и разобщено.
И не задуматься ли, наконец, интеллигенции, почему в последнее время общество предъявляет ей разнообразные счета? Может быть, одна из причин этого кроется именно в языке? Вернее, в нежелании многих образованных людей спуститься с высот специальной терминологии, искусственного языка на уровень естественной русской речи.
В нашем общении сейчас отсутствует речевой этикет. Русские люди испокон века отличались искренней взаимной приветливостью. Из Древней Руси пришли крылатые слова, употребление которых украшает нашу речь и сегодня: милости просим, прошу любить и жаловать, дражайший друг, ваш покорны слуга… Честь и хвала подъячим Тайного приказа при царе Иване Васильевиче, изобретателям этикета феодального общества. Филигранно отшлифованные этикетно-речевые обороты в челобитных, отказах, благодарностях, поздравлениях превратились со временем в неизменные конструкции, которые выдержали миллиарды повторений. Сердечный отклик у собеседника вызывают магические сочетания слов: будьте добры, будьте любезны, не откажите в любезности, с удовольствием, с радостью, охотно, можете быть спокойны, можете на меня рассчитывать и так далее.
История еще не знала времени, когда человек так много и так разнообразно был бы лично связан со столь огромным количеством людей. У каждого свои взгляды, вкусы, темпераменты, характеры. Со взрослыми общаются не так, как с детьми, с близкими иначе, чем с незнакомыми, со вспыльчивыми по-иному, чем со сдержанными, с умным не так, как с дураком… И только благодаря речевому этикету, формулы которого нейтральны и не зависят ни от настроения, ни от социального положения, создается социокультурная среда, в которой человек чувствует себя свободно, не боясь кого-либо обидеть, задеть чье-то самолюбие или уронить свое достоинство.
Наш город всегда являлся образцом культурной русской речи. Можем ли мы сегодня гордиться собой? И что нужно сделать каждому петербуржцу, что нужно предпринять властям, чтобы остановить процесс разрушения этой части петербургской культуры?
В речевой одежде современной культуры есть еще одна прореха, залатать которую вряд ли удастся. Речь россиян стала монотонной, однообразной. Объясняется такое невыразительное звучание исчезновением драгоценнейших разработок в области мелодики речи.
Оказывается, русский язык подлежит делению на пять основных тонов: золотой тон, серебряный, медный, бархатный и благовейный. Каждый из этих тонов имеет свои четко очерченные границы: нелепо будет звучать медного тона на свадьбе, а в серебряном – на похоронах…
Может быть, наша тревога напрасна. И процесс омертвления языка происходит и в других странах? Нет, во Франции, например, периодически издаются указания и постановления, предписывающие необходимость перевода на французский язык американизмов. В Финляндии даже слову «спутник» сумели найти свой аналог. В Беларуси издается указ о наложении штрафа за сквернословие в общественных местах, в церквях часть проповеди священники посвящают изложению законов логического мышления, а в школах с первого по двенадцатый класс введена риторика. Народ Беларуси учат логически правильно мыслить и красиво эти мысли излагать.
Несмотря на такое тревожное состояние языка, в России создана орфографическая комиссия, которая, по слухам, ратует за изъятие из русского алфавита твердого знака, написание одной согласной вместо сдвоенной и другие усечения русского языка. Изъятие букв из алфавита, замена их на другие автоматически изменит и объем памяти народа. Ведь у нас вне сферы контакта с современным читателем оказалось огромное количество книг, написанных на церковнославянском языке. Объем памяти нации уменьшился на несколько уровней. А произошло это потому, что из алфавита убрали несколько букв, которые с оставшимися нам в наследство с тридцатью тремя апечатлевали в текстах разум, сознание, мудрость и духовность народа. Если же снова запустить процесс «стряхивания» букв с древа русского алфавита, не наступит ли момент, когда фиксация мыслей в письме будет происходить из набора всего лишь трех букв? И вы, увы, знаете эти буквы.
Задание 90. Прочитайте студенческие рецензии на статью «Русскую речь разъедает ржавчина». Найдите и укажите недостатки, допущенные их авторами.
Текст 1.
Тема статьи автора Дубовской – одна из самых актуальных в наше время: и ученых, и далеких от науки людей волнует состояние языка в России.
Используя обращение к интеллигенции, автор рассказывает, как основной нормой языка на всех социальных ступенях российского общества становится «площадной» стиль.
В ходе рассуждения автор убеждает нас, что вульгарные, бранные, нецензурные слова мы слышим с телеэкранов, читаем со страниц многих газет и журналов.
Следовательно, ржавчина, разъедающая наш язык, проникла во все сферы общества.
В связи с этим Ольга Дубовская предлагает употреблять этикетно-речевые обороты, пришедшие из Древней Руси.
И это очень похвально, что автор еще раз упомянула эти магические сочетания слов.
Убедительно звучит в статье и тезис о том, что речь россиян стал монотонной, однообразной в связи с исчезновением разработок в области мелодики речи.
Читая статью, начинаешь осознавать, насколько права Ольга Дубовская в том, что в России ничего не делается, чтобы прекратился процесс омертвления языка.
В конце статьи нельзя не согласиться с гневным авторским предупреждением: «Если снова запустить процесс «стряхивания букв с древа русского алфавита, то фиксация мыслей будет происходить из набора лишь трех букв».
Текст 2.
Тема статьи Ольги Дубовской - отрицательные явления в современном русском языке, которые ведет к его засорению и омертвлению.
Первое положение статьи – «площадной стиль стал нормой общения на всех социальных ступенях российского общества». Это является свидетельством падения не только речевой культуры народа, но и его духовности.
Во-первых, автор обеспокоен перенасыщенностью научной речи специальной терминологией. В результате появляется много замкнутых групп образованных людей, что ведет к разобщению общества в целом.
Далее в статье поднимается вопрос об отсутствии речевого этикета в нашем общении. Речевой этикет необходим для создания социально-культурной среды, где человек чувствует себя свободно и одновременно уважает достоинство, окружающих его людей. С этой точки зрения, считает автор статьи, современный Петербург вряд ли можно считать «образцом культурной русской речи».
Автор обращает внимание еще на одно тревожное явление устной разговорной речи: «Речь россиян стала монотонной, однообразной».
В мелодике устной речи есть 5 основных тонов, но о них забыли. На вопрос о процессе омертвления языка в других странах О.Дубовская отвечает отрицательно и приводит факты, говорящие об обратном.
В заключение автор с сомнением отзывается о грядущей реформе русского языка и предупреждает о серьезных последствиях ее для объема памяти нашего народа, который и так уменьшился на несколько уровней.
Задание 91. Напишите рецензию на статью.
- М.М.Мейрбекова, е.Е.Хайрушева
- Предисловие
- І. В в о д н ы й к у р с
- Язык – достояние общества
- Русские пословицы о языке и речи
- Культура аргументации
- Установка оборудования
- Дискретная математика
- Escape Wireless – это значит свобода!
- Испорченные и зараженные файлы
- Поисковые системы
- II. О с н о в н о й к у р с
- Задание 37. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
- Открытие геометрии
- Динамика
- Операционная система и ее назначение
- Клавиатура
- Математическая физика
- Графическое разрешение экрана
- Материнская плата (motherbroard)
- Микропроцессор
- Персональные цифровые помощники
- Хакеры: плохие или хорошие
- Свойства современных языков программирования
- Устойчивость движения
- Алгоритм линейной структуры
- Комплексные числа
- Виды компьютерной графики
- «Красная книга как сигнал опасности»
- Историк науки Рошди Рашед рассказывает о вкладе арабов в развитие математики.
- Структура и содержание реферата
- Обучение писцов
- Своеобразие геометрических построений
- Обучение математике
- Математические тексты
- Философы и математики
- Структура рецензии
- Модель типовой рецензии
- Русскую речь разъедает ржавчина
- У истоков современной науки
- Землемерные работы и картирование неба
- Новые перспективы
- Возникновение академий
- Век Просвещения
- Ш. Культура профессиональной речи
- (Классификация и примеры н.Н.Романовой и а.В.Филипова)
- Каджахметова дана муратбековна
- Тексты для самостоятельной работы
- Математическое моделирование
- Структура файловой системы
- Искусственный интеллект
- Проектирование программы управления кодом
- Омар Хайям. (1048-1131)
- Информация
- Свойства информации
- Paintbrush
- Технология «Виртуальная реальность»
- Факсимильная связь
- Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
- Рамануджан
- Мориц Паш
- Содержание